Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Пасечные байки. Химизация

Добавить в избранное

Опытные пчеловоды всегда защищали своих пчёл от агрессивных внешних факторов, но неохотно делились способами борьбы с пчелиными напастями. Вероятно, в этой скрытности был особый смысл, продиктованный суеверием или конкуренцией. Во время цветения садов, в посёлке часто применялись ядохимикаты от различных вредителей. Несмотря на то, что во всех наставлениях по применению химических средств, рекомендовалось проводить обработку до цветения и после неё, находились люди, которые вспоминали про необходимость обработки, когда сады покрывались белыми шапками цветов. Пчеловоды старались вывезти пчёл в лес, чтобы не попасть под такие опрыскивания. Но, спасаясь от химического отравления кочёвкой в лес, пчеловоды не успевали провести весеннюю обработку против пчелиных болезней. В последнее время, пчелиные семьи сильно страдали от клещей Варроа.

Впиваясь в тело пчелы, эти насекомые путешествовали с ней по окрестностям. Обычно, клещи держались на загривке, но могли залезать даже на глаза пчелы. Клещи поражали не только взрослых пчёл, но и расплод. В пчелиные ячейки самки клещей откладывали свои яйца. Особенно много клещей выводилось из трутовых ячеек. Пчёлы выводились с недоразвитыми крыльями, осиным брюшком, без глаз и с другими дефектами развития. Распространялись клещи по ульям через цветущие растения и трутней. Размножались клещи быстро, в геометрической прогрессии, вместе с новым расплодом. Обработку пчёл против Варроатоза проводили все пчеловоды, хотя и с переменным успехом, весной, осенью, а иногда, в течение всего лета. Пчеловоды, стоящие на одной или соседних пасеках, нередко заводили разговоры на «больную тему».

- Алексей, ты чем пчёл обрабатываешь?

- Муравьиной кислотой! А ты чем?

- Я – Апидезом! Мне брат из Москвы присылает!

- Михаил, а ты каким средством с клещом борешься?

- Фумисаном! Мне друг из Владивостока привёз!

- Не знаю, таких средств! Приспособился работать с Бипином. – вмешался в разговор Борис.

- Всё это химия! Я обрабатываю своих пчёл в бане, точнее в термокамере. Процедура хлопотная, длительная, зато пчёлы и мёд не травятся. – гордо сказал Владимир – Правда, чуть превысишь температуру или время, на пчёл и соты действует. Они дня три в себя приходят. Зато обработка только дважды в год.

- Николай! Чем ты своих пчёл от клеща обрабатываешь, тоже химией? – спросил Владимир

- Да вот этим эликсиром! – ответил Николай, протягивая бутылку с жидкостью соломенного цвета.

- Как он называется?

- Я ещё не придумал название!

- Так ты его сам делаешь? А откуда рецепт?

- От природы!

- Ты его сам, что-ли изобрёл?

- Сам!

- А он эффективен?

- Проверь и убедись! Могу подарить одну бутылку!

- Давай, попробую побрызгать!

У Владимира были ульи с отъёмными доньями. Он намазал газетку солидолом, положил на дно, пристегнул его к одному из ульев и провёл обработку рамок пулевизатором с эликсиром.

- Зачем газетку мазал? – спросил Николай, когда Владимир вернулся под пасечный навес.

- Чтобы клещи, очухавшись, назад не заползли!

- Они не очухаются! Газетку можно не мазать!

- А пчёлы не передохнут?

- На пчёл это влияет, как душ на тебя! Они только радуются.

- А сколько времени уходит на обработку?

- А вот сейчас, кружку чая выпьешь и можешь забирать свою газетку.

Владимир сходил к улику, заменил дно, и принёс прежнее основание с газеткой. Она была вся в мелких точках.

- Это что, все клещи осыпались?

- Не веришь? Посмотри в лупу! Вон она в коробочке на столе лежит!

Владимир внимательно осмотрел всю газетку, но не увидел ни одного живого клеща. Снова сходил к улику. Пчёлы продолжали спокойно работать, принося пыльцу и нектар. Около летка не было ни одной мёртвой пчелы. Подошёл к другому улику, достал рамку, нашёл пчелу с клещами на загривке, и схватил её за крылышки. Опустил рамку в улей и закрыл потолочины. Вернулся под навес и положил пчелу на стол. Настроил лупу для наблюдения. Капнул на пчелу эликсиром. Клещи зашевелились и свалились, вытянув лапки. Ни один из них больше не шевелился. Все пчеловоды, которые были на пасеке, повторили этот эксперимент. Результат оказался одинаковым. Эликсир действовал на клеща парализующе, не причиняя вреда пчеле. Каждый пчеловод нюхал жидкость, а некоторые даже попробовали её на язык.

- Это же великолепное изобретение! Надо его немедленно запатентовать и внедрять! – воскликнул Владимир.

- Насчёт патентования я очень сомневаюсь! – сказал Николай.

- Почему? Потому, что нужно указывать точную дозировку компонентов, время и место сбора растений, температуру и влажность воздуха. Сразу подвяжется целая бригада «соавторов». В конечном итоге можно исчезнуть не только из списка авторов, но даже не попасть в соавторы.

- Изобретение нужно широко внедрять!

- Я его уже внедряю!

- Давай начнём массовое производство средства и будем продавать за хорошие деньги! – настаивал Владимир.

- И нас привлекут сразу по нескольким статьям: за незаконное предпринимательство, за производство лекарственных средств без разрешительных документов, за выпуск продукции не соответствующей утверждённым стандартам. Да ещё могут сами фармацевты устроить «наезд».

- Тогда ты расскажи рецептуру! Я сам займусь!

- Знаешь, Володя, каждая хозяйка борщ варит, да у всех потом вкус разный. Будем считать, что эликсир пока проходит испытания!

- Зря ты не хочешь рецепт рассказать! Такие деньжищи пропадают! Можно получать доход больше, чем от медосбора, в разы!

- Таких людей, как ты, опасаюсь! Лучше никому его не выдам!

- Что, унесёшь его с собой в могилу?

- С собой в могилу унесу!

- Я по этой бутылке состав определю сам в ветеринарной лаборатории!

- Попробуй! В ней 7 компонентов. Определишь ты только 3-4, а остальные нет. На создание этого эликсира я потратил почти 5 лет.

- Ну, хоть скажи, какие растения основные?

- Те, которых не едят букашки и червяки.

После этого случая, отношения с пчеловодами у моего свояка, Николая, окончательно испортились. Он стал подозревать их в мести за нераскрытый секрет эликсира. Свою пасеку он перевёз в другое место и стал работать самостоятельно. По мере возможности я помогал ему. С другими пчеловодами Николай всё-таки общался и даже готовил некоторым друзьям «волшебный эликсир». Денег не брал. Просто менял на бутылку водки. В то время он, бывало, крепко выпивал. Пил только дома, когда не нужно было выполнять срочную работу на пасеке или в автобазе. Клава его воспитывала, но это помогало только на время.

Ежегодно, большой урон пчеловодам наносила цветущая чемерица. Сначала чёрная,

потом белая. Её называют чемерицей Лобеля, по имени учёного, впервые описавшего её. И, в завершение, мелкая чёрная чемерица. Называлась она так не по своей высоте, а по размеру цветков.

Чёрная крупноцветковая чемерица расцветала на склонах сопок вместе с другими первоцветами и не оказывала сильного влияния на пчелиные семьи, потому что был другой взяток. Белая чемерица цвела в то время, когда не было других цветов. Цветки чемерицы пахнут привлекательно и выделяют много ядовитого нектара. Из надземной части этого растения местные жители, в старину, готовили средства от мышей и крыс, мыли голову от вшей и блох. Во время сенокоса обязательно выбирали растения из сена и травы. Даже в высушенном виде, растение оставалось ядовитым. Рассказывали, что во время войны, если находили в сене листики чемерицы или ландыша, фуражиров расстреливали на месте.

Пчеловоды всегда обходили окрестности своей пасеки, уничтожая или просто заламывая макушки на чемерице, чтобы уменьшить отравление пчёл.

Однажды весна выдалась холодная и затяжная. Растения ждали тепла и не цвели. Тепло наступило неожиданно резко. Казалось, что растения росли и раскрывались прямо на глазах. Пчеловоды вывезли своих пчёл в лес и перестали их кормить. В этом не было необходимости. Дружно цвели первые медоносы. Пчелиные семьи быстро навёрстывали отставание в своём развитии. Радостные пчеловоды обменивались мнением о предстоящем медосборе.

- Хорошо идёт развитие семей! Есть уже рамки с двухсторонним сплошным печатным расплодом! – восхищался Алексей.

- Могут сильные семьи быть к основному медосбору! – соглашался с ним Михаил.

- Семьи будут, а медосбор может не состояться! – пессимистично произнёс Борис.

- Это почему?

- А, снова гусеницы дубового шелкопряда все растения сожрут, как в прошлом году.

- Помню голые деревья и кусты! Неужели у нас в стране ядохимикатов мало, чтобы уничтожить эту гадость? - удивился Алексей.

- В Хабаровском крае обрабатывали тайгу с самолёта против этого шелкопряда.

- Ну и какой результат?

- Шелкопряд полностью не был уничтожен, зато погибло много других насекомых и птиц, а в ключах образовались заторы из дохлой рыбы. Мужики рассказывали, что таких крупных рыбин они в жизни не видели. Местами, перед буреломной плотиной набивало рыбные валы по два метра высотой.

- Я тоже слышал, как Брежнев предложил уничтожить комаров в дельте Волги. Там на долгое время исчезла не только рыба, но и водоплавающая дичь.

- Чем же бороться с этим шелкопрядом?

- Природа сама имеет средства борьбы. Но когда человек начинает вмешиваться в этот баланс, страдают именно союзники борьбы: мухи-наездники, птицы, пауки.

- А кто уничтожает шелкопряда?

- Вот эта неприметная муха! – сказал Владимир, указывая на большую красноголовую муху, сидящую на растении.

- Эта муха откладывает свои яйца в гусениц и потом из куколки, вместо бабочки шелкопряда выводятся личинки мухи. Они падают на землю с веток и образовывают свои куколки. Вот, смотри, новые мухи из земли вылазят.

- Надо же! Оказывается лучше не вмешиваться, или применять биологические средства! – воскликнул Алексей.

- Просто надо головой думать, а не поддаваться эмоциям!

- Как не поддаваться эмоциям, если такое тепло нахлынуло, одуванчики жёлтым морем цветут с раннего утра до позднего вечера. Вся природа ожила и радуется теплу и солнышку.

Однако, радость пчеловодов была недолгой. Вскоре на прилётных досках ульев появилось много мёртвых пчёл.

Поначалу пчеловоды не могли установить причину, но вскоре эта беда появилась на всех пасеках. Все распадки были заполнены цветущей белой чемерицей, а склоны сопок – чёрной.

Выкосить, или обломать такое количество ядовитых метёлок было невозможно.

- Что будем делать, мужики? – спросил Алексей

- Кочевать бесполезно, везде такая беда!

- Давайте к Николаю съездим! Он в пчеловодном деле почти профессор! – предложил Борис, и все с ним согласились.

Ещё издали увидели Луазик Николая и его самого, стоящего около ряда ульев. Высыпали из машины и всей гурьбой двинулись в его сторону. Николай заметил гостей и сам пошёл к ним навстречу.

- Николай! Ты чем пчёл спасаешь от чемерицы? – почти хором крикнули пчеловоды.

- Деньгами!

- Это как? – вытаращив от удивления глаза, спросил Алексей.

- Пойдёмте, покажу!

На лесной полянке была расстелена полиэтиленовая плёнка, на неё был высыпан мешок сахара. Снизу белая кучка была полита водой и медленно таяла. Все сладкие лужицы были покрыты живыми пчёлами. Напившись сиропа, они улетали, уступая место вновь прилетевшим насекомым. Пчеловоды были поражены простотой решения.

- А если развести мёд?

- Мёд нельзя! Сразу драка будет! Пчёлы будут не носить мёд, а жалить друг друга и гибнуть!

- Тебе хорошо! Ты один на этой пасеке, а нас несколько.

- Скиньтесь деньгами или купите каждый по мешку, если не хотите остаться без пчёл. Другого способа спасения я не знаю. Может быть, и ко мне чужие пчёлы прилетают.

Прямо от Николая, пчеловоды поехали на базу ОРСа Леспромхоза договариваться о покупке сахара. Метод сработал, пчёлы были спасены, и к концу лета каждый пчеловод получил обычный объём товарного мёда.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 31.08.2020 в 04:08
Прочитано 423 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!