Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Пасечные байки. Куриные мозги

Добавить в избранное

Солнце завершало свой дневной полукруг на небе, но его лучи продолжали нагревать землю и все цветущие растения. Стояла знойная духота. Пчёлы висели под летками ульев тёмными бородами. На старой, покрытой лишайниками берёзе, прыгала и громко стрекотала белобокая сорока.

- Может быть, дождик накликает? – высказал предположение один из пчеловодов.

- Дождь накликает ворона! – возразил ему второй пчеловод.

- Да у неё другие заботы, она возмущение высказывает! – сказал дед Ратушняк и улыбнулся.

- А, что ты улыбаешься? Неужели сорочий язык понимаешь?

- Конечно, понимаю! Столько лет в тайге жил и охотился! Без «сорочьего телеграфа» человеку в лесу легко пропасть.

- Ну и что она тебе «настрекотала»?

- Она ругала лисицу! Рыжая плутовка поймала большую полёвку и сама съела. Другим лесным обитателям ничего не оставила. Даже рыжим муравьишкам!

- А как ты определил, что сорока на лисицу реагирует?

- Она стрекочет по-разному на каждое животное!

- А, сейчас что она говорит? – спросил молодой пчеловод, услышав изменившийся стрёкот сороки.

- Говорит, что к нам на пасеку идёт Никита Михайлович!

- Прямо так и сказала, по имени отчеству?

- Нет! Она сказала, что по дороге идёт человек. Но идёт не осторожно, а наступает на все сухие ветки и сучки. Так по дороге ходит только он!

- А может, кто другой идёт?

- Нет, скорее всего, именно он! Его очередь сегодня дежурить на пасеке. Вчера он уезжал, и собирался заменить левую шаровую опору на своей машине. Скорее всего, не успел закончить ремонт. Вероятно, пришлось ехать на рейсовом автобусе, который недавно прошёл по трассе. По времени всё сходится!

- Может, какой охотник или рыбак идёт?

- У рыбаков, охотников шаги другие! Они более экономичные, почти скользящие! Они лесных обитателей так не беспокоят!

- А, если Никита Михайлович на попутке решил ехать?

- Сегодня выходной день и попутки ходят редко! А Никита Михайлович – человек ответственный, значит и воспользуется рейсовым автобусом! Давайте, ему свежего чая заварим! С дороги, обязательно чаю попросит!

Через 30 минут на пасеке, действительно, появился Никита Михайлович. Громко поздоровался со всеми и попросил свежего чая.

- Заварник стоит под полотенцем! Только что заварили, специально для тебя!

- А кто вам сказал, что я иду?

- Сорока на хвосте принесла! – ответил молодой пчеловод и коротко пересказал всю историю с «сорочьим телеграфом».

- Это всё фантазии деда Ратушняка! Не способна птица со своими куриными мозгами на такое мышление!

- А как они гнёзда свои проволокой к деревьям привязывают, а потом украшают блестящими вещами?

- Ну, сорока, всегда была воровкой! Это даже в старинных сказках написано! Птицы не способны человеческий язык понимать! Голуби в цирке выступают, и то по движению руки, или палочки.

- А как же попугаи говорящие? Они же повторяют слова к месту, а не просто так!

- Попугаи другое дело! Но всё равно «Попка дурак!»

- Бывают говорящие вороны, скворцы, когда долго с человеком общаются!

- Всё равно, мозги у них куриные и не способные на нормальное общение!

Я внимательно слушал эту полемику и вспоминал свою домашнюю курицу Маруську. Обычно домашним птицам не дают клички, но это была необыкновенная курица. Всё началось давно, когда в совхозе «Новобурейский», после реконструкции птичника, установили новый инкубатор. Электроника была настроена на максимальную загрузку камер. Менять настройки никто не захотел, и вскоре количество выведенных цыплят превысило потребность совхоза. Суточных птенцов стали продавать населению. Почти в каждом доме появились маленькие цветные птенчики, а вместе с ними, новые заботы. Наша семья не была исключением. В одно субботнее утро я привёз домой 20 цыплят. Они все были пёстренькие. У некоторых было мало цветных пятен, а некоторые были совсем чёрные. Пока на улице было холодно, цыплят держали в квартире. Моя Танюшка консультировалась у опытных людей, как ухаживать за маленькими цыплятами, и чем можно кормить малышей. В картонной коробке дно застелили обрывками бумаги для мягкости и тепла. Птенцы вели себя по-разному. Некоторые стояли молча, другие бегали и пищали, наблюдая за поведением друг друга.

Но, вскоре они начали клевать бумажные клочки, пытаясь их проглотить. Это было опасно, и дно застелили простой газетой.

Птенцы внимательно смотрели на стенки газеты, словно хотели прочитать текст. Жена сварила яйца вкрутую и накрошила мелко желтки. Но цыплята ходили по жёлтенькому корму и не клевали его.

- А почему они клевали несъедобную бумагу, а хороший желток не хотят есть?

- Так ты им объясни! – ответил я, заходя на кухню.

- Как им объяснить?

- Очень просто! На курином языке! Сейчас покажу!

Я подошёл к коробке и застучал указательным пальцем по тарелочке, одновременно воспроизводя звуки, которые издаёт курица, зовущая своих цыплят:

- Кук! Кук! Кук! Кук! Кук! Кук! Кук! Кук! Кук!

Все птенцы, толкая друг друга, бросились к моему пальцу и стали жадно склёвывать желток. Некоторые зажимали в клюве большой кусочек и бегали с ним по коробке, пока соперники не отставали. Потом останавливались в уголке, проглатывали кусочек, в несколько приёмов, и картина повторялась.

Вскоре все желтки были съедены. Цыплята стояли, раскрывая маленькие клювики.

- Что это с ними? – тревожно спросила Танюшка.

- Пить хотят!

- Это что, нужно каждого ловить и поить из пипетки? Можно и не запомнить, кого напоил, а кого нет!

- Поставим поилку, а они сами будут пить, кому нужно. Поилку сделаем из маленькой гранёной стопки и блюдечка. Край перевёрнутой стопки с водой, поднимем на спичках, без головок, и вода будет затекать в блюдечко по мере расходования.

- А как мы наполним стопку водой?

- Обыкновенно! Вот я наливаю воду. Накрываю сверху блюдцем, подсовываю под край две спички, прижимаю сверху и снизу двумя руками, и быстро переворачиваю. Уровень воды в блюдечке будет постоянным. Теперь остаётся только аккуратно поставить поилку в коробку.

Жена и дочка смотрели на меня, как на фокусника. Птенцы стали пить воду. Набирали её в клюв, а потом, запрокидывая голову, глотали маленькими порциями. После питья стали прижиматься друг к другу и даже лезть на спину. Нижние птенцы жалобно пищали. Пришлось поставить рефлектор для тепла, и направить его в центр коробки. Цыплята собрались на тёплой газете и стали дремать. Одни стояли на ногах, прикрывая глазки, другие сели на брюшко, но были и такие, которые легли набок, вытянув голову и лапки. Мы прикрыли коробку стареньким шерстяным платком, оставив небольшую щель, и выключили рефлектор. На несколько часов в кухне стало тихо. Потом цыплята проголодались и снова запищали. Процесс кормления и обогрева снова повторился.

В понедельник все ушли на работу, а дочка в школу. Цыплят накормили и поставили свежей воды в поилках. В обеденный перерыв собрались дома. Проголодавшиеся цыплята громко пищали. Пришлось в первую очередь кормить их, а потом наспех обедать самим. Постепенно рацион менялся. Цыплятам варили кашку, картошку, и добавляли резаных листьев одуванчика, которые успевали нарвать по дороге. Цыплята подросли и их перевели в просторный вольер на даче.

Дни и ночи уже были тёплые. Птенцы быстро превращались в молодых петушков и курочек. Среди курочек особенно выделялась одна, самая крупная и сообразительная. За ней тянулись остальные, как за лидером. Эта курочка не проявляла агрессивность, но спуску не давала никому. После того, как она задала трёпку кошке, её стали называть Атаманшей. А потом вспомнили, что во время гражданской войны, была банда Маруськи, и стали называть её этой кличкой. Курице понравилось, и она прибегала не только на зов «Цып-цып!», но и на свою кличку. К осени куры совсем подросли и стали нестись. Им поставили гнёзда в укромных местах стайки, приучили к этим местам, а потом только собирали свежую продукцию.

Куры вольно гуляли по двору и лужайке около двора. На ночь всех собирали в сетчатый вольер, на насест.

Поведение курицы Маруськи удивляло даже соседей. Достаточно было сказать: «Курочка, Маруська, пошли домой!», как она поворачивалась и шла к калитке. За ней быстро шагали остальные куры.

Теперь можно было не звать курей традиционными кликами, достаточно было просто громко сказать: «Курочки, все домой!». Однажды куры разбрелись далеко и вечером не все собрались на насесте, трёх не хватало. Я стоял около вольера и упрекал Маруську:

- Что же ты плохо следила за своими подругами? Куда они могли уйти? Где их теперь искать? Пошли, поищем! Ты ведь видела, куда они пошли!

Вздохнул, повернулся и пошёл к калитке. Но, едва сделал несколько шагов, как меня обогнала Маруська. Она уверенно пошла вперёд и привела меня к зарослям лопуха. Там, под чужим забором увлечённо копошились три курицы.

- Курочки, пора домой! – ласковым голосом сказал я, обрадовавшись, что все нашлись.

Куры подняли головы и насторожились.

- Домой, домой, все домой скорее!

Куры быстро побежали к своей калитке, а Маруська пошла следом, оглядываясь на меня. Она, словно спрашивала: «Ну, что хозяин, я правильно сделала?»

- Правильно, правильно! Ай, да Маруська! Ай, да молодец! Всегда наших птичек собирай и защищай!

После этого случая, действительно, курица Маруська не садилась на насест, пока все куры не собирались вместе. Однажды, в конце лета наши курицы забрались в соседский огород. Трудно сказать, что их привлекло? Кузнечики, прыгающие в траве на невспаханном участке земли, или кучка не использованного перегноя, а, может быть, и то и другое.

Увидев в огороде курей, соседка стала бросать в них камни и палки. Куры, с кудахтаньем, бросились врассыпную. Но Маруська бегала по огороду, ловко уворачиваясь от летящих камней и палок, пока другие куры покидали огород. Запыхавшись, соседка остановилась, ругаясь ненормативной лексикой на всю улицу. На шум и крики вышла моя жена.

- Сама выгоняй свою курочку-дурочку с моего огорода! – заорала раскрасневшаяся соседка.

Танюшка нашла дыру в заборе, через которую куры забрались в огород, и спокойно позвала:

- Маруська, иди сюда! Вот здесь дырочка в заборе! Иди скорее, уже все куры вышли!

Курица быстро пробежала вдоль забора и покинула огород через указанное место. Соседка была поражена сообразительностью птицы.

В зимний период куры жили в курятнике, в летней кухне на даче. Приходилось каждый день топить в ней печку и менять опилочную подстилку. Передняя стенка курятника была сделана из узких реек, чтобы куры могли просовывать головы и клевать корм и камешки из корыта. По торцам курятника стояли гнёзда и поилки из стеклянных бутылок с жестяными банками. Достаточно было сказать: «Курочки, время уборки!», и все птицы залазили на насест и в гнёзда. Они терпеливо ждали, когда я кочергой выгребу грязные опилки и насыплю мелких, сухих, свежих. После этого у них наступал праздник. Птицы, с удовольствием купались в душистых древесных опилках, очищая перья и поднимая пыль.

Прошла зима и кур стали выпускать днём на улицу. А когда ночи стали с положительной температурой, перевели в постоянный вольер. Жена была довольна. Яиц хватало не только своей семье, но и для продажи.

- Хорошо иметь кур, но пока их вырастишь из цыпляток, много времени и нервов потратишь!

Куры снова стали нестись ежедневно, а петух громко кукарекать, радуясь солнышку и зелёной травке. Но, однажды, жена, пересчитав вечером кур, тревожно сказала:

- Одной курицы не хватает!

- Действительно! – подтвердил я, пересчитав птиц в вольере.

Самое печальное было то, что пропала курочка Маруська. Несколько дней она ходила, с квохтаньем, но в гнёзда не садилась и не неслась. Некоторые женщины, на работе у жены, сказали, что инкубаторские куры не становятся наседками. У них этот инстинкт отсутствует. Мы несколько дней искали Маруську, но так и не нашли. Коршун её унести не мог, на дороге и в округе не было перьев. Версия с собакой или машиной тоже отпала. Решили, что кто-то поймал её сеткой и украл. Прошло три недели. Однажды, во время обеда на даче, за уличным столом, услышали квохтанье курицы.

- Ну вот, ещё одна заквохтала! – сказал я и повернулся.

От удивления, у меня, чуть не выпал изо рта кусок картошки. Это была Маруська! Да не одна, а с цыплятами. Где она сделала гнездо и вывела цыплят, мы так и не узнали. Все радовались встрече и наперебой давали ей корма.

Гордая курица поправляла пушинки на своих детёнышах, снимая с них случайно попавший корм. Этот день стал праздником! Жена поделилась новостью на работе. Там сказали, что такое бывает очень редко, а с инкубаторскими курами вообще случай фантастический. С этой заботливой мамашей, у нас не было никаких проблем с цыплятами. Маруська сама их согревала, кормила и обучала добывать червячков из земли. Защищала от котов и собак, а завидев в небе ястреба или коршуна, тревожно вскрикивала и растопыривала крылья. Цыплята моментально исчезали в её пушистых перьях. Видно природная, генетическая память сохранила эти навыки в маленьких «куриных мозгах».

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 01.08.2020 в 03:26
Прочитано 376 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!