Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Советский разведчик-нелегал

Очерк в жанре Мемуары
Добавить в избранное

Советских разведчиков-нелегалов в Токио сменил другой – нелегал из СССР

Советский разведчик-нелегал

Как известно, в 1944 году в Японии в тюрьме был казнён легендарный советский разведчик, ставший позже Героем Советского Союза, Рихард Зорге (оперативный псевдоним «Рамзай»).

Рихард Зорге находился в Японии, когда эта страна не только вела войну с Китаем, но и находилась в сговоре с другим главным агрессором — нацистской Германией. Перед нападением гитлеровской Германии на СССР Зорге отправил в Москву следующее донесение:

«Сегодня немецкий посол Отто ознакомил меня с директивой Риббентропа о начинающихся переговорах Германии, Японии и Италии относительно военного раздела СССР».

31 мая 1941 года: «22 июня Германия без объявления войны совершит нападение на Советский Союз Социалистических Республик».

3 июля 1941 года: «Япония, несмотря на нажим гитлеровской Германии, пока не вступит в войну против СССР». Вот такие и многие другие сообщения шли от Зорге в Москву.

7 ноября 1944 года, когда советский народ отмечал очередную годовщину Октября, японцы решили привести в исполнение смертельный приговор Рихарду Зорге. Советский военный разведчик встретил смерть словами: «Да здравствует Советский Союз! Да здравствует Красная Армия!».

С тех пор в стране восходящего солнца произошли большие изменения. Политическая, а также военная обстановка в Японии постоянно интересовала советскую и российскую разведку. В сентябре 2008 года в СМИ была опубликована рассекреченная информация о работе советского разведчика-нелегала, выведенного в Японию около 20 лет назад.

Опубликованные материалы свидетельствуют о том, что в результате успешно проведённой операции Службой внешней разведки нашему разведчику-нелегалу удалось сбежать от японской контрразведки. Имя его для японцев так и осталось тайной.


Герой данной истории прибыл в Японию в 1988 году по документам подданного Японии Анатолий-сан, пропавшего без вести в 1975 году. (Будучи и в Краснознаменном институте государственной безопасности он носил эту консперативную фамилию). В действительности он сменил работавшую там с 1953 года семейную пару наших разведчиков-нелегалов — Хамзина Шамиля Абдуллазямовича и Алимову Ирину Каримовну, которые работали артистами в театральных труппах в Японии (оперативный псевдоним “Хазев

Устроившись в стране под чужим именем, Анатолий – сан (позывной ag.777), был принят на работу в одну из японских СМИ.

В тот самый год разведка КГБ проводила в Токио расследование провокации против резидента внешней разведки КГБ. Японские спецслужбы попытались выкрасть полковника Георгия Петровича Покровского. В дом, в котором он проживал, подселили американского спец агента и подготовили для проведения операции боевиков. Хотели похитить и затем, как уже практиковалось, всё представить в виде «добровольного ухода разведчика на Запад».

И тогда, “Центр” передал свое приказание Анатолий-сан сменить место дислокации из столицы восходящего солнца в другой город в Японии, неподалеку от столицы в Акито-кен. Где он на протяжении восьми лет прожил в этом маленьком японском городке. Часто выезжал в командировки от японских СМИ в дальнее зарубежья. Откуда он не мало передавал секретных военных информации в свой “центр”. Побывал журналист и в горячих точках, где позже он напишет даже о последних выводах советских войск из Афганистана.

Вернемся к похищению советского спецагента.

Резидент был тогда хорошо подготовлен физически. Занимался теннисом и боксом. У него оказалось достаточно сил, чтобы дать похитителям отпор. Спец агент получил в сложившейся потасовке перелом челюсти.

Как-то в Москве журналист Станислав Лекарев спросил его: «Георгий Петрович, как же вы, интеллигентный человек, и вдруг бьёте по лицу со всей силой?» А он в ответ: «Я как представил, что придётся доказывать, что ты не верблюд, так вся интеллигентность пропала». Г. П. Покровский как в воду смотрел: в Москве начальство с недоверием отнеслось к случившемуся в Токио — цену себе набивает. Если согласиться, то надо награждать и повышать в должности, а место начальника «японского отдела» было занято уже другим сотрудником. Пришлось перевести его в другой отдел. Но Бог правду видит. Спустя некоторое время в Японии вышли мемуары раскаявшегося сотрудника спецслужбы. В своей книге он подробно описал попытку неудачного похищения «русского боксёра». Эта информация в Москве прошла незамеченной. А тем временем «наследника» Рихарда Зорге задействовали в ходе розыска старшего лейтенанта ВВС СССР Виктора Беленко. Последний угнал из Приморского края сверхсекретный самолёт-разведчик МиГ-25П и совершил посадку на аэродроме острова Хоккайдо. Сдал американцам троекратно превышающее скорость звука высшее достижение в мировом военном самолётостроении. Когда в Москве решили отомстить, было уже поздно — Беленко успел покинуть Японию.

Кроме перечисленных заданий у нашего налегала были и стратегические цели. Это был период, когда Япония приступила к программе создания системы спутников-разведчиков. В тех годах японцы настойчиво пытались запускать спутники с экзотическими названиями: «Озуми», «Шайсеи», «Денпа», «Химавари» «Джикикен», «Сакура», «Кику». В освоении космоса Японии помогали и американцы, и французы. Из резидентуры КГБ в Центр регулярно поступала оперативно значимая информация по этим засекреченным проектам.

В 1990 году службу безопасности Управления национальной обороны возглавил Итиро Ионзяма. Это он в мае 1995 года после химической атаки в токийском метро арестовал главу боевиков «Аум Синрике»(Прим. запрещена в РФ) слепого Секо Лсахара. А в сентябре того же года задержал руководителя московского отделения «Аум Синрике»(Прим. запрещена в РФ) Фимихиро Дзиою.

Следует заметить, что агентура внешней контрразведки токийской резидентуры СВР оказалась на высоте. Сигнал об угрозе расшифровки нелегала поступил своевременно. В сентябре 1996 года разведчик Анатолий-сан по заранее разработанному плану покинул Японию и благополучно вернулся в Москву, затем “центром” был напрвлен в Ташкент, где выполнял ту же миссию, чтобы снова попасть в японские края. С узбекской делегацией вновь попадает в старую столицу Японии Киото. Здесь он знакомится с одним японским школьным учителем истории Харуо Миуро-саном. Позже с ним и уезжает в его город Акито. Учитель вставшим близким другом нашего героя, сам не зная того выполнял просьбы Анатолий-сан. Отправлял через Приморский край “секретный информ” в “центр”. И так Харуо Миуро-сан стал одним из вербованных японских лиц нашим агентом 777.

Бытует версия, что Анатолий-сан работал на ГРУ (Главное разведывательное управление) Генерального штаба Вооружённых сил СССР. Подтверждением этой версии является тот факт, что, как и Р. Зорге, Анатолий-сан в основном интересовала военная информация. Ну и, если бы Анатолий-сан был сотрудником КГБ, его бы японцы раскрыли ещё в 1993 году, когда в Токио попросил политического убежища сотрудник токийской резидентуры КГБ Станислав Левченко. Он выдал весь состав резидентуры КГБ в Токио. Слил имена сотрудников «японского отдела» КГБ в Центре и сдал около 200 агентов из числа японцев, работавших на советскую разведку. Про ГРУ он фактически ничего не знал и знать не мог — конспирация прежде всего!

После исчезновения нашего разведчика японская контрразведка приступила к выявлению возможных следов и вещественных доказательств разведывательной деятельности нелегала. При обыске дома, в котором проживал Анатолий-сан, были найдены передатчик и шифровальные таблицы. Некоторое время опытный глава службы безопасности Итиро Ионзяма не терял надежды на то, что Анатолий-сан вернётся в этот дом и его удастся арестовать. Он считал, что за 10 лет работы в Японии разведчик успел завербовать не одного секрет носителя. Понятно, что после получения сигнала о провале нелегала эта агентура была законсервирована. Хорошо зная русских, Ионзяма был уверен, что агентов передадут на связь посольской резидентуре КГБ. По указанию Ионзяма за всеми сотрудниками российского посольства установили плотное наружное наблюдение. Как стало позже известно, анализ материалов контроля за автомашинами сотрудников российского посольства себя оправдал. Вначале японцы выявили места, которые русские посещают наиболее часто. Затем, используя записи городского и частного видеоконтроля, провели персональный поиск лиц, повторяющихся на видеопленках в конкретные отрезки времени. В это же время в прессе появились сообщения о том, что якобы обнаружили японца, регулярно появлявшегося в тех же районах, где оказывались русские разведчики. Его начали раскручивать как возможного агента российской разведки. Как правило, подобные «утечки» контрразведка допускает с целью отпугнуть возможных источников секретной информации посольской резидентуры. Иногда подобное «нарушение» принципов конспирации контрразведка противника использует в качестве инструмента политического шантажа. Вот, мол, сейчас и разразится российско-японский скандал. Следует попутно заметить, что с давних времен стало нормальным явлением, когда спецслужбы развитых стран ведут друг против друга военную, политическую и всякую иную разведывательную работу.

В то же время для организации и проведения диверсий необходима хорошо отлаженная агентурно-оперативная система. Посольская резидентура для этого не подходит, так как провал грозит негативными политическими последствиями. Поэтому обеспечить надёжную связь боевиков с центром управления своей страны, спланировать операции, снабдить оружием, а также прикрыть уход участников операции из страны могут только разведчики-нелегалы.

В начале 70-х годов японские боевики так называемого движения «красноармейцев» действовали по хорошо разработанным планам. Они регулярно захватывали самолёты с заложниками и после удовлетворения своих требований безнаказанно уходили в Пхеньян или Алжир. Иногда они взрывали самолёты (в 1971 году на рейсе Сапорро — Токио погибли 162 человека; в 1985 году около Токио разбился японский «Боинг-747», в котором погибли 520 пассажиров; в 1994 году взорвался и сгорел во время посадки в аэропорту «Нагойя» аэробус А-300, в котором погибли 264 человека).


Японские боевики не забывали наносить удары и по наземным целям. В 1974 году совершили налёт на французское посольство в Гааге и захватили в качестве заложников 9 дипломатов, которых обменяли на заключенных, и вылетели в Дамаск. Через год в Куала-Лумпуре боевики захватили американское консульство, заодно и посольство Швеции в столице Малайзии. Взяли в качестве заложников 53 дипломата. Получили всё, что хотели, и отбыли в Ливию.

В 1986 году в Джакарте обстреляли из гранатомётов посольства Японии, Канады и США. Через год эта же тактика была применена в Риме, где целью боевиков стало посольство США. В 1988 году японские боевики взорвали бомбу в американском клубе в Неаполе. Погибли 5 военнослужащих армии США.

В самом начале данного очерка мною упомянута разведчика-нелегала после длительной загранкомандировки в Японии, возвратился в Москву. Тулы Муналбаев провёл на нелегальной работе в разных странах более 20 лет. В 1999 году он вышел в отставку в звании генерала-майора. Как известно отставных разведчиков не бывает, он опять часто выезжал в командировки под прикрытием сотрудника некой компаний сотового телефона “Билайн”.

Рейтинг: 10
(голосов: 1)
Опубликовано 11.06.2020 в 21:02
Прочитано 506 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!