Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Чудотворная икона "Божья Матерь с младенцем"

Статья в жанре Религия
Добавить в избранное

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «БОЖЬЯ МАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ» В КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ

С. Вишнякова — член Союза журналистов России, Действительный и Почетный член Приамурского отделения русского географического общества


Основанием села Пермского-на-Амуре принято считать 18 августа 1860 года.

Первый и единственный план земельных угодий села был выполнен окружным землемером Поротовым в 1897 году. Планировка села представляла собой цепочку одноэтажных деревянных домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, навесы для дров, за домами огороды, а дальше – тайга.

Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой и кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны – площадью перед деревянной церковью святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий живописный объём церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки. Село постепенно развивалось и застраивалась по схеме линейного поселения и к 1932 году насчитывалось 49 дворов и более 300 жителей

ИСТОРИЯ СЕЛЬСКОГО ХРАМА. В 1888 году построена часовня. В «Списке месторасположении церквей и часовен по Софийскому округу» от 31 мая 1894 года дано название Пермской часовни: «Святого Илии Пророка и Иоанна Златоуста». Но священника не было. По праздникам и для исполнения треб приезжал священник из Вознесеновки. Видимо, часовенка чем-то не устраивала пермяков, поэтому, собрав деньги с каждого двора, они построили своими руками церковь с одноимённым названием. Церковь стояла на месте сегодняшнего автовокзала.

В середине села на крутом берегу Амура величественно и гордо вознеслась деревянная церковь строго стиля. В Храме не только крестили, отпевали покойников, но чаще пели гимны Всевышнему, воспевали его мудрость. Приходили просто послушать древнюю колокольную музыку, соединиться душой с торжественным перезвоном.

Незабываемы, дороги тихие часы, проведённые в Храме в вечернее время. Угасающее вечернее солнце окрашивает в мягкие, тёплые тона лики святых. Мягкий свет мерцающих лампад и колеблющиеся язычки свечей. Блуждающие неясные тени на лицах прихожан. Благостные звуки слетались из глубин Вселенной. Бились сердца в унисон.

По сути своей, церковь была и первым музеем, и первым театром, местом общения, единения.

Когда свершилась Октябрьская революция и к власти пришли большевики, они ликвидировали церковь, колокола сняли, иконы исчезли, дальнейшая судьба их считалась потерянной. Церковь отдали под клуб на радость молодёжи.

Но так ли, действительно ли оборвалась православная культура? Мы знаем, что в 1932 году в село Пермское высадились первые строители будущего города и промышленных объектов. Церковное строение отдали под столовую. И тут выяснилось, что иконы и колокола не были расхищены, их сохранили в тайниках пермяки, которые пожелали не покидать село, а стать участниками великих свершений.

Приступаем к важным событием в Православной жизни нашего города. В Комсомольске-на-Амуре появился крестьянин Архип Петрович Воловик со своим семейством. Его жена Макрина Осиповна (в девичестве Худолеева) захватила с собой икону «Божья Матерь с младенцем», которой на то время было более трёхсот лет. Икона явила чудеса, заставив по-особому воспринять Православие и восславить его на вечные века.

Но прежде осветим предысторию семьи А. П. Воловик, а она интересна и заслуживает уважения и признательность на духовном пути. Всё, о чём пойдёт речь, не выдумка, её поведал коренной житель Комсомольска-на-Амуре майор милиции в отставке Алексей Васильевич Устимов.

А. П. Воловик родился во второй половине XIX века в селе Харковцы Демьяновского района Харьковской области. Ему исполнилось шесть лет, когда, согласно столыпинской реформы, многие харковцы отправились в Дальний Восток осваивать новые земли. В пути находились два года. И пешим ходом, и на возах, через реки на плотах продвигались к заветной цели. Переправляясь через речку, её имя память не зафиксировала, брёвна у плота разошлись и Архип соскользнул в пролом, отец успел поймать его за шиворот. Вот такое крещение получил юнец, но всё обошлось благополучно, видимо спасла икона Божьей Матер, которую взял в долгий путь односельчанин Худолеев. В то время иконе было триста лет, на ней лик Божьей Матери трудно разглядеть, покрыт временным слоем и словесными песнопениями предков. Но, прикасаясь к иконе в трудную минуту, Худолеевы и односельчане восстанавливали силы, побеждали усталость, недуг. Зимовали в сёлах, которые встречались переселенцам в пути.

Пётр Воловик осел в селе Богородске Ивановского района Амурской области, а семье Осипа Худолеева предписано обосноваться в селе Петропавловке Ивановского района Амурской области. В Петропавловске родилась Матрёна, при крещении нарекли Макриной.

Сёла Богородское и Петропавловка находились почти рядом, поэтому не мудрено, если Архип и Макрина повстречались. Венчались в церкви, их благословили худолеевской иконой «Божья Матерь с младенцем» на долгую жизнь, на любовь и согласие.

По обоюдному решению, Архип и Макрина пожелали попытать счастье в городе Благовещенске. Архип устроился кучером у доктора Турчанинова, а Макрина – горничной у того же доктора. В Благовещенске у них родились дети: Константин, Степан, Елена. Но угла своего не было, это тяготило молодых. Когда должен был родиться четвёртый ребёнок, они вернулись крестьянствовать в село Богородское, где родились дети: Андрей, Александра, Анна, Дарья (мать Алексея Васильевича Устимова).

Когда началась Гражданская война, Александра (брата Петра Воловика) призвали в Красную Армию, вернее, он сам пожелал записаться в неё, чтобы защищать родную землю от иностранных интервентов; погиб в Волочаевском бою. Архипа Петровича в Армию не взяли: он был глух, слышал только одним ухом. «А может притворялся, чтобы не участвовать в братоубийственной войне», — рассуждал Алексей Васильевич. Когда в село приходили белые и спрашивали: «Куда умчались красные?», то Архип указывал ложное направление и, довольный, потирал руки: обхитрил, стало быть тоже воюет. Когда в село входили красные и спрашивали: «Куда ускакали белые?», то Архип указывал на противоположную сторону, ведь пыль, поднятая скакунами, улеглась и его не уличат во лжи. «Не буду брать грех на душу, не хочу, чтобы русские убивали друг друга», – сам с собой рассуждал Архип Петрович, словно оправдывался. Архипа Петровича манила Киселёвка Нижне-Тамбовского района, раскинутое на привольном просторе Приамурья. Киселёвка – это своеобразное оживлённое поселение, в котором проживали удачливые рыбаки, умелые лесорубы, знатные земледельцы, отменные купцы. В 1930 году А. П. Воловик переехал в Киселёвку со своей семьёй.

В Киселёвке Дарья Архиповна получила четырёхклассное образование. Девочка смышлёная, активная, была пионеркой, пионервожатой в пионерском лагере. Ей было мало четырёх классов, она решила продолжить учёбу, поэтому в августе 1933 года уехала в Комсомольск-на-Амуре на пароходе «Колумб» к старшей сестре Александре, которая уже проживала основательно обосновалась, влилась в рабочую семью. А в 1935 году к Дарье приехали родители.

Архип Петрович построил землянку в Аварийном посёлке («Капай-город»), определился сторожем в рыбкоп, а затем нанялся на лесозаготовки. Около землянки взрыхлил землю; в свободное от работы время крестьянствовал: выращивал картофель, капусту, овощи, зелень и ягоду. Прочно встав на свои ноги, Архип Петрович запланировал собственный дом, ибо времянка его не устраивала. Задумка у мастера всегда проявляется, а не витает в облаках; была бы голова на плечах, да умелые руки. Сказано – делано, срубил умелец маленькую мазанку в посёлке Мылки (улица Полярная, дом 8; в районе кинотеатра «Дружба»): горница, спаленка, большая комната. Чтобы жильё светилось и радовало глаз, он побелил стены снаружи и внутри.

На лесозаготовках с Архипом Петровичем приключилась беда: придавило палец лесиной. Палец распух, пошла багровая полоса. Призвали фельдшера. Гангрена! Без хирургического вмешательства не обойтись. Пострадавший заартачился: «Вам бы только резать, сам вылечу!»

Макрина Осиповна предложила свой способ лечения: «Я молитвой вылечу, позволь». Упрямец ни в какую молитву не верил. И даже вспылил. Вспомнил, как его родители лечили ожоги простоквашей. Архип Петрович страдал от сильного жжения в руке. Но простокваша не помогла, не тот случай, чтобы лечить простоквашей. Багряная полоса пошла к ладони и дальше. В опасности не только палец, а рука. И болящий сдался, перестал ерепениться: а вдруг поможет – осенила надежда.

Макрина Осиповна накладывала на руку красное полотно и икону и читала молитву «Живые помочи» всю ночь. К утру багровая полоса побледнела. Ещё две ночи врачевательница читала молитвы и прикладывала к больной руке икону. Опухоль спала. О чудодейственной иконе молва разнеслась по всему городу. К Воловикам приходили комсомольчане, чтобы взглянуть на чудотворницу, увидеть своими глазами спасительницу и помолиться ей, свои нужды пересказать. Посетители дарили иконы воскресшему. Это те иконы, которые ликвидировали администраторы города. Иконы не погибли, не потерялись, их бережно хранили в тайниках и теперь, когда вернулась слава к Православию, когда меднолобый уверовал в целительную силу божьего слова, уверовал во Всевышнего, в его могущество и милосердие, они приобрели новую обитель, их с любовью и благоговением развешивали на стенах большой комнаты в светлой мазанке. Так родился молитвенный дом у православных. И церковнославянские книги появились. И певчие нашлись. Хором руководила Макрина Осиповна. Пели слаженно, задушевно. Аж за душу щипало.

Вспоминает Алексей Васильевич: «Дед ездил в Хабаровск, получил благословение от хабаровского батюшки; там же он приобрёл воск, книги на церковно-славянском языке. Все домочадцы катали свечи, помогали деду».

Краем глаза, во время моления, Архип Петрович видел соглядатаев, хотя они и прикидывались молящими. Дед был наблюдательным, смекалистым, легко перестраивался, находил выход из трудного положения, и заканчивал своё песнопение во славу строительства города, призывал Силы Небесные в подмогу. Дед находил нужные слова, они рождались быстро, помимо воли, словно кто-то ему диктовал. И деда не трогали: пусть молится за светлое будущее молодого города и граждан, строящих его.

Началась Великая Отечественная война, многие комсомольчане ушли защищать Отечество, советскую власть от фашистских захватчиков. Весь город встал на трудовую вахту, чтобы помогать защитникам. На трудовую вахту определил себя и Архип Петрович: собирал пожертвования в фонд обороны, средства от продажи свеч вносил в фонд обороны. Духовный Воин заканчивал свою проповедь одними и теми же словами: «Помолимся Всевышнему об изгнании антихриста и победе русского православного оружия!». И так же, как в мирное время, во время моления присутствовал специальный человек и слушал речи деда, мысленно благословляя Православного Воина на праведное сражение с нечистью.

Делится своими воспоминаниями Алексей Васильевич Устимов: «Брат моего отца Александр Васильевич в начале войны окончил танковое училище; погиб на Курской Дуге, сгорел в танке. Мой отец Василий Алексеевич Устимов – участник ледового перехода. После срочной службы предложили работать в пожарной охране 199 завода, она располагалась за фабрикой кухни. Пожарная каланча примерно с пятиэтажный дом. Каланча – тренировочная вышка, на ней тренировались пожарные со штурмовыми лестницами. В шестидесятых годах прошлого века на этой каланче находился наблюдательный пост. Пожарные обозревали завод в бинокль, наблюдали нет ли где возгорание. На верхней открытой площадке находился старинный колокол, размером с двадцатилитровое ведро. Один из пожарных поведал мне его историю: они хранили колокол, некогда взятый из деревянной сельской церкви, которая располагалась на берегу Амура. Пока не было сирены, в колокол звонили, объявляли тревогу, когда в заводе замечали возгорание. В сентябре-октябре 1953 года умерла Макрина Осиповна. В 1965 году умер Архип Петрович. Церковное имущество прихожане распределили между собой. Мне досталась книга «Святый великомученик и победоносец Георгий», отпечатанная в Петрограде в 1915 году».

Икона хранится у Эльвиры Гермоновны – жене Тома Михайловича, который является сыном Александры Архиповны (по мужу – Короткова). Том Михайлович Коротков – известная личность в нашем городе, был замом первого секретаря Буряка А. Р. по городскому строительству; под его руководством построены Дворец пионеров и драмтеатр, курировал строительство моста через Амур.


ИСТОЧНИКИ

Крючкова Д. А. Письмо к сыну А. В. Устимову (рассказ о генеалогии родов Воловик и Устимовых) от 24 января 1980 года. Хранится копия письма в архиве краеведа Вишняковой С. И.

Минаков С. Г. Воспоминания. – Домашний архив Вишняковой С. И.

Устимов А. В. Воспоминания о былом. – Домашний архив Вишняковой С. И.


ПРИМЕЧАНИЕ

Устимов Алексей Васильевич, тел.: 89098279375

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 22.01.2017 в 07:33
Прочитано 495 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!