Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Пасечные байки. Пустяковое занятие

Добавить в избранное

Владимир являлся потомственным железнодорожником. Во время Великой Отечественной Войны отец работал дежурным по станции, а мать сигналистом блокпоста. Работа была тяжёлой. Не было радиостанций, только телефонная связь. Управление движением поездов осуществлялось механической централизацией.

У дежурного по станции стоял коммутационный аппарат. Вращая рукоятки, расположенные по бокам шкафа, оператор вырабатывал ток и, нажимая на нужный рычаг, отправлял по проводам команду на аппарат сигналиста, тем самым, открывая нужные педальные замычки. Все команды дублировались по телефону. Сигналист большими рычагами открывал и закрывал семафоры, переводил стрелки. От блокпоста сигналиста на десятки метров тянулись стойки с опорными блоками и деревянные короба, в которых натягивались троса и прочные стальные проволоки для управления стрелками и сигналами.

Нужно было иметь недюжинную силу, чтобы открыть крыло семафора, но ещё большее усилие приходилось прикладывать к рычагу, когда открывались два крыла. Для постоянной натяжки тросов использовались рычажные компенсаторы.

Стрелочные переводы зимой заметало снегом, их приходилось чистить. Но даже летом, они требовали ежедневного осмотра, чистки и смазки. Ночью все сигналы освещались керосиновыми фонарями. Сигналисту необходимо было зажечь каждый фонарь на стрелке и семафоре, а в конце смены потушить фонари и вычистить закопчённые стёкла. И всё это выполнялось самим сигналистом без перерыва движения поездов. Сейчас не многие помнят такие устройства, и даже полуавтоматическая блокировка осталась только на малозначительных железнодорожных ветках.

Отец был весьма хозяйственным человеком, собирал и укладывал на хранение в свой сарай многие вещи, которые могли пригодиться в домашнем хозяйстве. Когда на Райчихинской ветке стали внедрять полуавтоматическую блокировку, и большинство ненужных «железяк» просто выбрасывалось под откос, аккуратно собрал все тросики и блоки от механических приводов, а также металлические уголки и болты с гайками. Всё смазал и уложил на хранение в сарай. Просил не трогать ничего без его разрешения.

После смерти родителей, Владимир собирался сдать железки на металлический лом, да как-то «руки не доходили». В последнее время он увлечённо занимался пчёлами. Один день работы на пасеке мог дать больше, чем кучка железа, сданная в заготконтору.

В одну из вёсен на речке обильно цвели клён и бархат. Владимир вывез своих пчёл на остров в районе села Куликовка. Протока до того обмелела, что удалось проехать до самого места размещения пчёл прямо на машине.

Потом обильно зацвела черёмуха. В тайге и самой деревне зацветала малина. Ожидалось хорошее цветение липы, и пчеловоды не торопились уезжать с островов. Но все планы резко изменились, когда в верховьях Буреи пошли обильные дожди. Речка стала прибывать на глазах, и пересохшие протоки превратились в бурные реки.

Создалась реальная угроза затопления островов. Нужно было спасать пчёл и собранный мёд. Варианты предлагались самые разные. Остановились на одном. Сделать из двух лодок «Казанок» плашкоут, соединив их деревянным настилом, и на нём вывезти мёд и пчёл.

- А выдержит конструкция? – с тревогой спросил Андрей, пчеловод из Новобурейского.

- Да мы так мотоциклы «Урал» с коляской и охотничьим снаряжением перевозили! – заверил его Николай – Всё выдерживало спокойно!

На берегу, в Новобурейском, собрались почти все пчеловоды, имеющие пчёл на островах. Ждали результатов испытания. Конструкция отчалила и пошла вверх по течению, завывая двумя подвесными моторами. Через час знакомый звук снова разнёсся над речкой, и все увидели самодельный катамаран, стремительно несущийся по реке. На деревянном настиле стояло 6 алюминиевых фляг. Мотористы приветливо помахали руками, и стали причаливать к берегу в районе леспромхозовской дороги. Но рядом около берега произошло непредвиденное событие. Плывущий по течению лиственничный «топляк» ударил в борт «Казанки» и пробил его. В пробоину хлынула вода, и лодка стала быстро погружаться. Настил наклонился, и фляги с мёдом скатились в воду. Толпа на берегу ахнула. Наиболее азартные бросились в воду, но им удалось только схватить носовые тросики лодок и зафиксировать их на берегу. Хозяин мёда пообещал отдать половину фляг тому, кто достанет их из воды. Но бросание якорей и проволочных «кошек» не дало никаких результатов.

- Нужно водолазов со спасательной станции нанимать! – предложил один из наблюдателей – Они с утра были на месте.

Хозяин фляг ухватился за эту идею. Пообещал водолазам кроме мёда, заплатить ещё деньгами. Двое водолазов ушли под воду, третий спасатель сидел на берегу и держал верёвочные фалы. Через 15 минут водолазы вышли на берег и сняли маски.

- Вода мутная, течение сильное, по дну катит валуны до полутора тонн весом. Фляг не нашли, но дальше работать не будем, слишком опасно. Скорее всего, их укатило вниз по течению. А дальше, могло закатить в ямку, и моментально занести песком и камнями.

Всё это произошло на глазах Владимира, и он поинтересовался у начальника спасательной станции о прогнозе подъёма воды.

- Гидропост «Сиктагли» дал подъём воды на 12 метров. Значит, к нам придёт вал метров 6! Тырма сильно прёт!

Настроение совсем испортилось. Владимир понял, что остров будет затоплен. Поднимать фляги и улики на деревья было не реально. На берегу росло только одно высокое крепкое дерево. Перевозить фляги и ульи по одному в лодке «Казанке» на таком течении никто не согласится. Своей лодки у него не было. Перетаскивать на тросу или плоту было вообще глупо. В совершенно подавленном состоянии приехал домой в Бурею. Сын над лужайкой запускал коробчатый змей.

- Брось это пустяковое занятие и займись чем-нибудь полезным! – раздражённо рявкнул Владимир – Тебе уже 15 лет, а только змеи, да самолётики в голове!

Рука сына дрогнула, змей потерял устойчивость и полетел вниз, повиснув на дереве.

- Ну, зачем ты так, папа? Теперь с дерева придётся змея снимать!

- Подожди! Ты мне подсказал хорошую мысль! А ты можешь специально на дерево его посадить?

- Могу! Но, зачем это нужно? У змея может каркас или бумага повредиться!

- Это совсем неважно! Главное, бечёвку на дерево забросить! У меня идея возникла!

После того, как сняли змей с дерева, Владимир объяснил сыну свой план спасения ульев и мёда с острова с помощью подвесной канатной дороги. Световой день ещё не закончился, и мужчины, предупредив хозяйку, быстро собрались на осуществление задуманного.

На правом берегу реки, напротив острова выбрали подходящую лиственницу и соорудили на ней площадку. Выше площадки закрепили на стволе кассетный блок, который оставил запасливый дедушка. Дополнительно от блока на землю натянули две тросовых растяжки. Владимир оставил сына на площадке, а сам на самодельной лодке из заднего колеса трактора «Беларусь», обтянутого брезентом перебрался на остров. Для этого пришлось далеко заходить вверх по течению. Владимир грёб вёслами изо всех сил, но лодку кружило и подкидывало на волнах, несмотря на то, что на дне лежал такой же блок, моток троса и туристический топорик в чехле. Ему едва удалось ухватиться за прибрежные кусты в конце острова. Перебравшись на твёрдую землю и затащив своё утлое судёнышко, долго не мог отдышаться. Наконец выбрался к высокому дереву на берегу. Задача по оборудованию такой же площадки и установке блока оказалась сложнее. Блок нужно было установить не ниже правобережного, но и не намного выше, иначе тележка будет двигаться с большой скоростью. Снова выручила смекалка. Сходил на пасеку и нашёл там пустую бутылку. Наполненная водой и заткнутая деревянной пробкой, она могла служить уровнем и визиром. Забрался на дерево, отметил место установки блока и расположение площадки. Обрубил лишние ветки, закрепил блок и оттяжки. Ветер стих, солнце уже скрылось за макушками деревьев, и нужно было возвращаться. Зашёл в начало острова и оттолкнулся от берега. Течение снова закружило самодельную лодку. На этот раз его снесло ещё больше. Тащиться с лодкой через прибрежные кусты было трудно. К машине вышел, когда совсем стемнело. Сын уже спустился с дерева и ждал его внизу.

- Что же ты свет мне не включил?

- Ключи зажигания у тебя в кармане, а эта машина без включённого зажигания фары не включает!

- Действительно! Я и забыл! Завтра надо будет как-нибудь перебрасывать бечёвку через протоку. К ней потом тросики привяжем и перетянем через блоки.

- Коробчатый змей летает при наличии ветра, а если завтра будет штиль?

- Действительно! Что тогда делать?

- У меня есть самолёт на резиномоторе! Я его для соревнований готовил! Бечёвку он не потянет, а леску с катушки спиннинга вполне осилит.

- А до острова он долетит?

- Долетит! Он у меня почти на километр летал с планированием.

- Это очень хорошо! Только, на всякий случай, надо лески добавить.

На следующий день Владимир с сыном продолжили строительство канатной дороги, и к обеду им удалось натянуть все тросики. Грузовую люльку собрали из уголков и обрезков арматуры. С помощью полиспаста, изготовленного из оставшихся блоков, подняли люльку до уровня площадки и закрепили на тросиках.

Вначале прогнали люльку вхолостую. Потом на ней прокатился Владимир. Затем стал переправляться с флягой мёда. Загрузили весь мёд в машину и поехали домой. Пока добрались, совсем стемнело. Около соседского дома стояла грузовая машина. Рядом разговаривали двое мужчин.

- Привет, сосед! С рыбалки что ли?

- Здравствуй Виктор! Нет, с пасеки! У тебя гости?

- Да, сын на два дня заехал! А, говорят, у тебя пчёлы на острове? Как же ты мёд забрал?

- Мёд забрал, а надо бы и пчёл забрать!

- Так, берём машину, и едем с сыном! Выручим соседа!

Не помня себя от радости, Владимир подошёл и пожал соседям руки.

До канатной дороги доехали быстро. Шофёр восхищённо оценил подвесную канатную дорогу. Владимир со своим сыном перебрался на остров и закрыл летки. Они отправляли на правый берег по 2 улья, а соседи принимали и грузили их в кузов. Когда все ульи с пчёлами были погружены, в кузове осталось места только для двух запасных корпусов и им с сыном. Пчёл перевезли и выгрузили на пустые деревянные ящики за огородом. Владимир отдал соседям 2 фляги мёда. Они отказывались от такой щедрости, но пчеловод настоял. Вдвоём с сыном сходили к ульям, открыли летки и спокойно пошли спать. Проснулись к обеду. Сосед предложил съездить на канатную дорогу и забрать то, что осталось на острове. Но проехать они не смогли. Дорогу на Куликовку уже затопило. Владимир сам съездил на канатную дорогу, когда вода спала, но нашёл на берегу только один обрывок троса. Дерево на острове подмыло, оно рухнуло в воду. Троса канатной дороги образовали затор, который прорвало после обрыва оттяжек. Мощные деревья-выворотни, плывущие с верховьев унесли вниз по течению всю конструкцию вместе с подвесной люлькой. На кустах острова чётко был виден илистый налёт пепельного цвета. Зелёными оставались только макушки. Нетрудно было представить, что могло быть, если бы они опоздали буквально на несколько часов.

С тех пор, Владимир никогда не вывозил своих пчёл на острова. Оставшиеся «железки» из сарая не стал сдавать на металлолом, а сына больше никогда не упрекал в пустяковых занятиях.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 11.08.2020 в 15:45
Прочитано 295 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!