Случайные записи
Недавние записи
|
Ты тоже болен. Но просто не знаешь. Недуг поражает сердце. Твоя история болезни лежит у него на столе, скрытая за обложкой. Мужчина смотрит на стрелку часов, пытаясь определить время. Но так и не определяет. - Который час? - Не знаю. - Который день? - Не важно. - Какой сейчас год? - Имеет ли значение? Мужчина один в своем кабинете. Его рука тянется к телефону. Он нажимает кнопку: - Людочка, больные есть? - Нет, господин ХХХ, сегодня на прием никого нет.- она называет имя мужчины, которое я не могу вам сказать. Секретарша просматривает записи. - Как, нет больных? Не может быть.- удивляется мужчина, выискивая в ее словах ложь. - Вы кого-то ждете?- уточняет Людочка. - Жду.- подтверждает мужчина. - Кого? - Не знаю. Разговор окончен. Мужчина подходит к окну. Он смотрит, сквозь тонкое зеркало. Мир за окном отражается. ХХХ вглядывается. Грязное стекло. Нагнувшись, он трет пальцем отражение мира. -Так лучше.- улыбается он, видимо очистив стекла. ХХХ сонный. - Вы снова всю ночь не спали?- заходит Людочка вместе с ароматом кофе. Пар вылетает из чашки. -Работы много.- отвечает мужчина.- Некогда спать. Врач достает рукописи. Книги заставляют его полки. Артюр Рембо. Оскар Уальд. Набоков. – он водит пальцем по корешкам книг. Зюскинд. Лермонтов. Камю. Хармс. Ахматова. Булгаков. Маяковский. Хайсмит. Рул. -Джейн Рул- произносит ХХХ, шевеля губами. Он вываливает книги на стол. Врач ищет компоненты лекарства, которое пытается составить в свободное от приема больных время. На стене кабинета картина Дали « Быстротечность времени» -Какой–то мужчина осматривает стены в коридоре.- забегает Людочка со словами. -Он к врачу? -Говорит, что нет. Доктор выходит. -Вы больны?- глаза ХХХ приглядываются. -Нет.- удивляется случайно забредший в эти коридоры незнакомец. В эти коридоры, предопределяющие ему встречу с доктором. -Значит больны.- удостоверяется доктор.- Пойдемте. Они заходят в кабинет. Господин XXX осматривает вошедшего. - Как вас зовут?- спрашивает осматривающий. - Что простите?- прислушивается мужчина. - Я бы хотел узнать ваше имя.- повторяет ХХХ. Мужчина настораживается. - Я же просто больной, зачем вам мое имя? - Но ваше имя не «Больной». Вас как-то зовут. Я бы хотел знать ваше имя. Мне не все равно, кого я лечу.- настойчиво объясняет врач. Незнакомец смотрит изучающе, словно удивившись. Черты лица его немного смягчаются. Он расслаблен. - Я просто не расслышал. Извините. -У вас проблемы со слухом?- смотрит на его маленькие ушки доктор, стараясь определить проблему визуально.- Ну, хорошо, скажите мне прежде имя. -Артем.-произнес мужчина, которому на вид приблизительно тридцать. - Артем.- повторяет доктор, и Артем дергается. На лице его выступает страх. Будто бы он боится своего имени. Но он боится не имени. А того, когда это имя произносят. Вернее произносили несколько лет назад. Доктор улавливает его движение. - Давайте, я для начала вас взвешу. Вставайте на весы- делает он голос мягче. - Уши-это серьезно. -Врач это понимает и начинает подбирать нужные слова, управляя своим голосом и тембром. Мужчина встает на весы. -У вас перевес боли. Ее больше чем счастья. – произносит врач. Артем испугано смотрит. - Что вас беспокоит в вашем слухе?- продолжает задавать вопросы ХХХ. - То, что я не слышу.- отвечает Артем. -Мне показалось, что вы испугались, когда я произнес ваше имя? - Я вспомнил отца.- он хмурится. - Вы боитесь отца?- уточняет доктор. Артем садится на стул: - В детстве, когда мы учили уроки, отец то и дело повышал на меня голос, когда я не мог разобраться в слогах или забывал поставить точку после предложения. Он кричал на меня, а я плакал. А он еще сильнее кричал. А я еще сильнее плакал. И он называл мое имя. Артем. С таким презрением, с таким упреком, с такой жестокостью. Я закрывал уши. Отец матерился. Процесс обучения превращался в ад. Я боялся учиться. Когда я подрос, и мог уже за себя постоять, я ушел из дома. Мне было шестнадцать. Мне кажется, я ничего не достиг в своей жизни. Мое имя стерто и забыто мной. Доктор встает и подходит к музыкальному проигрывателю, включая пятую симфонию Бетховена. - Расскажите, пожалуйста, вашу историю еще раз. Артем говорит, сливая свой голос с музыкой. Симфония кончается. Артем заканчивает. Секунда в секунду. - У вас есть сын?- спрашивает доктор. - Ему семь.- улыбается мужчина. - А вы помогаете ему делать уроки? - Нет.- снова хмурится Артем, вспоминая свое детство. Мужчина трясет головой, отгоняя воспоминания. - Не отгоняйте воспоминания, они болезненны, но они вас излечат. - Как же это? -Памятью. Помогайте сыну делать уроки. Помогайте ему разобраться в том, где нужно переносить слоги. Ваш сын-это вы. И он не боится. Мужчина перестает робеть. - Вы меня хорошо слышите?- произносит доктор шёпотом. - Я вас слышу. Мужчина собирается выйти, но врач его окликает: - Артем. Ручка двери останавливается. Артем оборачивается. - Вы многого достигли. Дверь закрывается, мужчина забирает улыбку с собой. Доктор открывает чистые листы журнала, собираясь сделать запись. Но его рука прерывается голосом Людочки. - К вам женщина. - Женщина-это хорошо, посмеивается доктор. - Ну, вы как всегда, XXX! – усмехается Людочка. - Как же я могу быть слеп к красоте, нельзя женщину не видеть!- серьезно произносит доктор, изображая джентльмена. Хотя на моей памяти, XXX был достаточно галантным и внимательным. Судорожная женщина вбегает. Ее рука двигается быстро. Художник не успел бы поймать. - Медосмотр по работе, если можно, то, пожалуйста, побыстрее. Мне нужно бежать.- выпаливает она. На женщине классическая белая рубашка. Черные штаны и высокие каблуки. - Куда бежать?- спрашивает доктор улыбаясь. Женщина останавливается. В ее глазах проскальзывает удивление. - Я рад, что я вас удивил. В ваших глазах это отразилось. Знаете, как отражается мазок масла на картине художника.- восхищенно описывает картину женщины доктор.- Что у вас болит? - Глаза. - А где вы работаете? - В офисе. - И даже поспать не успеваете? С таким то графиком работы?- тянет время доктор. - Не успеваю. И сейчас я тоже не успеваю. – начинает суетиться женщина, намекая, что нужно работать быстрее. Усмешка отражается в уголке его губ. Врачу нравиться тянуть ее время. - Как вас зовут? - Маргарита. -Маргарита, что вы видите?- спрашивает ХХХ, вытягивая руку вперед. Пальцы стремятся картине Дали, которая течет по стене. Маргарита оглядывается. - Ничего. Мазню.- пожимает плечами она и смотрит на доктора. ХХХ вертит песочные часы в своих пальцах. Песок сыпется. -Там бабушка нищая.- произносит нелепицу мужчина. -Какая бабушка?- смущается Маргарита, не понимая. - За окном.- Доктор смотрит на стекла.- Вы ее видели? Она стоит у входа в здание. - Нет, я не заметила. - Там ваша мать.- бросает доктор. - Что простите!?- женщина покрывается испугом. - Идите, посмотрите. Через минуту она возвращается. - Зачем вы соврали?- взмахивает эмоционально рукой женщина, изображая свое непонимание, испуг, злость и какое-то прозрение, которое начинает появляться в глазах женщины. - Я наврал? - Вы сказали « там ваша мать» - Я так сказал?- смотрит на нее внимательно доктор. Он молчит, время в пальцах сыпется. Выдержав молчание ХХХ объясняет- Я хотел сказать: «там могла быть ваша мать» Женщина садиться, ее глаза опускаются в пол. -Маргарита! Куда вы так спешите? Бежите? Время рано или поздно все равно кончится.- песчинки досыпались. Мужчина поворачивает часы. Время снова идет.- Ну и что? Вы не проживете больше, если будите бежать, это ошибочное убеждение. Иногда медленность ваших действий вмещает в себя больше, чем бег. Женщина всматривается в картину Дали. -Сходите в музей, там есть его другие картины.- предлагает доктор. Он делает пометки, чтобы закрыть женщине медосмотр. Рука протянулась. Движение было поло поймано художником. - Вы на такси? - Нет. Пойду пешком.- Маргарита смотрит сквозь окно: на розоватое небо, которое растворяется в золотых лучах солнца. На солнце. Звук женского и мужского голоса доносится где-то там. Голоса приближаются, смешиваясь между собой, и прерывают друг друга. Муж и жена врываются внутрь. Солнце отражается на ресницах Маргариты. Женщина молча выходит. Доктор разглядывает напряженных сожителей. - У него проблемы со слухом!- кричит жена, зовя на помощь отоларинголога - Я доктор.- улыбается доктор, говоря это, прям, как Мастер. -Доктор, посмотрите его уши.- иронично язвит женщина. -Я послушаю, зачем смотреть? Вы же не к окулисту. Лицо женщины не изменяется. Она не услышала скрипнувшего звука заевшей пластинки. Не почувствовала игру со словами, в которую доктор не уставал играть. - Говорите.- отделяет звуки губами доктор. - Что говорить?- спрашивает жена. -Просто поговорите. Расскажите друг другу по одной истории. Глаза женщины становятся слабыми. Еще чуть- чуть, и женщина заплачет. Когда последний раз она рассказывала истории? Когда последний раз он их слушал? ( Их разговор передавать не буду, по интимным соображениям) - У тебя красивый голос, произносит мужчина в конце. Скрипач играет. Доктор слушает. Тела двигаются. Опера, развернувшаяся в кабинете, опера для глухих. Бетховен утрачивает слух. Он пишет свои сонаты чувствами. Так и доктор, не слышит их, считая, что не имеет право подслушивать. Немое кино содержательно мимикой. Женское движенье руки, вздымающаяся грудь. Мужское смущение, съехавший галстук. Кино 30-ых годов. Черно-белые элегантные кадры. Снятая шляпа, наклон. Женщина, выходящая в приоткрытую мужчиной дверь. *** Я вхожу. История, рассказанная выше, должна была следовать после того, как я вошел. Когда я входил, я еще не знал Маргариты, Артема, и двух актеров фильма 30-ых годов. Не знал господина XXX . Я не знал себя. - Я болен! – кинулся я к ногам доктора. Мое отчаяние было на столько велико, что падало, как женская шаль. Изящно. Кто бы не хотел познать тайну этого явления? - Что с вами? - Я не знаю. Знаю только то, что болен. - Странно- произносит доктор. Многие больные отрицают свою болезнь. Не знают, что они больны. А вы знаете? - Я знаю.- подтверждаю я .- Только понять не могу, что со мной. Доктор подходит к окну. На него смотрит моё отражение. Мои глаза. Мои сжатые губы. Мечущийся взгляд. Врач резко оборачивается, оказавшись напротив меня практически вплотную. Он смотрит. Согнув ноги в коленях и слегка приседая, осматривает меня снизу, наклоняя голову влево. Обойдя меня, как статую, он, наконец, произносит: - Я вас, мне кажется, знаю. -Нет. Мы не знакомы.- утверждаю я уверенный в своем утверждении. - Но я вас припоминаю. - Откуда же? Врач не ответил. - Я не уверен. Давайте взвесим вас. Я встаю на весы. У меня обнаруживается перевес боли. - Меня беспокоят глаза. Они слезятся и становятся красными. - Отчего же? - Больно смотреть на боль. - Боль?- смотрит на меня изучающе доктор. - Боль людей. Я ослеплен безобразием мира. Мое сердце, то бешено колотиться, то замирает, почти до анабиозного состояния. - Сделаем Кардиографию. Пойдемте. Я следую за ним. ХХХ идет впереди. В кабинете сидит до странности грустный мужчина. Он рассматривает карту сердца. -Что там?- врач берет у коллеги карту. - Брошенная девушка. Разбитое сердце. Врач идет по прямой линии кардиограммы. Я падаю на эту линию, пораженный. - Вы спасете ее? – спрашиваю я, в надежде. -Не знаю, в делах любовных можем ли мы вылечить? Я много лет возвращаю людям зрение. Слух. Я много лет ищу лекарство. Но могу ли я помочь, когда спасти может только любимый человек, а не кто-то с улицы. Даже если этот кто-то очень талантлив.- доктор разводит руками.- А вы любите? -Да- изображаю я ее образ кистью. Прямо здесь пишется картина из парящих в воздухе слов.- Мне кажется, я ослеп от ее красоты! Истинное творение искусства. Я ослеп от ее света. -Это метафора. Ослепнуть, значит прояснить зрение. В этом случае. - Ваши слова….- протягиваю я, слыша, или лучше сказать, чувствуя их оттенки. Слова доктора были разными на вкус. Были сладкими или торжественными, метафоричными или ясными, когда слово-это слово, когда слово-это акмеизм. Слова были мятными или броскими. Сделав кардиографию, врач выразил ярое удивление: -Ваше сердце то замедляет пульс, то бьется, как ноги влюбленного, бегущего к женщине. Пройдемте в мой кабинет. Мы возвращаемся, доктор включает экран проектора. - Посмотрите на экран. Я погружаюсь в картину Рене Магритта: «Любовники» - Что вы на это скажите? - спрашивает меня доктор, присматриваясь к каждому моему движению. - Абсолютно противоречивое. - Но все же? - Два человека, целующиеся в пелене. На их головы наброшена вуаль. Магритт поймал любовников в порыве сокрушительной страсти. Об этом свидетельствуют складки, утонувшие внутрь себя от движения. Страсть, вспыхнувшая между двумя людьми, действительно приводит к ослеплению. Она лишает способности рационально думать и понимать очевидное. Может быть, сюрреалист изобразил ненастоящую любовь, не способную дать наслаждение от соприкосновения тел. Или напротив, истинные чувства, которые не знают никаких материальных преград. Картину можно трактовать и более оптимистично: любовь сама по себе настолько самодостаточна, что зрение ей не нужно. Влюбленным людям совершенно не обязательно видеть друг друга и окружающий их мир. Они способны почувствовать близость даже сквозь двойной слой наброшенной ткани. - Невероятно - протягивает доктор. - Меня мучают головные боли - жалуюсь я. - Опишите их. - доктор скрещивает руки на груди. - Мысли. Будто кто-то шепчет мне мысли. Глаза доктора раскрываются, на сетчатке отображается шок. Восторг. И может быть, благодарность. - Я болен? - Результаты ваши, результаты больного человека, но вы здоровы. - Не понимаю. ХХХ произносит: - Вы писатель. Писателю свойственно болеть. - Я писатель? В тот день я узнал, что я писатель. В тот день, доктор объяснил мне, что болезнь растекается по миру. Люди больны. Они не слышат друг друга. Они слепцы, разучившиеся видеть искусство. А виденье искусства имеет целительную силу. Я рассекречиваю протоколы. Его записи. Заключения. Я передаю их вам. З а к л ю ч е н и е N 1 Имя: Артем. Болезнь: Нарушение слуха. Лекарство: Соната Бетховена номер 5. Опыт проведения: Я сразу заметил его страх, который расползался по его лицу, искажая его. Мужчина увидел во мне образ отца, который использовал неправильный метод обучения. Перепады музыкальных тонов, должны были вызвать у Артема перепады чувствительных начал, которые смешались с симфонией. Я оказался прав. Звуки влияют на человеческую душу. З а к л ю ч е н и е N 2 Имя: Маргарита. Болезнь: Слепота души. Лекарство: Алый рассвет. Картина художника. Шоковая терапия, игра слов, направленных на сопряжение старухи и ее матери. Опыт проведения: Маргарита, увидевшая мазню в картине Дали, впитывала алая краски, отраженные на ее трепещущихся ресницах. З а к л ю ч е н и е N 3 Мужчина и Женщина из фильма 30-х годов. Болезнь: Глухота сердца. Лекарство: Разговор. Опыт проведения: Я не слушал их, выключив слух. Передо мной развернулась немое кино. Движения тела. Мимика скул. В низу каждого заключения вместо подписи он написал: П и с а т е л ь. *** Девушка, с отсутствием пульса, я надеюсь, ты это читаешь. Я надеюсь, мы вместе с господином XXX найдем именно то слово, которое реанимирует твое сердце. Перед нами лежат вываленные книги. Артюр Рембо. Оскар Уальд. Набоков. Зюскинд. Лермонтов. Камю. Хармс. Ахматова. Булгаков. Маяковский. Хайсмит. Рул. © 89991345580 / Наследова Валерия Александровна
Рейтинг: 8
Прочитано 325 раз(а)
|