Случайные записи
Недавние записи
|
СтановлениеРассказ в жанре Фантастика
Нескончаемый людской поток течёт по тротуару мимо кафешки, огромными окнами витрин обращённой к переполненному вечернему проспекту. Там уличные фонари щедро изливают свой золотистый свет на увязшие в пробке автомобили, водителям которых остаётся только тоскливо наблюдать за более везучими пешеходами. Кажется само время на дороге застыло в янтаре вечности. Я перевожу взгляд на сидящего напротив: неуловимые глаза тревожно скрываются за грязными волосами, свисающими длинными слипшимися сосульками; дешёвая давно нестираная одежда - наверное так и должен выглядеть типичный художник-неудачник. А лихорадочные, резкие движения худых костистых рук легко приоткрывают тайну о давно утерянной уверенности в себе. Нервно перебирая листки газет, молодой человек подозрительно косится то на меня, то на моего напарника. - И-и-и... ? Я небрежно пожимаю плечами: - Там же всё написано. - И-и-и, что это значит? - настойчиво гнёт своё собеседник. - Вы обратили внимание на даты, где они, конечно, есть? Художник, вздохнув, откидывает рукой волосы с бесцветных глаз: - Это ничего не проясняет, а только запутывает. Как, впрочем, и вы. Важно киваю головой: - А я вам объясню... когда вы попытаетесь для разнообразия беседы довериться нам. - С чего бы это? - Он никак не может совладать с эмоциональным напряжением, отчего по хилым плечам периодически пробегает нервная дрожь. - А с того, что мы с вами на одной стороне. - Ха! Подсунув мне не вызывающие никакого доверия бумажки, вы сразу хотите получить доверие от меня? - Собеседник брезгливо отталкивает просмотренные листки, и они разъезжаются по столику подобно колоде шулерских карт. - Ну почему сразу? Только после ознакомления с интересными новостями, которые, кстати, впрямую касаются именно вас. - Ну-у-у, во-первых, не меня, а мои картины, а во-вторых, они все были украдены из художественного салона, и полиция даже искать не стала - "за отсутствием ценности пропажи". И хозяин салона, как назло, сразу же куда-то испарился. Ну, и в-третьих, я и сам могу таких же вырезок пачку изобразить. Но от этого мне легче не станет, и в кармане приятного звона не прибавится. - То есть ВЫ нам не верите? - вклинивается в диалог мой напарник, здраво рассудив, что нужна безотлагательная помощь в обработке клиента. - А с чего бы мне ВАМ верить? - агрессивно парирует незадавшийся художник. - Ну, так попробуйте назвать хотя бы одну вескую причину, чтобы этот прекрасный вечер тратить на эту нудную беседу с вами? - легко возвращает подачу мой помощник. Живописец, замерев, задумывается, натужно перетасовывая в голове свои версии происходящего. И только тонкие пальцы со следами впитавшихся в кожу красок нервно барабанят по столику, словно проверяя реальность происходящего. Мы же не спешим прийти на помощь. Вызвать молодого человека на разговор не составило особого труда - стоило лишь упомянуть, что речь пойдет о его картинах. И пары ни к чему не обязывающих намёков хватило, чтобы навести его на мысль о покупке холстов. Как и любой в этом возрасте, парень имел изрядно завышенное мнение о собственных талантах, а отсутствие всеобщего интереса к своим произведениям легко объяснял вульгарными вкусами бестолковой массы. - Я правильно понял? Вы же не собираетесь приобретать мои картины? - ожидаемо ставит вопрос ребром художник. - В данный конкретный момент времени мы действительно этого не желаем, - отметая любые сомнения, заверяет напарник. Я только утвердительно киваю головой, безжалостно руша нежно лелеемые воздушные замки. - Да я понял всё! Мы с напарником быстро переглядываемся. Неужели где-то умудрились проколоться? Я мгновенно проматываю в голове места, где могли случайно пересечься с художником. Однако… - Я согласен продать оставшиеся шесть картин... За полцены! - смиряясь с неизбежным, протягивает пустую руку собеседник. Предложение разряжает возникшую было напряжённость. Ха! Ну зачем нам его картины? Нас интересует кое-что посущественнее. - Вы обратили внимание на даты? - продолжаю я, возвращая разговор в нужное русло. - Обратил. Там ерунда. Я понял вашу задумку. Берите за четверть. Больше я цену ронять не могу. Мне ещё нужно рассчитаться за комнату и краски. - Газетные статьи подобраны за период в БУДУЩИЕ сто лет, - выделив интонационно, пытается всё-таки достучаться до его рассудка мой коллега. Но нищий живописец ничего не слышит, переживая наш категорический отказ скупить по сходной цене оставшиеся холсты оптом. Обхватив голову руками, он о чём-то напряженно размышляет. - Эй! Очнись. Вернись-ка к нам, - я слегка потряс за сухое плечо. Призрак надежды, так аккуратно взлелеянный ранее, быстро тает в его глазах... Наконец наступал тот самый психологический момент, когда можно брать парня "тёпленьким". - Ты понял, о чём речь? - Розыгрыш? Кто вас направил? Друзья? Хотя... какие к чёрту друзья? Я продолжаю, кардинально меняя тактику: - Мы из хроно-полиции, из будущего. Инспектор Лосев, - Тычу пальцем в напарника, и тот, усмехнувшись, отвечает утвердительным кивком головы, - Я - старший инспектор Манцев. Газеты подлинные. Как вы, наверное, поняли из прочитанного - в ближайшее время ваше имя станет узнаваемым, картины войдут в фонды национального достояния сразу нескольких европейских государств. На доме, где вы сейчас живёте в подвале, повесят медную табличку: "В этом доме с ... до ... жил такой-то известный художник". Любая ваша картина - через каких-то пять лет - станет стоить целое состояние. По мере того, как мои слова всё глубже проникают в сознание жертвы, туман в тусклых глазах начинает постепенно рассеиваться, взгляд приобретает осмысленность, и только брови, уверенно покорив пик высокого лба, ни в какую не желают спускаться вниз. - Что вы сказали? - Ошалелый взгляд испуганно перепрыгивает с одного непроницаемого лица на другое. - Хотите цитату из Всемирной Энциклопедии изобразительного искусства, изданной в две тысячи сотом году? Неожиданно он вспыхивает яркой петардой: - Хватит меня разыгрывать! - Порывисто вскочив, пытается бежать из уютной кафешки, где мы сидим за столиком битые два часа. Я профессионально успеваю перехватить его трепещущую длань: - Да подожди ты! Убежать никогда не поздно, только вот если сейчас убежать, может и наступить то самое - безвозвратное поздно. Художник останавливается, делая сложный выбор - ему, конечно, хочется верить и в это сказочное будущее, которое сулят газеты: о случайных находках его пропавших картин, ставших бесценными шедеврами, и наши льстивые россказни; но здравый смысл, устоявшаяся вера в беспросветную безнадёгу нашёптывают об изощрённом дьявольском обмане и требует поостеречься. - "Становление", "Уповаете", "Слияние", "Без преград"... - Как? - Волосы на голове собеседника шевелятся змеями Горгоны, видно моя подача переворошила все устоявшиеся представления живописца о мироздании. - Никто… Понимаете, еще никто... Мы многозначительно молчим. - Вы хотите сказать, что знаете названия заготовок картин? А может вы из полиции, а я указал их в протоколе? - Слова звучат излишне резко. Видно парень пытается найти простое объяснение необъяснимому. Но слезящиеся глаза молят продолжать рождение сказки. - Что же вы от меня хотите? - Я хочу, чтобы ты нам поверил. Ни одна, даже самая захудалая газетёнка, вечно страдающая от отсутствия пережаренных фактов, не купилась на этот банальный инцидент. А информации о будущих картинах нет даже в полицейском протоколе. Она присутствует только... - я, поддавшись искушению, выдерживаю тягостную театральную паузу, - В твоем БУДУЩЕМ! - Несколько украденных картин будут найдены в течение этого полувека, - Свежеиспечённый «инспектор Лосев» указывает на разбросанные по столу газетные вырезки, - Ну вы же прочитали - везде чистейшая случайность... Большая часть не будет найдена ещё и в наше время. - Ваше, это когда? - Прибавьте сотню с хвостиком лет. - И что? Что вы хотите в нашем времени? Найти все мои картины? Наступал кульминационный момент. Перебрасывая нить разговора друг-другу, мы не даём и секунды спокойно поразмыслить: - Нет. Мы намерены защитить вас. - От чего? - Понимаете, кража картин, проблемы с реализацией, гробовое молчание критиков - это всё заговор, инициированный из нашего будущего. Точнее... из ВАШЕГО будущего. - Зачем? - Художник внимательно слушает, втайне надеясь на, пускай не совсем безупречно гладкое, объяснение своих бед... Но зато такое близкое и понятное - он гений, и только скрытая злая воля мешает реализовать весь потенциал. - Цель - поднять цену на картины. - Вот, например, кто к вам обратился о проведении выставки картин? Перекрёстный разговор давит уже сломленного человека, заставляя всё глубже и глубже погружаться в болото нашей фантастической истории, безусловно беря на веру слова двух искусителей. - Не знаю, получил заказное письмо, обрадовался, поэтому даже не поинтересовался. Казалось вот оно - нашлись поклонники моего таланта. Отдал почти все свои законченные картины... самые удачные - пятнадцать штук. До этого, за всё время смог продать только четыре, а тут пообещали распродать всё в течение месяца. А потом взлом, кража, и всё-о-о... Когда пришёл за компенсацией от кражи, никого не нашёл - ни хозяина зала, ни арендатора. - Это были агенты Темпоральной Художественной Корпорации. - Неужели мои картины настолько дороги в будущем? - Стремительно крепнущая в голосе надежда о многом говорит. Я незаметно подмигиваю напарнику. А тот отвечает бодрым тычком ноги под столом. - Не то слово, дороги... Баснословно дороги! - подбрасываю "дровишек" в топку пылающего воображения. Парень наконец-то смотрит на нас, открыв рот. Постепенно согбенность уходит, волосы как будто становятся чуть аккуратней уложены, избавляясь от неряшливых сосулек, и даже одежда начинает расправлять давно окаменевшие складки. Уверенность в себе, только слегка проклюнувшись, начинает стремительно разрастаться. Еще час назад тусклый и безжизненный взор приобретает глубину и ясность. Кажется он начинает зрить сквозь толщу времён. Наступал психологический момент для решающего удара: - Понимаешь, они берут из прошлого малоизвестного художника и "раскручивают" его - кражи, скандалы, утеря картин, купленные отзывы критиков, всем этим приучают около-художественную тусовку к имени, а затем на нескольких оставшихся картинах, "буквально чудом" избежавших исчезновения, делают ему имя. Публика любит сказки о талантах-неудачниках, восставших из небытия. И это намного проще и эффективнее чем искать истинные таланты. Которые, к слову, уже учтены все и оприходованы Художественной Корпорацией. А для насыщения агрессивно растущего бездонного изобразительного рынка истинных гениев недостаточно. Поэтому, они уже не ищут таланты. Они творят их сами! - Не понял, как это — творят? Я по памяти начинаю цитировать Всемирную Энциклопедию: - Достоверно известно о тридцати шедеврах. О месте нахождения всех пятнадцати украденных среди экспертов ходит самая противоречивая информация. Имеются также репродукции четырех "финальных" полотен, являющихся непревзойденным отражением душевных метаний великого художника в трудный период жизни. Сами картины утеряны. Десять ранних полотен, найденных в разное время, хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях… Физиономия художник по мере знакомства со своей историей расплывается в блаженной улыбке. Я буквально вижу, как в немытой голове бодро идет процесс восстановления было навсегда утраченного Эго… - Постойте! - внезапно выныривает он из убаюкивающих видений и вклинивается в самом интересном месте, - Что вы сказали? Самоубийство? Я не ослышался? - Нет, - напарник холодно повторяет по слогам, - Са-мо-у-бий-ство! Лицо собеседника леденеет, щёки быстро теряют недавно обретённый цвет живых роз: - Как самоубийство... Когда? - От этого мы тебя и пытаемся защитить. Понимаешь, - агрессивно наседаю я, - Как художник, ты, по большому счёту, бездарь. Ценность твоих картин - тьфу и растереть. Оценив вытянутость физиономии, расчётливо поправляюсь: - Хм-м, то есть имеют малую ценность. И не видать тебе признания, если бы не вмешательство Темпоральной Художественной Корпорации. Руками своих хроно-агентов, действующих в этом времени, была организована выставка, потом кража, а затем устраивая периодическую шумиху в СМИ и подпитывая её в течение нескольких лет, переведёт твои картины из разряда мало-художественного мусора в шедевральные произведения искусства начала двадцать первого века. На молодого человека уже нельзя смотреть без горьких слёз. Процесс нарождения нового гения стремительно обращается вспять. - А позже с помпой будет открыт основной "тайник" с пропавшими картинами, и всё будет распродано с максимальной выручкой. Вот так-то. Это всего лишь бизнес... из пустоты. - Что вы от меня хотите? - убито спрашивает так и несостоявшийся маэстро кисти и красок. - Заявление и показания на хроно-агентов Корпорации. Фактура у нас собрана, и уж мы быстренько предъявим им обвинение и пересажаем. Темпоральное мошенничество и доведение до самоубийства. - Доведение? - Ну конечно, с чего бы ты стал бросаться под поезд? Живой ты им не нужен. Ожидается начало поступления основной прибыли. Ценность представляют только ограниченные партии "товара", а за свою жизнь сколько ты мог бы "наваять"? Тысячи, при их известной ценности в полтинник, - мой коллега по цеху покровительственно усмехается. - Я правильно понял, что, оставшись жить, я останусь нынешним, никому неизвестным мазилкой? - Абсолютно точно! - цинично "подбадриваю" я. Художник задумывается, и мы уже теперь не торопим, коварно ожидая всходов вброшенных семян - этаких зубов дракона. - А убить меня они не могут? - Тут понимаешь, какая штука, всё сложно с этими хроно-полями, устоявшейся реальностью и хроно-сдвигами. В общем, процесс должен идти как бы сам собой, без прямых насильственных действий из будущего. Свобода воли, так сказать. Я заботливо пододвигаю чистый лист бумаги и ручку: - Пиши… - Сколько осталось? - нервно перебивает жертва темпорального заговора. - Десять дней. И ты их потратил бы на четыре полотна, ставших венцом всей жизни. Художник некоторое время молчит… Наконец, на что-то решившись, встаёт: - Я понял, прощайте. Никаких заявлений. Я выбираю известность. Моё имя останется жить в веках. Парень, не прощаясь, быстро убегает. Что ж... Четыре ещё не созданных "шедевра" ждут своего воплощения. Мы переглядываемся. Миссия выполнена. Выходим на ночную улицу. Поток пешеходов иссяк, пробка на дороге рассосалась, и только уличные фонари продолжают заливать всё вокруг янтарным светом. Кажется само время не торопится приближать прекрасное будущее. Я беру хронофон: - Два хроно-агента требуют эвакуацию. Закладка произведена. Можно начинать операцию по вскрытию хранилища… © wzz67 / Андрей
Рейтинг: нет
Прочитано 310 раз(а)
|