Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Кошевой атаман

Добавить в избранное

АРКАДИЙ ПОЛЬШАКОВ


ИСТОРИЯ

ЗАПОРОЖСКИХ

КАЗАКОВ


КОШЕВОЙ АТАМАН

Историческая повесть о последнем атамане вольной Запорожской Сечи


2012-14 годы


КОШЕВОЙ АТАМАН


Эта повесть распространяется автором на договорной основе с сохранением целостности и неизменности текста, включая и сохранение настоящего уведомления.

Всякое коммерческое использование данного текста без согласия автора авторских прав

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

Все права защищены.

Физические лица, географические названия, страны и континенты, упомянутые в тексте как настоящие, так и выдуманные, образы в большинстве своем собирательные.

Повесть об атамане Запорожской Сечи Петре Калнышевском и запорожских вольных казаках.

Мнения персонажей не всегда совпадает с мнением автора.

Интересного Вам чтения, друзья!


СОДЕРЖАНИЕ


1 . Названия стран, городов, имена действующих лиц .............4

2 . Предисловие ............................................................................ 5

3 . Дорога на Сечь .........................................................................7

4 . В школе Джуры .......................................................................25

5 . Первый поход на "божий промысел" ................................... 38

6 . Первая любовь .........................................................................46

7 . Свадьба Петра и Марины ...................................................... 60

8 . Атаманство ..............................................................................70

9 . Встреча атамана с императрицей ......................................... 75

10 . Хозяйственные реформы атамана ...................................... 84

11 . Запорожцы в Русско-турецкой войне .................................91

12 . Баталии на реке Буг ..............................................................97

13. Голубые князья .....................................................................101

14 . Морские походы запорожцев .............................................106

15 . Крымская компания ............................................................124

16 . Взятие Кафы .........................................................................136

17. Накануне крутых событий ...................................................144

18. Постельные дела Екатерины ...............................................149

19. Кончина Запорожской вольницы ........................................152

20 . Арест атамана ......................................................................166

21 . Дорога на Соловки ..............................................................180

22 . Фавориты императрицы................. .....................................192

23 . Справка - описание Соловецкого монастыря ...................204

24 . В Соловецком каземате .......................................................210

25 . Первый десяток лет заключения ........................................213

26. Второй десяток лет неволи ..................................................254

27. Смерть Потемкина................................................................ 278

28. Страшный сон атамана .........................................................289

29 . Письмо турецкому султану .................................................295

30. Письмо запорожцев императрице из Сибири.....................303

31. Смерть императрицы Екатерины ........................................316

32. Освобождение атамана.........................................................330

32 . Встреча с провидцем Авелем .............................................334

33 . Смерть атамана ....................................................................343

34. Эпилог ................................................................................... 349


Название стран, городов, имен действующих лиц


ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ – государство на окраине России, пристанище воинственных казаков - запорожцев;

РОССИЯ - евразийская страна;

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - место ссылки атамана Петра Калнышевского, он расположен на Соловецком острове в Белом море;

УКРАИНА - европейская страна, в которой украли ее старое название - Киевская Русь;

ЕКАТЕРИНА II - Российская императрица (в народе - ЕКАБЕЛИНА ВТОРАЯ)

Князь ПОТЕМКИН (он же запорожский казак Грицко Нечеса) - один из приближенных Российской императрицы (в простонародье - хахаль императрицы);

СИРКО - запорожский кошевой атаман Чертомлицкой Запорожской Сечи;

МАГОМЕТ ( он же по казацки МУХАМ МЕД ) IV - султан турецкий;

ПЕТР КАЛНЫШЕВСКИЙ - атаман Запорожского Коша;

ПАВЕЛ ГОЛОВАТЫЙ - войсковой судья;

ВЛАДИМИР СОКОЛЬСКИЙ - архимандрит Сечи;

СИДЛОВСЬКИЙ ПЕЛЕХ, ЧЕРНЫЙ, КУЛИК, КОВПАК - полковники войска запорожского;

ИВАН МАНДРО казачий полковник войска Запорожского , командир морского отряда Запорожской флотилии;

НЕЕШКАША - запорожский казак;

НЕЧИПАЙЗГЛУЗДУ - запорожский казак;


ПРЕДИСЛОВИЕ


«Сияют звезды яркие у Млечного пути,

Родился на Украине он, в подсолнечном раю,

Родился видимо с гумором - совсем был не монах,

На воле каждой клеткою - Краиною пропах.

Он сделал много доброго на жизненном шляху -

Неужели всё забудется и канет в небытие?..

***

О, нет! Он звездною дорогою повернется до нас,

Калниш братьев христианских в Сечи от смерти спас,

Воскреснет с песней, рифмами, он будет долго жить,

Потому что над Украиною - Млечный Путь бежит!»


(Перевод из сборника «Чумацький шлях» Аркадия Польшакова)


Одна из самых известных и вместе с тем недостаточно изученных личностей в славянской истории, является атаман вольной казачьей Запорожской Сечи - Петр Иванович Калнышевский.

Калнышевский Петр Иванович – это последний атаман Коша в вольной Запорожской республике, храбрый и заслуженный в походах, достаточно образованный и состоятельный человек, на местном диалекте «знатный товарищ Сичевого братства».

Атаман был довольно талантливым полководцем, государственным деятелем и политиком. На самом высоком выборном посту Запорожской республики, он оказался, будучи уже в солидном возрасте.

Петр Калнышевский в течение 10 лет руководил в XVIII веке последним оплотом вольной государственности – Запорожской Сечью.

Границы Запорожского Коша тогда охватывали территории нынешних Запорожской, Днепропетровской, Донецкой, Кировоградской, Луганской, Херсонской и Николаевской областей.

В эти годы Запорожские Казаки уже непрерывно чувствовали русскую угрозу, надвигающуюся с севера, но руководящий класс старшин Сечи, в большинстве своем верил в справедливость императрицы, и может быть даже немного завидовал положению казачьей шляхты в Гетманщине, присоединенной к России в 1654 г.

Старшины были готовы идти на переговоры и уступки, а потому посылали к Екатерине II посольства с протестами о притеснениях и просьбами, о привилегиях.

В 1775 г. они допустили без должного сопротивления вторжение русских войск в земли своей демократической республики, несмотря на то, что казачьи массы в большинстве своём готовы были биться за сохранение своих вольностей и демократических обычаев.

Тогда по приказу коварной немки императрицы Екатерины II сидевшей на русском престоле, войска под руководством сербского генерала Текеллия окружили Запорожскую Сечь, чтобы уничтожить её.

Атаман Петр Калнышевский со старшинами Сечи, как известно не допустил кровавой бойни (сечи) между двумя братскими христианскими народами и сдал без боя Сечь.

Если бы запорожские казака приняли тогда другое решение и атаковали русские войска, то неизвестно чем эта бойня закончилась для обеих сторон. Как известно из истории, превосходящие по численности войска турецкого султана Мухаммеда 1V, уже однажды пытались разрушить Запорожскую Сечь, однако, с позором бежали от туда, казаки разбили их наголову.

Поэтому как говорится, не приведи Господь, если бы эта сеча состоялась (с любым кровавым результатом), то она навеки, по крайней мере, на долгие годы омрачила бы сложные отношения между двумя братскими славянскими народами.

Примечания:

Петр Калнышевский, как и другие известные атаманы, и гетманы Украины, регулярно посылал вклады в церковь Гроба Господнего в Иерусалиме. Многие золотые, серебряные и позолоченные изделия: чаши, ложки, звезды и другие ценности от Петра Калнышевского и по сей день хранятся в Святой Земле.

Как известно героями или известными историческими личностями не рождаются, ими становятся, часто это становление бывает далеко не простым.

Проследим насколько это возможно его путь – «Чумацкий шлях» Петра Калнышевского.

Для передачи местного колорита и юмора (гумора) здесь так же, как и в некоторых других произведениях используется языковый «суржик» из двух славянских языков русского и украинского, например, отаман-атаман, козак-казак, шо-что и другие.

Стихи, поэтические зарисовки приведенные в повести. написаны автором.


ДОРОГА НА СЕЧЬ


Фото. Панорама Сечи.


«Он родился,

Крестился,

Трудился,

Добывая

Мякину с плода.

Словно пчелка,

По жизни,

Крутился,

Распыляясь:

Туда и сюда.


Эх, судьба, судьба, судьба!

Ты не будь уж так крута,

Нет, не надо серебра,

Дай лампадочку, светла!


Ангел жизни:

Незримый

Хранитель,

Жизнь другую,

Ему подари.

В новой жизни,

Надеюсь,

Учитель,

Будет больше,

Тепла и добра…


(Из сборника Аркадия Польшакова «Гражданская лирика»)


Давным-давно, как говорят гуморные запорожцы - в закудыкино кудыкино, в селе Пустовойтовке в семье запорожского казака (козака) родился мальчик.

Такое благозвучное название село получило после разорения его османами, о нем говорили: – Пустое село, хоть вой с голодухи.

Отец мальца Иван Калнышевский и мать Агафья, назвали его Петром. Семьи тогда были большими, не то, что сейчас раз-два и обчелся, так что он был не последний ребенок в семье, после него родилось еще два брата Панас и Семен. Забегая вперед скажем, что его братья, в частности Панас, служил в Смелянской казацкой сотне, другой брат, Семен, стал священником в Смелом.

Получается, что в семье казака Ивана Калнышевского, как в хорошей сказке о трех киевских богатырях, родилось три сына.

Интересно, что знаменитого богатыря Илья Муромца (в древней литературе имеется и другое его имя Илля Муровець), похороненного киевлянами в Киево-Печерской лавре, почему-то называют в литературе только русским богатырем. Его, скорее всего лучше назвать общеславянским богатырем, а еще более правильно киевским, поскольку он в то время жил и сражался за Киевскую Русь. При этом не зря столицу Киев славяне называли матерью городов русских. Лишь после Киевской Руси образовались Белая Русь и Московская Русь.

Поэтому считать его только русским богатырем было бы ошибочно и исторически неправильно. Зачем искажать общую историю славян? Тем более в наш просвещенный 21-й век, когда многое прояснилось в истории славянских народов и становится на свои законные места!

К этому следует добавить, что в русско-турецких войнах почти всегда говориться о победах русских войск над общим врагом – турками. При этом забывают упомянуть о 17 тысяч козаков служивших под командованием атамана Петра Калнышевского и других казацких старшин в этих самых русских войсках и ковавших одну общую победу над общими тогдашними врагами.

Судите сами, как можно воевать, не зная противника?

Ведь русские военачальники (среди них было много иностранцев, приглашенных немкой-императрицей) не знали местность на южной границе России, где разворачивались основные баталии. Поэтому вклад казаков в победу русского оружия над турками неоценим. Лишь лихие казаки как свои пять пальцев знали местность вплоть до Стамбула-Константинополя. Они без существенных потерь могли разведать силы противника, взять нужного языка, лихо прогуляться по тылам противника, расстроив их наступательные планы.

В этой связи следует отдать должное запорожским казакам, поскольку ни одна крупная операция русских войск против их общего тогдашнего врага Турции не обходилась без участия запорожцев.

Ниже мы опишем, для примера одну такую крупную операцию запорожских казаков в тылу противника, проведенную по просьбе той же самой императрицы Екатерины II.

Однако вернемся к нашему герою Петру Калнышевскому.

Не будем здесь говорить сейчас о достоинствах всех сыновей Ивана Калнышевского, каждый из них был себе на уме, поговорим о старшем брате - Петре.

Он с мальства, как старший сын в семье помогал им всем выжить, копал, садил в саду и огороде, работал на дому, носил с криницы воду, пас овец и коров, косил сено на окружающих село лугах и пустырях.

Мать, глядя на своего первенца, не нарадовалась, он рос такой же самостоятельный, рассудительный и работящий, весь в отца пошел.

И склонившись над спящим сыном, вспоминая своего «коханого» запорожского казака Ивана, она не раз пела Петрику свою колыбельную песню, которая звучала, как и многие украинские песни, чуточку с грустинкой:


«Склонилась казачка над спящим сынком,

И пела ему, засыпай крепким сном,

Ты вырастишь сильным, как батюшка твой,

Таким же, как батька, рубакой лихой.

Отец твой в походе в далёком краю,

Отдал жизнь как воин в неравном бою,

Он с верою в Бога, с молитвой в устах,

Оставил в наследство нам память в крестах…

Повторение:

Он с верою в Бога, с молитвой в устах,

Оставил в наследство нам память в сынах…»


Что и говорить бабья вдовья доля была во все времена у всех народов на всех континентах не сладкой. И здесь, матери Петра, большой женской надеждой и верой на лучшее будущее были сыновья, старшим из которых был Петро Калнышевский.

Он действительно был очень похож на отца, говоря словами украинского писателя Коцюбинского: «Петро був парубок моторный и хлопец хоть куды – козак!»

У Петрика была собака, которая привязалась к нему и бегала за ним по пятам, как неприкаянная.

Этого щенка Петрик подобрал год назад в ледоход на реке.

Это было так:

Однажды он с Павлом и Мариной гулял по берегу реки . Марина увидела, что плывет мимо на льдине маленький щенок .

Он жалобно скулил бегал по льдине, а вокруг была холодная ледяная вода и рядом с ним плыли другие льдины. Щенок был уже мокрый и боялся воды.

Марина взволнованно обратилась к ребятам:

- Смотрите, щенка плывет на льдине!

Павел безразлично изрек девушке:

- Глупый щенок, может утонуть.

Марина: - Жаль его, ребята, надо спасти щенка!

Павел возмущенно: - Ты что! Самому можно утонуть! Нет, я не полезу за ним!

Марина умоляюще обратилась к Петру: - Петр, неужели ничего нельзя сделать?

Петр пожал плечами, сказал: - Я попробую!


Просьба Марины и жалобное скуление щенка пронзили детскую душу Петрика, и он решил, во что бы то ни стало выручить щенка из беды.

Найдя на берегу прочную палку Петрик прыгнул на мимо проплывающую льдину, затем, отталкиваясь и подгребая палкой, поплыл в направлении льдины со щенком. Там где было возможно, он перепрыгивал с льдины на льдину, приближаясь к скулящему щенку.

Толпа народа на берегу, среди них мужчины, женщины, которые увидели парня, опасно прыгающего с одной льдины на другую в направления к щенку , кричали ему с берега:

Мужик в кожухе взволнованно кричал: - Ты куда полез пацан, утонуть хочешь!

Второй мужик грозно добавил: - Возвращайся сейчас же!

Молодая женщина в цветастом платке взволнованно обращается к мужикам, выговаривали им:

- Мужики, куда вы смотрите, верните парня!

Мужик в кожухе, отвечал ей:

- Как его вернуть назад, лодку надо!

Женщина говорила им: - Да ищите лодку мужики, мальчишка может утонуть!

Вторая женщина кричала Петьке с берега: - Мальчик, возвращайся обратно!


Марина стала волноваться за него и стала кричать ему: - Петр, возвращайся!

Мужик в кожухе видя, что Петр продолжает прыгать с льдины на льдину, стал кричать: - Пацан, будь осторожен!

Петро, отвечая кричащим с берега, крикнул: - Не волнуйтесь, я сейчас!


Он опять прыгнул на мимо проплывающую льдину и, отталкиваясь и подгребая палкой, добрался до льдины со щенком.

Петрик стоял на льдине, тяжело дыша, у него было мокрое от напряжения лицо. Нагнувшись, он взял щенка на руки, тот радостно скулил и лизал его лицо. Но надо было им возвращаться. Петрик сунул щенка за пазуху и стал пробираться обратно к берегу. Обратный путь был для него тяжелее, чем первый.

Одна из льдин, когда он перепрыгивал, раскололась под ним на две части.

Марин, женщины и мужики видят, как раскалывается под Петром льдина, ужаснулись.

Марина взволновано вскрикнула: - Ой, мамочки!

Женщина в цветном платке, взволнованно обращаясь к мужикам, которые тянули лодку к реке, кричала: - Эй, мужики, скорее тяните лодку!

Но Петро чудом удержался от падения в воду. Он успел перепрыгнуть на большую льдину.

Далее у берега была одна вода. Он, стоя на льдине, стал интенсивно грести палкой к берегу. Сильное течение несло его льдину прямо на ледяной затор. Там льдины налетали друг на друга, со скрежетом ломаясь, уходили под воду.

Марина, женщины, мужчины на берегу, видя, что быстрое течение несет льдину с Петром прямо на затор на реке, стали креститься и молиться.

Марина, в страхе за Петра крестясь, говорила: - Господи, спаси, помоги Петру добраться до берега.

Женщина в платке взволнованно кричала мужикам: - Мужики, что вы там возитесь, скорее, спускайте лодку на воду!

Один мужик ей удрученно отвечал: - У лодки весел нету!

Женщина сердито: - Палки на берегу возьмите и ими гребите!

Мужик ей в ответ: - Нам не успеть!


Между тем Петро отчаянно, во всю, изо всех сил стал грести к берегу. Сильное течение несло его льдину прямо на ледяную пробку, образовавшуюся у берега. Между ним и берегом, мешая добраться до него, плыли небольшие льдины. Видя такое дело Петро рискуя, прыгает на одну из них, а затем дальше на другую, но у берега одна из льдин раскалывается под ним. И он оказывается в ледяной воде.

К нему на помощь по берегу бегут мужики.

Петр бредет по воде к берегу.

Первым к нему подбегает мужик в кожухе, который протягивая руку, сказал:

- Пацан, давай руку!

Петр ответил ему: - Да я тут сам уже вылезу ! Воды по колено!

Таким образом, он вышел на берег, с него текла вода.

Мужик, видя это, сказал ему: - Снимай сапоги! Вылей из них воду!

Петр ответил: - Сейчас!


Тут подбежала к нему запыхавшаяся от бега Марина.

Петр вынул из-за пазухи щенка и, обращаясь к ней, сказал: - Марина возьми, подержи щенка! Мне с сапог надо вылить воду.

Марина взяла на руки щенка и стала ласкать его.

А он начал выливать из сапог воду, поочередно снимая сапоги.

Их стала окружать толпа довольных, благополучной концовкой, людей.

Мужик в кожухе, качая головой, говорил ему: - Ну, ты, парень, настоящий казак!

Второй мужик добавил: - Да, смелый парень, не каждый решится на такое!

Женщина в цветастом платке, заботливо сказала: - Мальчик, тебе надо срочно домой переодеться нужно, а то заболеешь.

Услышав это, Марина затараторила: - Петро, скорее побежали до хаты! Надо переодеть тебя! Не дай Бог подхватишь простуду!

Тут к ним присоединился подошедший Павел, и они вместе, со щенком на руках у Марины, быстро пошли домой к Петру.

По дороге Павел, как бы оправдывая свою трусость, заметил Марине, что он тоже смог бы спасти щенка, если бы нога не болела.

На, что Марина ничего не сказав, так на него посмотрела, как будто гривну (рубль) потеряла.

Так Петро и Марина приобрели себе четвероногого друга в лице этого щенка, которого нарекли по цвету шерсти Рыжик.


Надо сказать, что не зря на протяжении тысячелетий дружба человека с собакой была взаимной и полезной. Кроме таких хороших качеств, как охрана дома и защита хозяина, есть и другие, где собака кое-чему хорошему может научить и даже помочь в беде самому человеку. Это взаимное общение помогало спокон веков и помогает сейчас им выжить в непростой полной опасности жизни на земле.

Собака, как друг человека может олицетворять и олицетворяет такие благородные качества, как преданность, сострадание, уверенность и спокойствие.

Поэтому люди, а дети тем более убеждены, что собаки хорошие и добрые создания и могут отличать доброго человека от злого, нехорошего.


Не удивительно, что после этого случая в половодье на реке, мальчик и щенок привязались друг к другу и ни минуты не могли жить один без другого.

Через год щенок подрос и превратился в замечательную собаку, которая понимала своего спасителя и хозяина с полуслова и даже с полу взгляда.

Это была уже довольно большая собака, рыжеватой масти с черными подпалинами на боках. Она ему здорово помогала, когда он пас овец и баранов.

Здесь следует заметить, что дружба и отношения между мальчиком и его собакой складывается так, что и человек, и собака становятся похожими друг на друга в своих привычках и поведении. Это заметно даже во внешнем виде их и характерных привычках.

О такой дружбе порой в народе говорят, что если бог разумом наделил кого-то, то и собака тоже такая же: - Где пастух умен, там и собака не дура! Когда Рыжий (Рудый), так назвали щенка, подрос, то, следуя известной поговорке «Пес у ворот – меньше хлопот!», он помогал ему во всем. Например, смотреть за меньшими шустрыми братьями, чтобы они не угодили куда-нибудь в яму или овраг, не уходили далеко от хаты, пес также сторожил дом и курятник, пас с ним скотину.

Как известно любой собаке, свойственно поведение волка: семья для него – стая, где должен быть вожак, который главнее всех.

Вожак был здесь Петрик, поэтому он устанавливал правила поведения в их своеобразной «стае». На такого «товарища» Петрик мог положиться в любой ситуации.

Об отношении Петра к своей собаке красноречиво говорит такая пословица: «Добрый хозяин собаку в худую погоду на улицу не выгонит».

Поэтому Петрик соорудил для своего пса из подручных средств настоящий песий домик, где ему было даже в зиму тепло и уютно.

Пес помогал ему не только пасти стадо, они вдвоем охотились на разную живность: зайцев, сусликов, лис. Он отыскивал яйца в гнездах куропаток и даже умел отыскивать в лесу съедобные грибы: боровики, маслята, обабки. Петрик, чтобы подкормиться, а есть ему хотелось всегда, ловил рыбу, драл в норах раков и сомят.

В степи, как говорили казаки запорожцы и хрущ мясо…

Некоторые из вас, современников, не поверят, но в то далекое непростое время жуки, лягушки, кузнечики, улитки и ракушки, ужи и змеи все были в рационе запорожцев.

Всю эту и другую живность переваривали их крепкие желудки. И если так случалось, что кушать было нечего, то сечевики, употребляли в пищу, даже копыта, рога и старые кости животных, которые находили в степи. Они их перемалывали, варили и съедали.

Везде сечевики находили пропитание. Надо сказать, что запорожская неприхотливость к любой пище и стальной желудок помогли в последующем спустя десятки лет в престарелом возрасте Петру Калнышевскому выжить в суровых условиях заточения его по приказу немки-императрицы в казематы Соловецкого монастыря. Там тоже для заключенного в одиночную камеру Петра Калнышевского и каждый «хрущ» был мясом. Живность, пусть малосъедобная и порой неприятная в подвалах монастыре водилась и в достаточном количестве.

Атаман Коша показал в этом заточении настоящий феномен физических и духовных возможностей человека.

Заключенный в возрасте 86-ти лет в каменный мешок камеры-одиночки Соловецкого монастыря, без солнечного света и свежего воздуха он провел в ней 25 долгих лет, сохранив до самой своей кончины ясность ума и твердость духа, и умер в возрасте 112-ти лет!!!

Петр Калнышевский задолго до длительных полетов человека в космос и к другим планетам Солнечной системы своим примером показал всему человечеству, что длительное заточение человека в ограниченном пространстве не помеха, человек живуч и способен на очень многое.

* * *

Но вернемся к мальчишке Петрику в его родное село.

Здесь в Пустовойтовке, будучи еще мальчишкой Петрик для ловли в густом кушире (вид водорослей) сплел из ивовых прутьев корзину, так называемую «накрывачку».

Вот с ней он и рыбачил на реке и в заливах реки – старице, добывая пропитание семье. Тихо, стараясь не шуметь, мальчик ходил по мелководью реки, и «накрывал» корзиной кусочек илистого дна или куширя, а потом шарил руками внутри корзины, и если там была рыба или раки ловил их и прятал в свой рыбацкий мешочек, привязанный веревкой к поясу.

А однажды таким способом он поймам детеныша выдры. Петро выходил его и выучил ловить рыбу и приносить её на берег хозяину. Это было что-то из вон выходящее, ни у кого из пацанов его сверстников не было ручной дрессированной выдры.

Все добытое он приносил домой, и мать, называя его маленьким кормильцем, готовила вкусную еду для ребят.

Она была на этот счет, как и почти все украинки, настоящая мастерица. Могла, как говорится из «топорища», вкусные борщи варить. А какие мать из гарбуза (тыквы) каши варила, это было настоящее объеденье.

В саду рядом с хатой у них росла смородина и вишни - сочные, сладкие, и когда мать готовила из них вареники, это было что-то неповторимое.

Для ребят это был настоящий праздник. Они сидели полуголые в одних подштанниках вокруг стола, на котором стояла большая миска с аппетитными варениками, и лопали, лопали их, аж слюнки текли. Порой вареники с соком при еде лопались и брызгали на них струей сочного красноватого сока. Он стекал по их голому пузу и выглядели братья после этого, как настоящие удалые запорожцы после боя, только вместо крови по их телам тёк размазанный руками сладкий ягодный сок.

Рос Петрик первым в зимовнике заводилой, командовавший не только своими младшими братьями, но сверстниками. Вместе они, играя, устраивали набеги на воображаемого противника, в качестве их выступали «басурмане» (меньшие по возрасту пацаны, так как старшие не хотели османами быть, каждый из старших сверстников говорил «Я не турок, я козак!»).

Устраивали они и ребячьи бои на самодельных саблях, соревновались в стрельбе из луков, совершали опустошительные набеги на чужие огороды и фруктовые сады. Петрика трудно было оторвать от уличных игр, беготни, лазаний, куда не следует лазить.


Однажды утром Петрик с Павлом, готовясь к очередной баталии со сверстниками, устроил себе тренировку в стрельбе из лука. Он долго и старательно целился в гарбуз росший под тыном, и когда выстрелил, то стрела, зацепившись за веточку вишни, изменила направление полета и попала прямо под хвост соседскому петуху, мирно клевавшему что-то под забором.

Петух больше от страха, чем от боли, загорланил: «Кука-реку-у-у!» и понесся к курятнику, где перепуганные куры подняли у соседки страшный переполох.

На шум в курятнике выбежала тетка Мотря. Это была вредная женщина, она не имела детей и очень не любила местную детвору, которые, как ей казалось, очень досаждали ей.

Мальчишки, чувствуя со стороны Моти неприязнь, часто дразнили её различными обидными дразнилками, типа:

« Тетя Мотя, тетя Мотя,

Подыми свои лохмотья...»

Увидев петуха со стрелой в заду, Мотря стала горланить на всю округу: «Убили! Убили, чертенята!»

Она, причитая, стала гоняться по двору за своим любимым петухом, из-под хвоста которого торчала длинная стрела с ярким пером на конце.

Сосед Мотри Ющенко, подтрунивая над соседкой, кричал ей из-за забора: - Теперь у тебя не петух, а скоморох бесплатный!

«Сам ты скоморох, - огрызалась тетка Мотря. - Думаешь, что если папаху на себя напялил, так и умнее стал...».

Подыгрывая своему другу, бывший подхорунжий Чемерис трясясь от смеясь, басил на всю улицу: - Вот это петух, и шампур не надо, чтобы закуску приготовить.

Тётка Мотря ему зло кричала: - Я тебе сама шампур вставлю куда надо, мало не покажется!

- Ты, Мотря, гетманскую грамоту от писарчука Яйцявбочци (Яйца в бочке)на него получи, - советовал Наливайко. - С грамотой то он (петух) на базаре дороже будет стоить.

Тетка Мотря и ему нашла, что ответить: - Я сама тебе грамоту выпишу и на лоб прилеплю!

На шум толпы вышел посмотреть, что там случилось, дед Георгий Незамай, которому было поручено присматривать за ребятами. Это был тертый старик, которого лучше не трогать, он терпеть не мог на свете двух вещей - пьяниц и шумных, крикливых, как он говорил, базарных женщин, типа тетки Мотри.

Он спросил соседку: - Что тут случилось?

Увидав деда, тетка Мотря прекратила перебранку с толпой и накинулась на него: - Ах ты, черт плешивый, твои басурмане моего лучшего петуха испортили...

Так она костерила и причитала минут пятнадцать без передыху на все село.

- Хватит причитать, - сказал дед, - если хочешь, куплю твоего пустозвона. Хороший из него бульон выйдет.

- Я с тебя сама бульон сварю! Да я на вас жаловаться к самому атаману пойду, а если он (не атаман, а петух), не приведи господь, издохнет, то жалобу на вас Кандыбе (генеральному судьи в Сечи) подам.

- Пусть твой пустозвон не бегает по чужим дворам да курей чужих не портит, тогда в него никто стрелять не будет, - дед в сердцах плюнул и ушел к себе в хату, а тетка Мотря еще долго его костерила и грозила Петрику уши надрать.


Когда страсти немного улеглись, и народ постепенно разошелся, Петрик с Павлом потихоньку выбрались из сарая, где они прятались все это время, и огородами, как говориться от греха подальше, направились на речку к ребятам.

Ющенко встретивши хлопцев, сказал Петру: - Хорошо стреляешь, настоящий Калныш-стрелец из тебя получиться!

А его напарник Чемерис добавил: - Весь в отца пошел!

Петро услышав похвалу, скромно наклонил голову и сказал: - Та я не нарочно попал в петуха! Так получилось!..

С чьей-то легкой руки с той поры Петрика стали называть не иначе как Калныш – стрелец. И на это полученное в детстве прозвище он не обижался.

Может быть этот курьезный случай и был тем толчком, который привел его в Запорожскую Сечь, а упорства, трудолюбия, ума и настойчивости ему было не занимать.

* * *

Их село (зимник) часто посещали казаки из Сечи. Когда это случалось, то ребят за уши было, не оттащишь от казаков, их амуниции и резвых коней. Коней козаков они купали на речке, взахлеб слушали рассказы козаков о былых лихих походах в Крым, о богатой добыче и прочих геройствах.

Поэтому не удивительно, что Калныш-стрелец «заболел» Сечью, въевшуюся не только в сознание, но и образ его ребячий жизни. Он подражал казакам, придумывал различные казачьи игры, качал мышцы, ходил вниз головой на руках по земле, умел бросать ножи в цель и жонглировать камнями. Трудностей он не боялся, поэтому любое занятие делом или по хозяйству делал добросовестно, аккуратно. Увлекался запорожскими приемами единоборства и рукопашного боя, был способным бойцом.

Калныш–стрелец был в таком возрасте, когда тянет мальцов познать мир, стать скорее взрослым и как отец, дед, старшие казаки в роду, понюхать запорожского пороха, романтики Чумацького Шляха (больших звездных дорог).

Не удивительно, что каждый из казачат его возраста грезил, мечтал попасть в Сечь и стать настоящим взрослым боевым казаком.

Так проходило его детство, но однажды в прекрасный солнечный день, когда Петрик с Рыжиком спокойно лежал, как говорится, грея пузо на берегу реки. Вблизи них появился отряд казаков из Сечи, им тоже захотелось искупаться в реке.

Они, сложив амуницию на берегу, оставив часового с лошадьми, весело с шумом и гамом кинулись гурьбою купаться в речку. Вода была тёплою, как молоко, и они долго плескались в реке.

Петрик с завистью смотрел на полуголых крепко сбитых молодых парней и мужиков и думал:

- Вот бы хорошо поехать с ними в Запорожскую Сечь.

К нему подошел знатный казак и спросил: - Хлопец ты тутошний?

- Да, дядька я з Пустовойтовки!

- Як тебе звать? - Петро! Мий батька теж колысь був козаком в Сечи.

- А як его звалы? - Иваном Калнышевським!

- Так ты его сын.

- Да!

- Знав я твого батька, вин в Крыму загинув (погиб)! – Есаул закурыв люльку с тютюном и поворошив патлы на голове Петрика.

- Вы зналы мого батька! – воскликнул пораженные в самое сердце неожиданной вестью хлопец.

- Так оно сынку, вин служив у нашому куреню, гарный був рубака. На жаль загинув у бою пид Перекопом. Тоди нас там окружила таторва, так вин з товаришами прикрывав наш отход. Кужуть вин тоди добре порубав татарву, на жаль один осман застрелив його з рушници.

Есаул замолчал, очевидно, вспоминая погибшего товарища.

Потом спросил пацана: - Ну, а як ты тут жевеш?

- Да так соби, пасу отару, помогаю матери по дому, на рички рыбу ловлю. Отак и живу, хлиб жую!

- Да, погано без батька!

- А вас як звуть!

- Та мене в Сичи уси знають, як Семена Кочубея.

- А можно мени покурить тютюну з вашей люльки? - Та ты ж малый ще!

- Та ничего, я трошки курну.

- Та на, попробуй! – Кочубей протянул Петру люльку з дымящим тютюном (табаком). Петро, взял с рук козака трубку, и затянулся по-настоящему в первый раз.

Когда он втянул в себя едкий дым из люльки, у него перехватило дыхание в горле, и он закашлял. От едкого дыма и кашля у него даже выступили слезы на глазах.

Казаки окружавшие их засмеялись, а один из них по прозвищу Наливайко (большой любитель наливать и пить, отчего и прозвище получил такое в Сечи), сказал:

- Малый ты ще курыты люльку, трошки пидросты и будеш всправжним (настоящим) козаком.

- Вирно гутариш, знатным буде козаком, як его батько Иван Калнышевський.

- Так вин сын Калныша! – заголосили козаки, якого воны зналы як хороброго козака, який не раз ходив з нымы (с ними) воюваты проты татарвы и турка у Крыму.

- Отож, вин сын Ивана!

- Дядько Кочубей, визмить мене з собою на Сичь! - Та ты ще малый, та й маты тебе не видпусте (не отпустить)!

- Та не малый я, уже пасу телят!

- А ты Петрико знаешь присказку про запорижського козака?

- Ни, не знаю!

- Тоди слухай! Запорижський козак народжується для того, щоб: у тры роки (три года) пасты гусей; у шисть - свиней, коз; у висим - пасты велыку рогату худобу и початы курыты; у дванадцять - навчитыся читаты и щипаты за телеси сусидську дивчину Марину; у шистнадцять - видбути джурою у Запорижське вийсько, у двадцять – сходиты в похид с козакамы на перший «божий промысел» к татарам у гости до Крыму; у двадцять п'ять - побратися з тою самою Мариною и в першу ж шлюбну ніч скочити в гречку и зробыть з нею мале козача; у сорок п'ять – стать эсаулом и вчиты такых самых хлопцив як був сам малым уму разуму на Сичи; у шистдесят п'ять - вчити внукив спивати запорижських писень; у симдесят п'ять - завести пасику, буты батьком козакив захисником батькивщини и сидити серед дидив на Запорижський Ради; у висимдесят п'ять - стати монахом у якомусь монастрыри, або у церковнои десятки; у дев'яносто рокив - спочити в Бозі, клянучи татарив, москалів і сусіда, чиї кури все життя порпали йому город...


Казаки, что окружили их, усмехаясь стали поучать, говоря, что он еще мал ехать на Сечь.

- Тебе твоя матир (мать) не видпусте з намы (не отпустит с нами) на Сечь, тоби нема шистнадцать рокив (нет 16 лет)! – подытожил Кочубей.

- А вы добре попросите, може вона буде згодна (согласна)…

Козаки заголосили вокруг, уговаривая Семена поговорить с матерью Петра, может вона и будет согласна отпустить сына с ними на Сечь.

- Щож козаки тоди, - запропонував (предложил) Кочубей, - поихалы навестым матир Петрика. Давайте скинемося в шапку ей на подарунок.


Кочубей снял с себя папаху, бросил в нее золотую цепочку и жменю серебра, объехав всех казаков, он собрал довольно приличную сумму грошей жене погибшего их товарища.

Одевшись, казаки направились в село к матери Петрика, который довольный оказанному ему вниманию с гордостью сидел на крупе коня Кочубея, а рядом радостно лая бежал его верный друг пес Рыжик.

Увидев казаков у дома вдовы Калнышевской, к ним потянулась все сельчане. Агафья Калнышевская заметив старого друга Ивана - Кочубея, едущего с сыном к ней, всплеснув руками радостно заметушилась по двору, открывая калитку и ворота.


Рис. Казак.


Семен Кочубей приветствовал её, сказав: - Доброго дня Агафья! Как твое драгоценное здоровье.

Она ответила: - Та ничого, Семен, помаленьку с Божию помощью живу.

Есаул: - Та ты ще, гарно дывися (хорошо смотришься).

Агафия: Спасибо за добрые слова!.. Потом добавила: - Заходите гости в дом, не ждала таких дорогих гостей. Зараз я накрою вам на стол, то чем бог послал.

Казаки заехали во двор, привязали лошадей и вошли в хату.

На столе появилась большая бутылка горилки с перцем, гарный (большой) шматок сала, пострама (вяленое мясо), солена, та копчена рыба, которую наловил Петрик, брынза (овечий сыр), буза, зеленый чеснок и лук с огорода.


Фото. Казаки рубают сало.


Казаки сели за стол, налили полные стопки горилки и помянули батька Петрика добрым словом.

Мать Петрика, услышав добрые слова в адрес мужа, немного всплакнула. Кочубей от всех казаков низко поклонился матери Петрика и попросил её взять собранные в шапке «подарунки», сказав: - Дорогая Агафья! Возьми от всех нас эти подарки.


Мать Петрика, увидев золотые украшения, серебряные монеты, всплеснув руками, заголосила: - Это все мне!.. Так богато!.. У меня с рождения не было столько денег!

- Бери Агафья, это все твое!

- Дякую (благодарю) вас хлопцы! Вы кушайте, кушайте! – запетушилась вдова, накладывая на стол нарезанное сало и черный ржаной хлеб.


Фото. Книга «Сало о сале».


Об украинском сале много хорошего и смешного сказано, добавим и мы еще:

- О, Сало, песня любимая! Сало копченое, соленое, маринованное, запеченное, вареное, свеженькое или хорошо просоленное, выстоянное с перцем и чесноком, с паприкою или с тмином...

А как хорошо, неповторимо венчают гору вареников или галушек в тарелке, ароматные, румяные, та хрустящие шкварочки из сала!

Уже от одного виду, наяву начинается у казаков, по научному говоря, саливация – т.е. говоря по-русски - обильное слюновыделение.

В украинский юмор о сале пестрит многими юморными перлами, например:

«Кто нашел торбу с салом, пусть срочно принесет нам, а если не захочет, то пусть им подавиться».

Так здесь в хате Петрика, вдова Ивана Калнышевского, весело и хорошо потчевала своих гостей.

Хлопцы выпили по чарке горилки и накинулись на свежее хорошо просоленное сало с зеленым лучком и черным хлебом.

Есаул с воодушевлением пропел: - О, сало, песня моя! Люблю сало твоё, Агафья, такое хорошо просоленное та еще с чесночком.

Казак Наливайко удовлетворенно добавил: - Агафия, у меня от одного виду вашого сала, наяву начинается слюновыделение.

Агафья, сраженная такою похвалою, говорила: - Хлопцы, кушайте, ежте сало, я еще принесу!

Ющенко открывая крышку кастрюли с варениками, смачно сказал: - Вареники пристрастье моё, та еще с сметаною.


Фото. Вареники в сметане.


Есаул предложил поднять чарки за хозяйку дома, говоря: - Казаки! Выпьем ещё за нашу хозяйку. Яка так хорошо угощает нас!

Ющенко: - Хорошее предложение, выпьем за хозяйку хаты!

Казаки пьют горилку.

Есаул, тут улыбаясь, с юмором говорит: - Однако, горилка наш ворог, казаки!

Казак Наливайко в ответ, сказал: - А кто сказал, шо мы боимся своих врагов? Никто! Поэтому нам можно трошки (немного) выпить ще! - Выпьем за наших врагов, чтобы у них перья на сраке та языках повырастали!

- Во, во! Выпьем, братья, за это! – поддержал его Ющенко. - Питие ещё со времен Киевской Руси есть у нас важная справа, а битие по морде наших врагов – это второе наше национальное блюдо! Так шо выпьем за наше первое и второе «национальные блюда»!

Казаки дружно выпили за «национальные украинские блюда».

Застолье у казаков в хате Агафьи длилось довольно долго.

В конце застолья, когда казаки все съели и выпили, Наливайко, который всегда был среди казаков заводилой (тамадой), просил сказать заключительное слово есаула.

Тот упирался, но казаки его уломали, и он выдал им свою речь, она звучала в свободном переводе так:

- Ну, шо сказать вам козаки!

- Говори, как знаешь! – поддержал его кто-то из казаков.

- Чтобы вы все счастливо сели на коней и доехали до того места, де на Вас ждут. И пусть Вас принимают за родного, близкого человека, как тут приняли нас у сели Пустовойтово и не выгонят, когда мы тут долго задержимся. И если погибнете в бою, как настоящий казак, то лежать вам прахом в земле и не гнить, как какой-то там басурман. И пусть издохнет та коза, которая объела грушу хозяйки нашей, многие и благая лета пани Калнышевськой…

Казаки дружно выпили: за хорошую встречу, здесь в селе, за козу и за хорошие и долгие годы жизни хозяйки этой хаты.

При этом Наливайко с юмором, усмехаясь, поглаживая живот, сказал: - Боже, як хорошо и музыкально прошла горилка в желудок! А шо, хлопцы, запоем нашу чаривну песню.

Он начинает петь веселую народную песню «Сам пью, сам гуляю...»

Казаки дружно подхватываю её.

Ющенко, посмотрев в окно, произнес: - Казаки! Может, выйдем во двор, потанцуем, я вижу через окно красивых девчат во дворе.

Есаул: - Это хорошее предложение! Пошли во двор казаки! Спасибо тебе, Агафья, за хлеб-соль!

Агафья ответила: - Та шо вы, хлопцы! Вам спасибо, шо не забыли нас.

Казаки встали из-за стола, и пошли с хаты, на дворе молодые казаки почали танцевать веселого гопака.

На дворе и части прилегающей улицы собрался разношерстный народ: гармонист, хлопцы и девчата с села, казаки с Сечи, Петро с матерью, братьями и сестрами, его сверстники и друзья.

Гармонист, развернув вовсю ширь гармонь, заиграл веселую народную пеню «Ой Маричко, чичери...».

Окружающие его казаки и девчата весело начали петь и танцевать.

Вокруг танцующих казаков собралась куча мала народу. Подошли хлопцы и девчата со всего села, пошли шутки, прибаутки, мимолетные знакомства, которые бывают при таких встречах.

Молодой казак по прозвищу Могила, хвастался перед друзьями тем, что на него обратила внимания местная дивчина, красавица Галя:

- Вы видели, как хорошо смеялась, он та дивчина, когда меня увидела.

- Я, тоже реготав до слез, когда впервые тебе увидел! – пошутил его друг по прозвищу Скалозуб, намекая на его устрашающее (не подходи, а то зарою в землю) лицо.

Тут дивчина Галя с местными девчатами запели известную по тем временам песню, про атамана Коша:

«Со степи ветром потянуло,

И над Днепром пал туман,

Скажи, казак, про что задумался,

Наш Запорожский Атаман?..»

И не знали девчата, казаки и хлопцы, что будущий их атаман находиться сейчас среди них и это он, хлопец непоседа Петрик.

Вечером отряд казаков стал собираться в дорогу. Петрик неотступно - вслед, вслед ходил за Кочубеем и просил поговорить с матерью, чтобы она отпустила его с ними в Запорожскую Сечь.

Казак долго не решался поговорить об этом с матерью Петрика, но потом после настойчивых просьб решился сказать ей об этом:

- Агафья, твой сын Петро проситься отпустить его с нами на Сечь. Отпусти его, славный казак с него выйдет!

Мать Петрика, сплеснувши руками, взволнованно сказала: - Та ты шо, Семен! Вин ще малый!

На что тот ответил: - Агафья, Петрик у тебя не по годам рослый та бедовый хлопец, будет мне джурою и сыном. Я материально тебе помогать буду. Отпусти его с нами!

Ющенко тоже начал просить за Петра, говоря: - Агафья, ми все тебя благаємо (просим) отпустить сына с нами! Хлопец будет под нашим присмотром. Вырастит, настоящим казаком будет. Обещаем!

Наливайко обращаясь к ней, сказал: - Вы не беспокойтесь! Раз Кочубей говорит, шо он будет у него за сына, так и будет. Ми тоже будем помогать ему стать настоящим казаком, а там дивись он и до куренного атамана дорастет!

Агафья удрученно, взволновано отвечала:

- Не знаю, шо и сказать...

Потом сказала: Хорошо, Семен, бери с собою Петра! Верю, шо обещание своё выполнишь. Береги его, как сына!

Петро услышав эти слова, радостно закричал:

- Ура! Спасибо мамуля! Я еду, еду на Сечь!..

Все стали собираться в дорогу. Кочубей обратившись до нового джуры Петра, говорит ему:

- Петро, бери мого запасного коня, он твой! Бери и смотри за ним, это добрый конь, его зовут Коршак!

Петро радостно берет за уздечки коня и говорит:

- Спасибо дядька Семен! Я буду хорошо за ним смотреть!

Агафья, провожая сына со слезами на очах, говорит ему:

- Сынку, береги себя, слушайся дядька Семена! Чаще приезжай до дому, мы тебе ждать будем!

Петро сдерживая себе от волнений, отвечал матери:

- Не плач мамо! Я буду обережным, часто, как это позволить дядька Семен, буду приезжать до вас.

Марина, дивчина Петра, взволновано тоже просила его об этом, говоря:

- Петро чаще приезжай, мы все будем тебя ждать!

Петро, отвечал ей: - Хорошо, Марина!

Павло Савицкий, с завистью глядя на Петра, сказал:

- Я тебе завидую Петро! Тебе всегда щастить (везет)! Раньше меня на Сечь едешь!

На что Петро ответил ему:

- Павло, нечего тут завидовать, когда-то и ты попадешь на Сечь.

Тут есаул Семен Кочубей даёт команду казакам:

- Казаки, по коням! Вирушаємо (едем) на Сечь!

Казаки и Петро садятся на коней и едут неспешно вершки по селу.

Так Петрик счастливый и гордый как никогда, едет с казаками на Запорожскую Сечь.

Мать Петра Агафья, подружка Марина со слезами на очах, братья, Павла, сельчане провожали Петра с казаками за околицу.

Павла, обращаясь к Марине, с завистью, говорит ей:

- Марина, я тоже скоро поеду на Сечь, меня дядька Савицкий обещал взять.

Марина, посмотрев на него (словно гривну подарила) и ответила: - Езжай, мне, что до этого!

На краю села женщины стали махать платками казакам, которые удалялись по проселочной дороге в степ.

В сердцах у них, наверно в этот момент, звучала такая же или подобная ей чаривна (сердечная) украинская песня, какую написал Андрей Малышко с композитором Платоном Майбородою, которая стала почти народною. В переводе и оригинале она звучала так:

«Родная мать моя, ты ночей недоспала,

И водила меня у поля край села,

В дальний край ты меня, на заре провожала,

Полотенце, вышитое на счастье, дала.

В дальний край ты меня, на заре провожала,

Полотенце, вышитое на счастье, дала.


Пусть на нем расцветет цветная дорожка,

Зеленые луга, в рощах соловьи,

И твоя материнская, ласковая улыбка,

Чуть с грустинкой глаза, милые твои.

И твоя материнская, ласковая улыбка,

Чуть с грустинкой глаза, милые твои.


Я возьму полотенце, расстелю как судьбу,

В тихом шелесте трав, и шуршанья дубрав,

И на нем расцветет все родное до боли,

И детство, разлука и верная любовь.

И на нем расцветет все родное до боли,

И детство, разлука, твоя верная, материнская любовь.


* * *


На украинском, родном языке она звучала так:


Рис. Ноты песни «Рідна мати»


"Рідна мати моя, ти ночей не доспала.

І водила мене у поля край села,

І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала

І рушник вишиваний на щастя дала.

І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала

І рушник вишиваний на щастя, на долю дала.


Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,

І зелені луги, й солов'їні гаї,

І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,

І засмучені очі хороші твої.

І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,

І засмучені очі хороші твої.


Я візьму той рушник, простелю, наче долю,

В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров.

І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю,

І дитинство, й розлука, і вірна любов.

І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю,

І дитинство, й розлука й твоя материнська любов."


* * *

В переводе на английский язык звучала так:


«My dear mother, you didn’t sleep enough at nights.

You were lead me to the fields on the village suburbs,

And you saw me off to the long way out on the dawn,

And you gave me the embroidered towel for luck.

And you saw me off to the long way out on the awn,

And you gave me the embroidered towel for luck, for chance.


Let the dewy path flowers on it,

And the green meadows, and coppices with nightingales,

And your tender faithful mother’s smile,

And you sad nice eyes.

And your tender faithful mother’s smile,

And you blue sad nice eyes.


I’ll take your towel and spread it like the destiny.

In the quiet rustle of grass, in the twitter of coppices,

And on that little towel will become alive everything so painfully known,

And childhood, and parting, and faithful love.

And on that little towel will become alive everything so painfully known,

And childhood, and parting, and you faithful mother’s love»


Что было с Рыжиком во время расставания с Петриком, трудно нам людям понять все собачьи страдания. Пса, чтобы он не сбежал вслед за казаками и Петриком, мать привязала на цепь.

Когда казаки отъезжали, пес скулил, гавкал на них, как будто чувствовал разлуку с Петриком. Это продолжалось долгое время. Как известно собаки привыкают к человеку и страдают в разлуке с хозяином.

После отъезда Петрика собака стала быстро худеть, чахнуть, она на глазах медленно умирала. Рыжик весь покрылась колтунами и коростой, похудел, стал значительно меньше прежнего своего размера.

Видя это, мать отвязала его от привязи. После этого Рыжик пропал, его больше никто в селе не видел, он убежал из дома. Куда он делся, никто не знал. Его посчитали погибшим, как известно собаки перед своей смертью, чуя свой последний час, убегают подальше от дома.

Но Рыжик не умер, он по следам казаков направился тоже на Запорожскую Сечь в поисках своего хозяина. Путь этот был не близким, по дороге вслед за хозяином Рыжик охотился на мелкую дичь, разорял птичьи гнезда и тем самым кормился в пути.

Через несколько дней пути он достиг столицы Запорожской Сечи и среди нагроможденных куреней, башен и конюшен нашел своего хозяина. Радость обоих была безмерной.

Рыжик радостно прыгал, гавкал, возбужденно крутил хвостом, лизал в лицо хозяина, а Петрик, в свою очередь, охватив морду пса, радостно прижимал его к груди, теребил на спине его шерсть, целовал умную преданную ему собачью моду. Два дня Петрик вычесывал и откармливал своего любимого пса, отмывал его, и утешал ее самыми добрыми и ласковыми словами, которые он знал, даже пел собачью песню:

«Вместе мы, с тобою Рыжик,

И беда нам не беда,

Рад я, что ты, друг мой выжил,

Вместе будем, навсегда!


Припев:

Рыжик, Рыжик, Рыжик,

Мой родной ты пес,

Рыжик, Рыжик, Рыжик

Радость ты принес!

Рыжик, Рыжик, Рыжик,

Мой родной ты пес,

Рыжик, Рыжик, Рыжик,

Дорог мне - до слез!..»


С тех пор, несмотря ни на какие трудности, они были всегда вместе и очень счастливы оттого, что им не приходится больше разлучаться.


Фото. Рыжик


В ШКОЛЕ ДЖУРЫ


Фото. Ученики школы Джуры.


«Скажу спасибо тебе мама,

Что подарила жизнь ты мне,

За то, что наперекор судьбе,

Меня от бед войны хранила.


Скажу спасибо тебе мама,

Что в мир людей открыла двери,

В дорогу дальнюю, поверив,

Меня любя благословила!»


(Из сборника «Гражданской лирики» Аркадия Польшакова)


Ну, а в Сечи для Петра Калнышевского началась обычная жизнь джуры, он смотрел, чистил коней, работал по хозяйству, делал все, что говорил ему сделать старшины, ходил в церковно-приходскую школу, где прилежно учился.

Как известно запорожцы были набожные православные люди, поэтому в Запорожье были церкви и школы, в которых священники обучали грамоте молодежь.

Они учили их быть искренними, преданными сыновьями своей отчизны и всегда защищать от врагов свою волю (свободу) и христианскую веру. Джура (в переводе - новобранец) в Сечи в начале службы, как правило, попадал под опеку старшего казака, это были есаул, куренной атаман или кто-нибудь из старшин.

Живя в Сечи, джура проходил своеобразный «испытательный срок». Он чистил оружие, учился стрелять и владеть саблей, запорожской системой единоборства без оружия, с оружием и подручными средствами (палкой, камнями), следил за казацкими конями.

На вооружении у запорожских казаков тогда было всё: пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, сабли, палаши, клинки, арканы, копья, луки, стрелы, кинжалы, боевые молотки - «келепы» (чеканы), «шутихи», «колючки», «пчелиные бомбы» и прочее.


Рис. Военный походный арсенал казаков.

Они брали на вооружение все, что было у противника, плюс к этому изобретали и свои «заморочки». Все это разнообразие изучалось новобранцами, чтобы они в бою умели обращаться с любым видом оружия.

Так в Запорожье много веков назад был создан своеобразный современный «спецназ», в который входили только холостые казаки, не обремененные семьями, и обученные смело и находчиво действовать в любой сложной боевой обстановке.

Под умелой опекой старшого, джура-новобранец учился выносливости, храбрости и становился со временем хорошим боевым козаком.

Вначале обучения их не брали в боевые походы, но когда старики считали, что он готов к ним, брали с собой на «божий промысел».

Если же джура не выдерживал испытание первым боем и испугу убегал с поля боя, его карали смертью. Таков был много веков назад закон сурового запорожского братства, сам погибай, а товарища выручай. Козаки строго придерживались своих порядков и обычаев.

Надолго запомнился Петру первый урок в школе джуры. Первый урок провел Семен Кочубей.

Он, обращаясь ко всем учащимся, сказал:

- Ну шо, хлопцы, теперь вы все ученики школы Джуры. С чем вас и поздравляю!

Петро с другими учениками тогда встали и хором ответили ему:

- Спасибо (дякуємо), пан есаул!

- Садитесь хлопцы, слушайте дальше. Тут в школе вас старшины научат всему, что сами умеют: коней любить, мастерски скакать на них, обращаться с различным оружием, по воде и под водою плавать, добывать пищу, где на первый взгляд и есть нечего, управлять морскими и речными Чайками, в бою ничего и ни кого не бояться. Короче говоря, всем разным казацким премудростям и хитростям, что умеют наши запорожские казаки.

Ну, как это вам, хлопцы, нравиться?

Ученики в разнобой ответили есаулу:

- Так, господин (пан) есаул!

- Это хорошо!

- Мы станем настоящими казаками.


Есаул: - Я так понимаю, что это всё вам понравилось! Сегодня, я расскажу вам головне, что вы обязаны знать и уважать.

Кто из вас знает или догадывается, о чем идет речь?

Первым встал джура Петро Калнышевский, сказав основную заповедь казаков:

- Это дружба и товарищество!

- Так Петро, товарищество есть одно из основных заповедей казаков. Нет у казака уз святее товарищества. Сам погибай, а товарища выручай, помогай ему словом и делом! Худший ворог наш - это зрада (предательство) товарищей.

Помните, хлопцы, що коли вы один за одного, вы непобедимы!

А ще какие вы знаете заповеди казаков?

Тогда встал джура Антон Головатый, он сказал:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Есаул: - Хорошо сказано. Честь необходимо беречь смолоду.

Ещё какие заповеди вы знаете, хлопцы?

Джура Иван Глоба добавил: - Ещё есть такая святыня для козака - это его семья. уважение к отцу и матери.

Есаул:

- Молодец, Іван! Тебя наверно хорошо батько та мать дома воспитывали.

Семья это основа казацкого товарищества. Уважай (шануй) мать свою и батька. Казак обязан беречь своих женщин, защищать их честь и достоинство. Этим обеспечивается будущее казацкого рода, чтобы ему не было переводу!

Молодцы вы, хлопцы, хорошо казацкие заповеди знаете! Я бы хотел ещё добавить, что казацкая воля, народовластие - это основа основ нашего братства. Такого вы не найдёте сейчас у других народов.

Только у нас первого руководителя - атамана выбирает сам народ, все казаки. У наших соседей народ не выбирает царей, султанов, королей, они сами себя выбирают.

Поэтому они равнодушны к чаяниям народа, больше думают о себе.

Наш атаман - это наш отец родной (батько), который всегда с нами и за нас.

Хлопцы, а кто из вас знает, что означает само слово атаман?

Настала тишина в классе, хлопцы не знали этого, они переглядывались между собою, пожимали плечами.

Есаул, видя это, сказал: - Вижу, что не знаете. Так вот - слово атаман переводится как батько мужчин, тобто козаков. В его обязанности входит большой круг вопросов. Это не только войсковой вождь козаков, но ещё и руководитель (голова) всех гражданских людей, которые живут на казацкой территории - в Коше.

На этом первый наш урок я заканчиваю. Какие у вас есть вопросы?

Джура Петро Калнышевский, спросил есаула:

- Пан есаул, а, правда, что когда казаки выбрали себе атамана на Совете (Казацкой Раде), то они его бьют нагайками.

Есаул Коша, Семен Кочубей, с усмешкой на устах, ответил:

- Так Петро! Когда, например, тебя казаки выберут атаманом, то старшина козачей общины возьмет нагайку и хорошо трижды отхлестает тебя по спине.

При этом скажет: "Из казаков вышел, в казаки вернешься!"

В классе тогда все засмеялись, подшучивая над Петром, кто-то из хлопцев сказал:

- Может тебя уже сейчас отстегать нагайкой!

Есаул Коша защищая Петра, улыбаясь сказал:

- Пока рано еще его стебать нагайкой! Но кто знает, каждый казак мечтает стать атаманом, может это будет и Петро Калнышевский.

Петро, при этом подумал: - Буду стараться стать настоящим казаком, а там посмотрим. Как говорят: - Плохой тот казак, кто не хочет, мечтает стать атаманом.


Семен Кочубей многому научил его, при этом часто говаривал Петру: - Смерти не надо бояться, сынок, от нее все равно не убережешься! Но вот храбрость, сообразительность и умение биться, каждому казаку в бою и в жизни нужны. Только так можно уберечься от этой «старухи с косой».

И джура Петро Калнышевский старательно учился стрелять и драться на саблях и в рукопашном бою.


Петрик очень любил лошадей, они с Рыжиком водили их на водопой к Днепру, купали, кормили.

Вот и сейчас он, купая своего белого коня, напевал песню «Белый конь»:


Рис. Белый конь.


«Есть у меня белый конь,

Быстрый, как ветер, огонь,

Мчит он меня по степи,

Ну как возьми, догони.


Конь для меня слово брат,

Всех он дороже стократ,

Верный и преданный друг,

Хлеб не берет с чужих рук.


Есть у меня белый конь,

Быстрый, как ветер, огонь,

Много спасал меня раз,

Чувствуя вражеский глаз.


Припев:

Белый конь, белый конь, славный конь,

Унеси поскорее домой,

К той единственной милой, родной.

Белый конь, белый конь, славный конь!

Дома нас заждались, давно ждут,

Не жалей ты подков и подпруг.

Поспеши, поспеши милый друг,

Белый конь, белый конь, славный конь!


Петро, с утра взяв косу, отправлялся на берег реки и в широких лиманах косил для коней свежее сено. Кони, чувствуя его заботу, относились к нему дружелюбно. Поскольку умение обращаться с конем было одним из главных требований к молодому джуре, то это здорово помогало Петрику осваивать премудрость управлять конем и сдавать старшинам экзамены по верховой езде.

Старый казак Тарас Трясило не раз в шутку и, скорее всего всерьез говаривал ему:

- Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем! Он учил Петрика ездить шагом, ходить рысью, скакать галопом на коне. Скакать не только верхом, сидя на коне, но и на боку, прячась от пуль за крупом коня. Учил перелезать под брюхом скачущего коня, что являлось у казаков верхом умения езды на лошадях.

- Учись Петро, в бою все это пригодиться! – говорил он ему. И Петрик как прилежный ученик осваивал эту сложную науку верховой езды козаков.

Будучи в Сечи джура Петро вместе с другими такими же, как он новобранцами, они не только работали, учились, но и весело с песнями и зажигательными танцами и плясками отдыхали.

Так веселиться могли только вольные казаки Запорожской Сечи. В других странах зажатыми помещиками и рабовладельцами так вольготно и разнообразно веселиться народ не мог, а тем более солдаты, например, в той же русской армии, где занимались в основном муштрой.

Искрометный украинский гопак и сейчас, много лет спустя, зажигает людей своей неповторимой энергетикой.

Но мало кто ведает о том, что в Сечи гопак был не просто танец, а боевой танец («Боевой гопак»), в его первооснове лежала элементы, входящие в систему запорожского единоборства.


Рис. Боевой гопак в бою.


Умение «взять» противника голыми руками всегда и везде высоко ценилось как у запорожцев, так у других нациях и народностей. Поэтому даже на досуге после чарки во время танцев со сложными акробатическими пируэтами казаки отрабатывали приемы единоборства и поражения противника, используя при этом все части тела, включая, естественно, руки и ноги.

Кстати, танцуя гопак, крутясь и вертясь, казаки неплохо тренировали вестибулярный аппарат и свой глазомер. Поэтому казаки могли выплясывать гопака даже на столе среди тарелок и бутылок, выделывая при этом умопомрачительные «коленца».

Главными способами передвижения в «Боевом гопаке» были быстрые шаги, бег, головокружительные прыжки, а также крадущиеся «ползунки».

Среди шагов выделялись кроме основного шага: шаги «аркан», задний шаг, шаги «прибой», «чесанка», «дубоны», «стукалочка».

Анализ названий подчеркивает их тактически-боевую направленность. Так, применяя шаги «дубоны», казак притоптывал ногами, производя шум, который отвлекал внимание противника. Бег включал в себя «дорожку», «дрибушку» и конский галоп. Хлопающие удары одной или двумя руками осуществлялись ладонью, локтем, предплечьем, и даже плечом.

Особенно разнообразными были удары ладонью. Такие удары насчитывали добрый десяток приемов, среди которых есть: «ляпас», «секач», «тумак», «дрель», «штрык».

Ребром жесткой ладони ударом под челюсть в районе солнечного сплетения казак вырубал любого противника. Самыми эффективными и впечатляющими приемами в гопаке были удары ногами на месте или во время прыжка.

«Разножкой» назывался удар в прыжке двумя ногами по бокам, «щупаком» - удар в прыжке двумя ногами вперед, «пистолем» - удар в прыжке одной ногой в бок, «чертом» - удар в прыжке с поворотом тела на 360 градусов.

Впрочем, правильно люди говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому такие танцы можно увидеть лишь в Запорожье на Украине у старых опытных танцоров-казаков.


Фото. Ученик школы Джуры.


Кроме боевого гопака в Сечи существовали и другие виды казацкой борьбы, которые применялись в стычках с противником. Среди них — «гойдок», «спас», «крест-накрест», на ремнях, на палках.

Приемами «гойдока» пользовались в основном разведчики-пластуны. Казак как бы «приклеивался» к противнику, повторяя все его движения, а в случае малейшей ошибки противника, нападал на него. Борьба «спас» имела в основном не атакующий, а оборонительный характер.

Вот так в своеобразном казацком «спецназе» жил, учился и отдыхал джура Петро Калнышевский.


Больше всего запомнился Петру выпускной экзамен в школе слуги. Это было знаменательное событие в Сечи. Принимал у него экзамен сам атаман Коша, в присутствии казацкого народа.

Дело происходило следующим образом.

На площади стояли: есаул, старшины, деды, молодые казаки, среди них оруженосец Петр Калнышевский и Павел Савицкий.

Атаман с есаулом подошел к молодым казаков, остановился перед ними и спросил:

- Есаул! Кто сегодня у нас проходит экзамен.

Тот ответил:

- Джура Петр Калнышевский и Павел Савицкий!


Атаман обратился к ним:

- Ну, что ребята! Сегодня у вас важный экзамен, кто его вылержит, того возьмем на «Божьей промысел». Поняли!

- Да, пан атаман! - Ответил джура Петр.

- Поняли, пан атаман! - Сказал Павел.

Атаман обратился к Петру: - Петр, видишь эти тыквы, что надеты на колья?

- Да, пан атаман! - Ответил Петр.

- Ты на полном скаку саблей должен срубить, как минимум пять из десяти. Понял!

- Понял, пан атаман! - Повторил он заученную фразу.

- Тогда с Богом! Начинай! - Сказал атаман и отошел в сторону.

Петр быстро сел на коня, разогнался, и как это делал на тренировке, срубил 9 из 10 тыкв.

Атаман, увидев это, сказал: - Совсем неплохо, даже хорошо! Теперь твоя очередь, Павел! Начинай!

Павел садится на коня, разгоняется и срубил 5 из десяти тыкв.

Атаман сказал Павлу: - Тоже неплохо! Но хуже чем у Петра.

Павел оправдываясь, говорит: - Конь подвел!

Атаман сказал тогда Павлу: - Конь здесь не причем! Тебе еще потренироваться надо.

Есаул при этом добавил: - Павел, ты слышал такую поговорку, что неумелому казаку гениталии лошади танцевать мешают.

На площади, где стояли казаки засмеялись.

Атаман снова обратился к ним, говоря: - Ребята, сейчас для вас будет второй экзамен. Петр, начнем с тебя.

- Я готов пан атаман! - Ответил он.

- Гей казаки, приведите сюда необъезженного коня, - скомандовал атаман.

Двое казаков привели на аркане молодого еще необъезженного коня.

Атаман говорит Петру: - Ну, что парень, когда ты минут пять продержишься задом наперед на этом дикаре, и конь тебя не сбросит, то считай, что выдержал экзамен.

- Хорошо, пан атаман! – Ответил, немного волнуясь, Петр,

Он перекрестился, запрыгнул на коня, охватил полусогнутыми ногами круп лошади и крикнул казакам: - Отпускайте коня!

Казаки ловко сняли с шеи аркан и быстро отбежали в сторону.

Конь, почувствовал на спине человека, заржал от недовольства, начал прыгать из стороны в сторону, пытаясь сбросить с себя седока.

Но Петр, угадывая движение прыгающего коня, менял центровку положения своего тела и тот не смог сбросить его с себя.


Фото. Джигитовка на коне в школе Джуры.


Через десять минут атаман остановил экзамен, крикнув всаднику: - Петро, слезай с коня! Вижу, что ты хороший всадник.

Затем он, обратившись к Павлу, сказал ему: - Теперь твоя очередь Павел!

Павел садится на коня. Тот, почувствовав на себе всадника начал брыкаться и прыгать из стороны в сторону.

Павел, минут пять-шесть сидел на коне, а затем свалился с него, как мешок с отрубями.

Сбросив всадника, конь, гордо заржав, во весь опор помчался в конюшню.

Атаман сказал Павлу: - Павел, ты немного хуже сдал этот экзамен, но положенное все же продержался.

Павел стал оправдываться, говоря: - Конь какой-то дикий попался!

- Ну, что ребята, - сказал атаман, - теперь для вас третий экзамен.

Посмотрим, как вы умеете драться без оружия.

Могила, - позвал атаман рослого казака, - выходи в круг против Петра!


Фото. Борец школы Джуры.


Из толпы вышел рослый накаченный мышцами казак и стал против Петра.

Атаман крикнул им: - К бою!

Петр начинал быстро кружиться вокруг рослого казака, не давая поймать себя на крепкий захват.

Могила, разъяренный такой тактикой молодого противника, неосторожно бросился в атаку и попался на хороший захват Петра, и тот броском через голову уложил его на землю.

Атаман, видя это, довольный джурой, сказал ему: - Хорошо Петр, вижу, что Семен Кочубей хорошо научил тебя своим хитростям.

Петр ответил атаману: - Да, пан атаман, куренной меня хорошо учил. Так хорошо, что у меня все мышцы ныли и болели.

Атаман обратился к Павлу, сказав: - Теперь твоя очередь, Павел!

Могила, выходи в круг против него!

Павел, следуя победной тактике Петра, стал быстро крутиться вокруг Могилы. Но на этот раз казак был более осмотрительный. Он сумел схватить Павла в свои крепкие объятия и через бедро бросить противника на землю.


- Ну, что я тебе скажу, Павел! Держался ты долго, не давая Могиле тебя завалить. Поэтому я засчитываю тебе этот экзамен.

Павел: - Спасибо, пан атаман!

Атаман поставил перед ними новую задачу, обратившись к ним, сказал: - Но это не все, хлопцы, теперь вы между собой поборитесь. Кто кого!

Павел Савицкий с детства всегда завидовал Петру, поскольку тот был всегда первым на деревне.

Петр к Павлу относился терпеливо, хотя и не любил его.

Боролись они без оружия, сейчас этот вид единоборства называется «бои без правил». Задачей бойцов было - бросить противника на землю или поймать его на удушающий болевой прием.

Петру в этой схватке долго не удавалась поймать противника на хороший захват, тот был очень осторожным и вертлявый.

Но всё же Петр поймал его хитрой Кочубеевской уловкой, хорошей домашней заготовкой, которой научил его Семен Кочубей.

Когда Павло увидел, что Петр запыхался и отступает, уверовав в свои силы, он неосторожно бросился в атаку, и попался на хороший захват. Петр, используя инерцию противника, ловко подставил подножку и завалил Павла на землю. Ему была засчитана победа.

Поражение сильно ударило по самолюбию Павла Савицкого, он готов был разорвать Петра на части.

Обида на Петра, как выяснилось позже, повлияла на дальнейшую судьбу будущего атамана.

Экзамен новобранцев продолжился.

Атаман, довольный молодыми джурятами, сказал: - Ну, что же ребята, теперь наступает для вас четвертый экзамен - экзамен на страх «кнутом». Петр становись посреди площади, а ты Семен завяжи ему глаза и начинай экзамен.

Семен Кочубей завязал платком Петру глаза, взял длинный кнут, стал напротив хлопца и начал примеряться. Потом сказал Могиле: - Поджигай смоляной конец кнута.

Тот быстро поджигает и отбегает в сторону.

Кочубей размахивается, конец горящего кнута со страшным свистом сбивает с головы Петра папаху.

Петр тогда мысленно сказал себе: - Слава Богу, что Кочубей проводит экзамен, а не Могила, а то бы я лишился своего оселедца.

Атаман похвалил его, сказав: - Хорошо Петр, вижу, что ты смелый парень. Не дрогнул у тебя на лице ни один мускул.

Засчитываю тебе экзамен.

- Спасибо, пан атаман! - Поблагодарил он атамана Коша.

- Ну, что Павел, теперь наступает твоя очередь. Семен завяжи ему глаза и начинай, - скомандовал атаман.

Семен Кочубей завязывает Павлу глаза, размахивается и таким же образом кнутом сбивает с Павла папаху.

Атаман довольный увиденным, промолвил: - Хорошо Павел, засчитываю тебе этот экзамен.

- Спасибо, пан атаман! - Радостно воскликнул Павел.

Затем атаман обращается ко всем казаков, говорит:

- Ну, что казаки, скупаем молодых ребят в Днепре.

Казаки на площади, услышав это, засмеялись.

- Хорошо, пан атаман, скупаем парней! - С улыбкой заметил есаул, намекая на новое серьезное испытание для молодых казаков, каким был них грозный Днепр Днепрович.

Широкую реку, со стремительным течением на середине русла, необходимо было переплыть туда и обратно.

- Казак с водой, - как любили говорить запорожцы, - что рыбалка с удою (удочкой). Или еще так говорили: - Не тот казак, что за водой плывет, а тот, что против.

На берегу Днепра собрались казаки, среди них атаман, есаул, деды и молодые новобранцы.

Атаман ставит новобранцам задачу, говоря:

- Ребята! Вам нужно переплыть Днепр туда и обратно. Ясно!

- Да, пан атаман! - Ответил Петр .

- Ясно, господин атаман! - Сказал Павел.

- Ну, тогда как говорится, с Богом! Скидайте одежду и плывите, - скомандовал атаман.

Петр с Павлом сняли одежду, вошли в воду и поплыли на противоположный берег реки.

Ребята успешно доплыли до противоположного берега и стали плыть обратно.

Плывя назад, они доплыли до середины Днепра и здесь Павел начал отставать.

Он в страхе кричит Петру: - Петр, у меня судорога свела ногу, помоги!

Видя это, Петр крикнул ему: - Держись, я сейчас подплыву!

Петр подплывает к Павлу, говорит ему:

- Павло, держись сзади за плечи и не дрыгай больной ногой, боль скоро пройдет.

И они поплыли. Медленно, потихоньку они вдвоём доплыли до берега.

На берегу, атаман поблагодарил новобранца, сказав: - Молодец Петро, что помог товарищу! Ты верен нашему золотому правилу: сам погибай, а товарища выручай!

Вот тебе за это мой крестик.

Он снял с себя золотой крестик и повесил его на шею Петра со словами: - Храни тебя Бог, Петро!

Петр ответил атаману, сказав: - Спасибо, пан атаман! Для меня это большая честь и награда!


На следующий вечер, атаман, есаул, казаки продолжили экзамен.

Атаман, обратившись к новобранцам, сказал:

- Ребята, слышали, наверное, такую поговорку: казак подводой, как щука, на охоте за плотвой! Поэтому последний экзамен такой: вам надо по дну лимана подводой перейти на другую сторону и атаковать условного противника. Поняли!

- Да, пан атаман! - Сказал Петр.

- Поняли! - Добавил Павел.

- Ну тогда с Богом, вперед ребята! - Скомандовал атаман.

Петр с Палом ножами, как учили их наставники, срезали стебли очерета, продули полую середину очерета, потом сунули трубочки в рот, взяли в руки по здоровому камню и полезли в воду.

Так они, дыша через очеретяную трубочку, перешли по дну на противоположный берег лимана. На том берегу, они вылезли из воды как чертенята, все в водорослях и иле. Выйдя на берег они вынули сабли из ножен, и крича: Ура - а !.. атаковали условного противника.


В конце экзамена атаман поблагодарил их, сказав:

- Ребята, поздравляю вас с окончанием школы Джуры. Теперь вы настоящие казаки!

Семен, возьмешь кого-то из них в свой поход на Буг.

- Хорошо, господин атаман! - Ответил есаул и выбрал первым в первый поход молодого казака Петра.

Надо заметить, что на Запорожской Сечи такие испытания проходили все ученики школы Джуры. При этом ученики, которые прошли без значительных замечаний все испытания, направлялись, как правило, в разведывательный отряд. Это было тогда признаком высокой оценки ратного труда молодых казаков.

Школа Джуры была по тем временам самой передовой военной школой.

Так что неудивительно, что многие запорожские казаки обладали завидными физическими данными, об этом красноречиво свидетельствуют сохранившиеся с тех времен казачьи легенды.

Вот, например, как в одной легенде описываются казацкие богатыри:

«У каждого по семь пудов голова, у каждого такие усища, что бывало, как возьмет он их в обе руки, да как расправит один ус туда, а другой сюда, так и в дверь не влезет, хоть бы в нее целая тройка с повозкой проскочила».

Внешнему виду казацких богатырей соответствовала и их исключительная физическая сила. Одни тугие луки, над которыми несколько человек справиться не могли, «играючи» натягивали, другие толстенные железные полосы вокруг шеи врага скручивали, третьи возы через броды на себе перетаскивали, ядра через самые широкие реки запросто перебрасывали.

В украинской литературе сохранилось множество преданий о казацких богатырях, при этом практически все атаманы отличались особой силой духа и тела. Не стал исключением и Петр Калнышевский, который из джуры перешел в разряд настоящих профессиональных казаков. Он был хотя и не очень высокого роста, но достаточно широкоплечий, с замечательными казацкими усами и оселедцем на голове.

Впереди у него было длинная, предлинная жизнь запорожского казака, полная опасности и лишений, изобилующая ратными походами, порой не всегда успешными, когда многие молодые казаки не возвращались домой живыми.

Сколько друзей и товарищей погибло у него в этих боях, обо всех не расскажешь, всех не упомнишь.


ПЕРВЫЙ ПОХОД НА «БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ»


Продолжение следует...

Рейтинг: 9
(голосов: 1)
Опубликовано 02.02.2014 в 14:45
Прочитано 1581 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!