Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Пасечные байки. Капроновая снасть

Добавить в избранное

К вечеру погода начала портиться. Усилился ветер и на горизонте появились тёмно-синие тучи. Солнце скрылось в облаках, и температура воздуха быстро понизилась. Осмотр ульев прекратился. Пчёлы стали агрессивными, да и была реальная опасность застудить пчелиный расплод в ячейках рамок. Пчеловоды собрались под навесом за чаем. Степан достал сотовый телефон и позвонил жене.

- Наташа, сегодня не приеду потому, что работа не закончена. Осталось осмотреть три улика. Похоже, что гроза собирается. Такой дождь, обычно, быстро заканчивается. Завтра обязательно приеду.

- У вас уже идёт дождь? А у нас пока нет! – произнёс Степан после некоторой паузы, вероятно, выслушав ответ – Нет! С продуктами всё нормально, хватит на несколько дней.

- Удобная вещь сотовый телефон! – заметил Николай, когда разговор Степана прекратился – Никогда не чувствуешь себя потерянным или одиноким даже в лесу.

- Согласен! Но нужно всегда быть готовым к экстремальным ситуациям на выживание! Человек может остаться один на один с природой.

- Да, бывает, что выживать приходится не только одному, а даже группе людей в сложной обстановке. Мне случилось, однажды, побывать в такой ситуации много лет тому назад, когда ещё не было мобильной связи и переносных транзисторных телевизоров. – вступил в разговор дед Алексей.

- Это где же?

- Как ни странно, вот так же, на пасеке! Ситуация оказалась критической, хотя и не безнадёжной.

- Расскажи, нам интересно послушать! – воскликнул Степан.

- Хорошо! Может быть, когда-нибудь пригодится! – согласился дед Алексей и начал свой рассказ.

Стояли мы тогда с пчёлами за Бахирево, около одного из многочисленных озёр. До деревни было больше 20 километров. Продукты нам завозили раз в неделю, а тут случилась задержка. Человек, который нас снабжал, попал в больницу. У одного из наших напарников, Игоря, заканчивался отпуск, и ему нужно было выходить на работу. Дожди сильно расквасили дорогу. Да ещё военная техника по ближайшим дорогам прошла на полигон в Трёхречье. Местные трактористы на гусеничной технике соглашались протащить легковую машину Игоря через грязь только за бензин. У каждого был подвесной лодочный мотор, и бензин становился основной разменной валютой. Пришлось слить его в канистры местных вымогателей и полностью заправить машину товарища.

- Да, вы, не волнуйтесь, мужики! Доберусь до Буреи, сразу организую отправку сюда продуктов и бензина. Если сам не смогу, то сына пришлю! – заявил Игорь, на прощанье. Приеду не на этом Москвиче, а на Уазике.

- Ладно, будем ждать!

Работал Игорь машинистом маневрового локомотива и всегда мог подмениться для того, чтобы выполнить обещание. Но в этот раз всё пошло не по плану. В первый рабочий день, начальник депо встретил его ошарашивающей новостью.

- Игорь Петрович, тебе командировка в Уссурийск! Будешь сопровождать в капремонт наш тепловоз. Ты уже ездил туда весной, знаешь всё. Вот, даже фотографию привёз. У тебя быстрее всех получается сдача локомотива!

- Да, я не готов к командировке! Можно другого послать?

- Отменять поздно! На тебя выписаны все документы по телеграмме! Туда с локомотивом, в грузовом составе, а обратно приедешь пассажирским поездом. Приказ на прицепку получен. Через 3 часа будет чётный сборный, поставят в голову состава, на восьмом пути. Иди, не опаздывай!

Дома, Игорь торопливо объяснял сыну, что нужно сделать и как доехать до пасеки.

- Хорошо! Сделаю всё, как ты сказал! Отвезу им продуктов и бензина.

Но выполнить обещание сыну не удалось. Днём дорога была перекрыта. Проводились учебные стрельбы на полигоне, а поздно вечером, по неопытности, парень крепко засадил машину в грязь на просёлочной дороге. Её, с трудом, вытащили утром трактором. Повреждения, которые получила машина при буксировке, заставили вернуться домой.

В первые три дня, мы верили, что скоро приедет Игорь, и спокойно доедали остатки продуктов. Причину задержки объясняла канонада, доносившаяся с полигона. На четвёртый день Михаил признался, что готовить еду не из чего. Пили травяной чай и жевали восковые обрезки рамок с мёдом. Идти в деревню никому не хотелось, да и денег у нас не было. Бросать пчёл и шагать 20 километров по разбитой дороге ни у кого не было желания, а к концу четвёртого дня, и физических сил на пешую дорогу не осталось. Миша и Гриша постоянно раздражённо разговаривали между собой.

- Вместо того, чтобы «зубатиться», лучше бы хорошо проверили наличие продуктов в своих сумках, багажниках и рюкзаках. Может быть, что-нибудь отыщется полезное! – прервал я их очередную перепалку.

- Хорошо, сейчас посмотрим!

- У меня только трёхлитровая банка соли! – заявил через несколько минут Миша.

- Зачем так много? Ты, что солонец собирался обновлять?

- Нет! Немного в поилку пчёлам добавить, немного еду посолить.

- Тут хватит на ведро солонины! Только солить пока нечего!

- А у меня небольшой пакетик муки! Я её брал, чтобы готовить тесто на рыбалку. – добавил Гриша.

- Так у тебя с собой рыболовная снасть и ты молчал? – спросил я строго.

- Не совсем снасть. Только капроновая леска и крючки.

- И где же они?

- Лежат в багажнике на самом дне в полотняном мешочке!

- Что-то у тебя сильно уксусом воняет! – заметил я, открывая багажник.

- Да я брал бутылочку эссенции, чтобы готовить раствор, для смывания рук. Когда их уксусом обмоешь, пчёлы не так кусаются.

- Похоже, что бутылочка разбилась, и уксусная кислота протекла на капроновую леску. – разочарованно констатировал я, доставая полотняный мешочек.

Леска была, действительно, безнадёжно испорчена. Но идея, наловить рыбы, прочно засела в наших мозгах.

- Мы, в детстве гольянов и ротанов штанами ловили! Завязывали гачи узлом и тянули, как маленький бредешок. Давайте попробуем! У меня штаны широкие! – предложил Миша.

- Твои штаны не подойдут! – ответил Гриша.

- Почему?

- Ты их так каждый день газировал, что аж гачи раздувались! Гольяны в такую мотню не полезут!

- Это было, когда я ел сало с чесноком и запивал простоквашей. А теперь давно еды не было. Да и постирал я свои штаны недавно в озере.

- То-то я смотрю, гольянов у берега не стало! Ушли к родникам, на свежую водицу.

- Ловля штанами отменяется! Вода сильно прозрачная и дно песчаное. Штанами можно ловить только в мутной воде. Будем ловить гольянов на банку! Соль высыплем, в капроновой крышке сделаем дырку, и будем рыбачить! – сказал я напарникам, которые снова стали «подкалывать» друг друга.

Но банка оказалась с секретом. В ней лежали сырые куриные яйца, пересыпанные солью. Прекрасно сохранившись, они оказались целым богатством.

- Я и сам не знал! – воскликнул Миша – Это жена домашние яйца складывала, а я, по ошибке, не ту банку захватил.

- Не по ошибке, а к счастью! Поделим честно! – сказал я, выкладывая яйца в миску на столе.

Яйца выпили сырыми. Очень хотелось есть. Никто не стал их варить или жарить. Оставшиеся два не делились на троих.

- Что будем с ними делать? Может быть, разыграем по жребию? – предложил Гриша

- Сделаю оладьи! Есть немного муки и капелька подсолнечного масла в бутылке. – заявил я решительно.

- Да сколько их получится? Больше возни, а результат, на один зуб!

- Сейчас сделаю по рецепту моей бабушки, и хватит на всех!

Гриша и Миша внимательно наблюдали, как я нарвал молодых листьев крапивы, промыл их водой и заварил крутым кипятком. Затем выложил на дощечку и мелко порезал. Смешал зелёную массу со взбитыми вилкой яйцами, мукой и солью. Вскоре зеленоватое тесто зашипело на сковороде, распространяя приятный аромат.

- Можно попробовать? А то я слюной захлебнусь! – прошептал Миша, глядя на тарелку с оладьями.

- Я тоже хочу попробовать! – заявил Гриша.

- По одной попробуйте, и заварите чай! – ответил я, продолжая жарить необычное тесто.

Оладьи получились, действительно, вкусными, и миска с ними опустела быстро. Все дружно начали готовить рыболовную снасть. Гриша привязывал бечёвку за горлышко банки, Миша вырезал дырку в крышке. Я дробил скорлупу от яиц. Её решили использовать для приманки. Вскоре наша банка погрузилась в прозрачную воду озера.

Оладьи не утолили голод, а даже возбудили аппетит. Пойманные рыбки сразу потрошились и нанизывались на ивовые прутики. Вскоре, вокруг костра образовался низенький экзотический заборчик из прутиков с рыбками. Теперь каждый готовил еду сам. Солили и поджаривали рыбёшек по вкусу.

- Надо ухи сварить! – предложил Миша.

- В ней будут одни мелкие косточки! – возразил Гриша – Такую мелкую рыбёшку в марлевом мешочке варят!

Здесь я вспомнил, что у меня мешки завязаны капроновыми чулками. Жена постоянно это делала, чтобы напомнить о моём обещании. В то время такие чулки были в большом дефиците. Приобретение становилось предметом гордости. Вручил я подарок в Женский день, и предложил сразу примерить.

Но радость была не долгой. Когда я подхватил её на руки, на одном из чулков образовалась «стрелка». Одевать их на вечеринку стало невозможно. Я пообещал купить новые, но так и не купил. То не подходил оттенок, то плотность и структура материала. Теперь можно было попробовать варить в них мелкую рыбёшку для ухи. Идея оказалась реальной. Из ивового прутика сделали кольцо для каждого чулка и бросали в горловину чищеную рыбу. Гольяны были мелкие. Мы просто отрывали головы и выдавливали внутренности.

- Такая маленькая рыбка, а всех кормит, даже нас! – воскликнул Миша, захватывая на ладошку очередную партию гольянов.

Вскоре капроновые чулки превратились в небольшие колбасы. Завязав концы этих колбас, бросили капроновые чулки в большую кастрюлю. Варилась уха долго, пока рыбное филе не стало выдавливаться через чулок. После этого вынули капроновые колбаски, слегка остудили и отжали в кастрюлю. Отжимки в чулках отложили в отдельную миску. Бульон заправили лесным зелёным луком, чёрным перцем, солью и лавровым листом. Черпали его эмалированными кружками, и пили, как кисель. Вкус и аромат был неповторимый. От сытного бульона сразу стало клонить в сон.

- Надо чулки капроновые вытряхнуть и постирать! – сказал я, зевая.

- Давай, завтра это сделаем! – предложил Гриша.

- До завтра капрон обсохнет, да и мух соберёт со всей округи! – ответил я на предложение.

- Тогда закинем их в озеро на бечёвках, а завтра вытащим и постираем! – предложил Миша.

- Согласен! Только хорошо привязывайте, чулки ещё пригодятся! А я пошёл спать!

Засыпая, я слышал, как стучал топорик, забивая колышки на берегу. Затем раздалось два тихих всплеска. Уже совсем стемнело.

- Я топорик найти не могу! – чертыхнулся Гриша.

- Завтра найдём! Куда он денется за ночь!

- Это точно!

- Пошли, а то наш напарник, наверное, второй сон досматривает!

Зашуршал под ногами песок, но вскоре тропинка пошла по траве, и шаги стали бесшумными. Я, действительно, не слышал, как пришли мои товарищи и с сопением укладывались спать.

После сытного ужина все проснулись, когда солнце поднялось над горизонтом. Я стал растапливать печку, чтобы вскипятить чай, а Гриша с Мишей пошли стирать капроновые чулки. Обе бечёвки были сильно натянуты. Гриша выдернул колышек и потянул первую бечёвку, но она не подалась. Он потянул сильнее и почувствовал тугое сопротивление крупной рыбины.

- Помогай! – прохрипел осипшим от натуги голосом.

Миша бросился ему на помощь. Но даже вдвоём тащить было очень трудно. Огромный сом сворачивался кольцом и стоял на месте, словно плавучий якорь. Бечёвка врезалась в ладони так, что невозможно было её перехватывать. Упираясь каблуками стали пятиться по берегу, держась за прочный колышек, как за поперечину. Бечёвка была не очень длинной, и вскоре сом оказался на берегу. Рядом лежал забытый вечером топорик. Рыбина извивалась и пыталась освободиться от капронового чулка. Но острые зубы пасти прочно врезались в капроновое полотно и держались, как осенний репейник в собачьей шерсти. Несколько ударов топорика успокоили рыбину. Оттащив сома подальше от кромки воды, вернулись за второй бечёвкой. Здесь история повторилась. На капроновую снасть попался второй сом. Он был примерно такого же размера, но с ним справились гораздо быстрее, несмотря на усталость. Сказался приобретённый опыт. С помощью небольшой палочки и топорища вытащили чулки из пасти сомов. Заметно похудевшие колбаски, больше похожие на котлетки, забросили снова в озеро, забив колышки в новые места берега. Сомы были скользкие и Гриша с Мишей понесли их на руках, перед собой. Чай уже закипал, когда я увидел их довольные лица.

- Откуда такая добыча?

- На капроновые чулки поймались!

- В жизни таких сомов не ловил, даже на самую совершенную рыболовную снасть.

Сомов почистили, посолили, сварили уху и пожарили над углями на ивовых шампурах. А остальные куски рыбы стали коптить. Для этого взяли большое ведро из нержавейки. На дно нарезали ольховых чурочек, потом выложили решётку из прутьев, на неё куски рыбы. Сверху новый ярус решётки с рыбой. Закрыли ведро крышкой, обмазали кромку глиной и поставили на угли костра. Остывающие угли заменяли свежими. Через два часа над нашей пасекой распространился запах копчёной рыбы. Быстро заложили новую партию. Копчение рыбы заняло весь остаток дня. Теперь у нас было достаточно еды, не хватало только хлеба.

Вернувшись из командировки, Игорь сразу поинтересовался у сына, как дела на пасеке. Тот признался, что доехать не смог. Перезвонив начальнику депо, получил согласие на отгул. С вечера, проверил и загрузил машину всем необходимым. А рано утром выехал на пасеку. Дожди прекратились и дорога подсохла. Через два часа добрался до пасеки.

Мы уже позавтракали и пошли к ульям, но услышав машину, вернулись под навес.

- Обещанного три года ждут, а ты раньше приехал! – воскликнул Гриша.

- Меня в командировку отправляли, только что вернулся! А сын проехать не смог. Продуктов и бензина вам привёз!

- У нас только с хлебом проблемы, а так есть чем перекусить. Угощайся копчёной рыбкой! – предложил Миша, подавая кастрюлю с копчёными кусками.

- Что за рыба?

- Сом!

- Кто угостил?

- Сами добыли на капроновую снасть.

- На сетку что-ли?

- Нет, на капроновые чулки!

- И часто ловите?

- Нет! После первого удачного улова чулки прорвались, приманку растребушили гольяны, а новой мы не делали.

- А причём здесь чулки?

Я спокойно рассказал Игорю про ловлю сомов. Он не поверил, даже рассмотрев нашу капроновую снасть. Но копчёная рыба ему так понравилась, что он захотел взять с собой несколько кусков.

- Бери, нам всё равно столько не съесть! А ты продуктов и хлеба привёз?

- Забирайте два мешка в салоне, канистры с бензином в багажнике, а я пока до пчёл гляну.

- А что до них глядеть? Спокойно пчёлы работают! Качать мёд надо!

- Да я на один день отпросился! Приеду теперь только на выходных.

- Тебе видней! Спасибо за продукты и бензин. Теперь за хлебом сами съездим в Бахирево.

На этом месте, около озера, мы накачали почти по сто пятьдесят килограммов мёда на товарную пчелосемью. Но в следующие сезоны никогда не стояли с пчёлами так далеко от деревни, и продуктов брали гораздо больше. Лучше их назад домой привезти, чем переходить на «подножный корм». Хотя наши сомы оказались просто деликатесами. Игорь угостил копчёной рыбой не только свою семью, но и начальника депо. Тот решил, что рыба была куплена в специализированном магазине в командировке, и очень благодарил за подарок. Вот такая история у нас произошла много лет тому назад.

- Русские люди в трудных условиях лучше всех выживают! – заявил Степан, выслушав рассказ.

- Это точно! – согласился Николай – Хотя нынешнее поколение менее приспособлено к такому выживанию.

Рейтинг: 9
(голосов: 1)
Опубликовано 27.07.2020 в 16:05
Прочитано 244 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!