Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Юная советчица герцога Лодовико Сфорца или многоликая Чечилия Галлерани

Добавить в избранное

ЮНАЯ СОВЕТЧИЦА ГЕРЦОГА ЛОДОВИКО СФОРЦА.

или МНОГОЛИКАЯ ЧЕЧИЛИЯ ГАЛЛЕРАНИ. Комментарий


ВВЕДЕНИЕ. СНАЧАЛА ОБ АВТОРЕ ЖИВОПИСНОГО ШЕДЕВРА


Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 – 1519) за 15 лет своего пребывания во Флоренции не реализовал и сотой доли своих творческих замыслов.

Его отношения с тогдашним правителем Флоренции Лоренцо Медичи по прозванию Великолепный (1449 – 1492) оставляли желать лучшего. Не способствовал улучшению их отношений изготовленный Леонардо и переданный правителю, большому любителю музыки, необычный музыкальный инструмент лира-браччо в серебряной оправе в форме лошадиного черепа, который в умелых руках издавал громкие и приятные слуху звуки,

Лоренцо послал флорентийских живописцев Боттичелли, Синварелли, Гирландайо и Перуджино в Рим расписать капеллу Папы Сикста 4-го (1414 – 1484), а Леонардо в состав творческой бригады не включил. Этим он очень обидел молодого одаренного Леонардо. И будущий гений стал ориентироваться на Милан, слава о котором гремела по всей Италии, благодаря прогрессивным взглядам и действиям его правителей из рода Сфорца. Он планировал успешно реализовать в Милане свои уникальные способности, получить широкую известность и вернуться в родную Флоренцию, как говорят, «на коне».

А тут сам правитель герцогства Миланского, регент 13-летнего герцога Милана Джана Галеаццо, Лодовико Сфорца по прозванию Моро (1451/1452 – 1508) обратился к Лоренцо с просьбой прислать хорошего музыканта, а также скульптора, способного создать монумент в честь герцога Франческо Сфорца (1401 – 1466). Лоренцо без сожаления отправил хлопотного Леонардо в Милан в компании своего зятя Бернардо Ручеллаи (1449 -1514) - посла Флоренции в Милане. В качестве подарка дружественному Лодовико, Лоренцо послал с Леонардо его унекальную лиру-браччо.

Американский писатель Данн Джек в книге «Тайная история Леонардо да Винчи» написал: «Кроме Зароостра (Тамазо ди Джованни Мазини) и Аталанто ди Мильоретти, Леонардо да Винчи сопровождали несколько учеников из мастерской флорентийца Андреа Вероккьо. Все они ехали на двух запряженных лошадьми повозках». А не верхом на мулах 300 км, как написал один остряк. Другой автор отметил, что Леонардо да Винчи ехал в карете с посланником Ручеллаи в качестве его спутника. Во время пути они подружились, и посланник взялся официально представить правителю Милана своего земляка и сверстника. Леонардо летел в город Милан, с населением в 3 раза больше, чем во Флоренции, на крыльях надежды добиться небывалого успеха и вернуться в родную Флоренцию знаменитым.

Перед отъездом из Флоренции (а не по прибытии в Милан, как пишут некоторые авторы) Леонардо до Винчи написал письмо-представление (по теперешнему – резюме). В нём, наряду с впечатляющим перечнем посильных Леонардо видов работ, усматривается устремленность и надежда автора на воплощение его идей в будущем при материальном обеспечении заинтересованного работодателя в лице герцога Лодовико Сфорца. После внесенных друзьями Леонардо существенных дополнений, письмо было переписано набело профессиональным писцом и ждало удобного случая.

Энциклопедия замечательных людей и идей подтверждает, что Леонардо да Винчи написал своё резюме не в Милане, а во Флоренции накануне отъезда: «Вооружившись написанным во Флоренции посланием к правителю Милана, Леонардо да Винчи отправился в Милан».

Преодолев 300 км за неделю на лошадях, посланцы Флоренции в феврале 1482 года вступили в Милан через Римские ворота в разгар ежегодно проводимого Амброзианского карнавала. Но не в 1483 году, как пишет М. Филиппов и другие авторы.

Как поведал венгерский писатель Мурани-Ковач Эндре в книге «Флорентийский волшебник», в ходе празднества проводился конкурс певцов и музыкантов, прибывших со всей Ломбардии, порядка 50 человек. В основном они исполняли контаты, возвеличивающие герцога Милана Джана Галеаццо и восхваляющие правителя герцогства Лодовико Сфорца. Но это им не помогло, победителями конкурса они не стали. Их затмили выступающие Аталанто Мильоретто и Леонардо да Винчи. Под аккомпанемент лиры-браччо с её необычно громким и мелодичным звучанием в руках виртуоза Леонардо, они своими чистыми высокими голосами исполнили строки из «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321). Аталанто пропел под аккомпанемент:

«Любовь, в твоих цепях томлюсь годами.

Но ты жестокий страж, я – узник твой –

Едины. Нас не разделит вражда и ссоры.

Порой ты даже говоришь со мной…».


Затем Леонардо соло исполнил также сонет из Данте:

«Частенько в памяти всплывало разное,

Но чаще вспоминаю я о ней.

Мне шепчет вкрадчиво: - Твоя прекрасная! –

И сердце бьётся, и дышать трудней….»

Успех был ошеломляющий. Как писал Э. Мурани-Ковач: «Выступления этой пары повергли слушателей в глубокое оцепенение, сменившееся всеобщим восторгом». Их признали победителями среди 50-ти именитых участников. Талантливую игру на необычной лире и задушевное пение чистыми голосами в числе первых оценила высокоэрудированная пассия герцога Чечилия Галлерани. Она наградила Леонардо милой улыбкой, назвала его «флорентийским волшебником» и передала красну розу, извлечённую из корсажа. В этот миг что-то ёкнуло в груди Леонардо да Винчи. Со своей стороны правитель герцогства Миланского Моро, очарованный музыкой и пением, а также изыщными и блистательными манерами исполнителей, по очереди обнял их и вынес свой вердикт: «Отныне вы мои первые музыканты» и дал казначею распоряжение выплатить гонорар. По завершении конкурса Леонардо передал герцогу Моро лиру-браччо в качестве подарка от дружественного правителя Флоренции.

Как написал итальянский хронист Джорджио Вазари (1511-1574): «Этот государь страстно любил музыку, но на подаренном музыкальном инструменте играть не смог. Поэтому Моро неоднократно приглашал Леонардо в свои апартаменты поиграть ему на лире приватно».


Далее в опубликованных произведениях авторов пошли такие противоречия и неточности, что вызвало желание рассмотреть проблему в сравнительном анализе, руководствуясь словами нашего современника Вольфа Мессинга: «Поиск истины гораздо интереснее, чем владение ею». В первую очередь это касалось определения года рождения и количество портретов с изображением Чечилии Галлерани, известной в Милане в эпоху Возрождения красавицы, умницы, фаворитки герцога Лодовико Сфорца и добропорядочной жены графа Бергамино, матери его шестерых детей.


ЧАСТЬ 1. ЧЕЧИЛИЯ ГАЛЛЕРАНИ «СТАРУХА»?


В художественной литературе некоторые авторы, описывая любовные отношения правителя герцогства Миланского Лодовико Сфорца (1451/1452 – 1508) и Галлерани Чечилии (Сесилии, Цецилии) называют очень ранние годы её рождения: 1463, 1464, 1465, 1466 и 1473. Здесь наши комментарии на типичные произведения.


Французская писательница Бенцони Жюльетта (1920 – 2016) в книге «Искатели приключений, откровение истории» написала: « В это время в жизнь Лодовико вошла настоящая любовь. В 1480 году он встретил Чечилию Галлерани». Это конфликтует с Википедией, которая говорит, что Чечилия родилась в 1473 году. Невероятно, ей в это время было 7 лет. И, тем не менее, автор продолжает: «она сидела среди других знатных дам на трибуне, возведённой для них в Миланском Соборе. Перед ними разворачивалась пышная церемония коронации молодого герцога Джана Галеаццо Мария Сфорца. Моро шёл к алтарю и думал о том, что когда- нибудь он пройдёт через эту церемонию… Внезапно, будто притягиваемый, он повернул голову. Его взгляд остановился на тонком лице с огромными сияющими глазами в обрамлении чёрных блестящих волос, усыпанных драгоценными камнями. Он заметил тонкие алые губы, улыбающиеся ему. Дрожь пробежала у него с головы до пят. Больше он ничего не видел вокруг, только указал на незнакомку своему поэту Бернардо Беллинчоне. Поэт ответил: «Её зовут Чечилия Галлерани, монсеньор. Говорят, она тайно влюблена в вашу милость. Она пишет прелестные стихи»… По требованию регента Лодовико Сфорца, прозванного Моро, поэт написал страстный сонет, который вечером Чечилия Галлерани нашла в своей комнате вместе с брошью в виде бриллиантового букета в бархатном футляре. В сонете её умоляли о свидании. Неделю спустя Беллинчоне потихоньку ночью привёл прекрасную поэтессу в личные покои регента».

Как просто - раз, два и в дамках. Это в духе Моро. Интереcная байка, сразу вызывающая сомнения в её реальности. Так,

- Автор рисует нам Чечилию Галлерани с очень высоким социальным статусом и как самую красивую девушку в Милане, с черными волосами усыпанными бриллиантами на сеточке. Имён её родителей автор не называет. Спрашивается, откуда у известной нам многодетной (8 детей) семье Галлерани без отца быть богатству, достаточному, чтобы вплетать бриллианты в косы дочери?

- Одновременно автор показала Чечилию 14-летней распутницей, вступившей в любовные игры с 28-летним Моро через неделю после их знакомства. Этим писательница наделяет свою героиню низкими моральными качествами, что Чечилии не свойственно, и определяет год её рождения 1466 (1480 – 14). Если же исчисление проводить, отталкиваясь от названной в Википедии даты рождения Чечилии – 1473 год, то ей в 1480 году было всего 7 лет!

- Ещё. Тосканский пиит Бернардо Беллинчони (1452 – 1492) появился при дворе Лодовико Сфорца в 1485 году, т.е. через 5 лет, после красочно описанных автором событий. А, следовательно, он не мог никоим образом содействовать Моро в этих любовных отношениях с Чечилией.

- Если у Нордини Бруно Чечилия в 1482 была 16-летней девушкой, то тогда она родилась в 1466 году. Соответственно, у Бенцони в 1480 году Чечилия должна быть 14-летней. Она же представлена автором как женщина, вступившая с правителем в интимные отношения вскоре после знакомства. - Если исчисления проводить, отталкиваясь от названного в Википедии года рождения Чечилии (1473), то ей в 1480 году и 1482 году было 7 и 9 лет соответственно. Отношения такого рода относятся к разряду не здоровых!

Здесь сказанное автором находится далеко от исторических реалий и ближе к фантастике. Госпожа Бенцони в своих изысках не одинока.

Современная итальянская писательница Мариана Фриджени в книге «Лудовико по прозванию Мавр» написала: «Когда 38-летний Лудовико в 1490 году решил жениться на 15-летней Беатриче де Эсте, его любовнице Галлерани только что сравнялось 26 лет». На момент бракосочетания Моро и Беатриче 17 января 1491 года Чечилия была на 6-ом месяце беременности, достаточно полная, что Лудовико не нравилось. (Чечилия родила бастарда Чезаре 3 мая 1491 года.) Благородная Беатриче (ох, уж эти женщины) тогда «дала понять мужу, что, прежде чем начнется их совместная супружеская жизнь, она не возражает, чтобы он нашёл применение своей мужской силы в постеле старухи Галлерани». Здесь названный автором 26-летний возраст Чечилии определяет, что она родилась в 1464 году (1490 – 26).

Итальянский писатель Нордини Бруно (1921 – 1990) в книге «Годовое содержание. Жизнь Леонардо» написал: «Вскоре после своего прибытия в Милан, Леонардо направился во дворец, чтобы передать главному секретарю Бартоломео Калько для герцога своё рекомендательное письмо, в котором перечислил всё, что он знает и умеет в области механики, гидравлики, военного дела, скульптуры и живописи».

В небольшом зале замка на Порто Джовиа секретарь зачитал герцогу длинное письмо Леонардо. Герцога удивило самовосхваление автора. Он даже назвал Леонардо фантазёром, и готов был не принять письмо всерьёз. Но внезапно передумал: «Пригласи Леонардо. Я хочу с ним побеседовать, - сказал Моро секретарю». Заинтересованный герцог принял Леонардо да Винчи в присутствии своей фаворитки Чечилии Галлерани. «Ты обещаешь очень многое, слишком многое, чтобы я мог тебе поверить», - сказал герцог при первой деловой встрече.

- Ваша светлость, я прошу не верить мне, а испытать меня.

- Чечилия, что ты на это скажешь?

- 16-летняя возлюбленная герцога, глядя на Леонардо, сказала: «Разумеется, мы подвергнем его испытанию, но не в создании оружия. Мы ждем от него нечто прекрасное, достойнейшее его славы, облетевшей всю Италию».

Зрелое масштабное суждение юной Чечилии не удивляет. Она была образованной и умной особой. А вот историческая достоверность ее возраста и участия в этом событии – под большим вопросом.

Если со слов Нордини Бруно, Чечилии Галлерани в 1482 году (год прибытия да Винчи в Милан и чтения его резюме в кабинете Моро) было 16 лет, то это определяет год её рождения - 1466 (1482-16). В этом возрасте она могла на совещании выразить свое отношение к коммерческому предложению Леонардо да Винчи.

Если ориентироваться на приведенную в Википедии и множеством автором дату рождения Чечилии Галлерина 1473 год, то этой очень юной советнице герцога в 1482 году было только 9 лет! Маловато во всех отношениях! Скорее всего, её на том совещании вообще не было. Тогда это художественный вымысел автора, который вводит историков и мыслящих читателей в заблуждение.

Касаемо присутствия Чечилии при обсуждении резюме, господин Мурани-Ковач имеет своё мнение: «В последующей за музыкальным конкурсом неделе правитель герцогства Миланского трижды вызывал к себе Леонардо, и говорили они с глазу на глаз обо всём. Один раз к ним в кабинет зашла Чечилия Галлерани, слушала их разговор, при этом никакого участия в нем не принимала и никаких советов не давала».

Есть основание полагать, что участие Чечилии Галлерани в 1482 году в обсуждении письма-резюме Леонардо да Винчи – это выдумка авторов в угоду не привередливым читателям.

Далее этот автор повествует, что 30-летний Леонардо во время музыкального конкурса обратил свое внимание на (по мнению венгерского писателя) 17-летнюю красавицу в платье лилового цвета Чечилию. Это определяет год рождения Чечилии – 1465 (1482-17), а не 1473 год, как указано в Википедии, что делает её на 8 лет взрослее. Огонь её миндалевидных глаз проник в сердце Леонардо. Они подружились. Девушка, узнав о художественных способностых нового друга, попросила его тайно написать её портрет, задумав подарить его влюбленному в неё герцогу, с которым она находилась уже два года в любовных отношениях.

Леонардо было приятно выполнить просьбу понравившейся ему юной красавицы, и он тут же сделал несколько эскизов, пообещав Чечилии написать её портрет у себя дома подальше от посторонних глаз. В то время у него ещё не было своей мастерской. Выполняемая работа не спорилась. Леонардо был весь в мыслях о Чечилии, но для написания хорошего портрета ему нужна была модель перед глазами. А это было невозможно – сразу донесут герцогу. Одновременно мысли Леонардо были заняты выполнением заказа, важного для его материального благополучия. Был ли написан портрет лично для заказчицы Чечилии – неизвестно. Не исключено, что эти эскизные наброски легли в основу всех последующих портретов Чечилии кисти Леонардо да Винчи.

Первое время малоизвестный в Милане Леонардо да Винчи не имел заказов и был очень стеснён в средствах. Его материально поддерживали дипломат, меценат Бернардо Ручеллаи и несколько богатых флорентийских купцов, ведущих торговые дела в Милане. Иногда Леонардо одалживал деньги у друга Аталанто, который как придворый певец получал стабильную зарплату. Герцог Моро давал Леонардо мелкие поручения, приглядываясь к нему.

Как поведал итальянский хронист Джорджио Вазари (1511 – 1574) в «Жизнеописаниях»: «Наконец божьей милостью в апреле 1483 года от приора Скуола дела Конченцьоне поступил первый крупный заказ на запрестольное украшение. Леонардо с друзьями братьями Амброджио и Еванжелисто де Предис артельно тут же приступили к выполнению трёх живописных фрагментов – образы «Мадонна в скалах», «Непорочного зачатия», «Музыцирующих ангелов» для капеллы францисканской церкви Сан-Франческо Гранде».

Как пишут Э.Мурани-Ковач и другие авторы, именно во время выполнения этой работы в 1483 году правитель герцогства Миланского Лодовико Сфорца сообщил Леонардо о своем желании иметь грандиозную скульптуру коня с величественно восседающим на нем его покойным отцом герцогом Милана Франческо Сфорца (1401 – 1466) и предложил подумать, как лучше сделать этот памятник в память об отце и для укрепления статуса герцогства династии Сфорца, считавшегося сомнительным.

Увидев наброски образов для украшения алтарной нишы и других художественных работ Леонардо, Моро тут же потребовал от него безотлагательно приступить к написанию портрета его возлюбленной Чечилии Галлерани. Леонардо попытался объяснить, что в настоящее время он занят выполнением заказа для братства монахов на жёсткой договорной основе. Но Моро, не приемлещий отказ ни в чём, тут- же дал понять «кто в доме хозяин» и magistro подчинился.. Тем более, что герцог разрешил писать портрет Чечилии у нее во дворце, который Моро подарил ей, как пишут некоторые авторы в 1481 году, чтобы «подчеркнуть своё уважение к ней и воздать должное её достоинствам». Доступ во дворец и общение в нём с Чечилией давали возможность художнику закончить написание портрета, заказанного Чечилией, который она собиралась подарить своему патрону, и одновременно спокойно писать портрет Чечилии по заказу Моро, который герцог собирался подарить своей пассии. Получается, что речь идет о двух портретах красавицы.

Модель была настолько юной (со слов автора лет 16 – 17 от роду) и красивой, что художник сразу принял решение писать портрет девушки без традиционных многочисленных ювелирных украшений, в простом платье красного цвета и прозрачной вуалью на голове.

На этих портретах 1483 года написания не было и не могло быть горностая, поскольку Лодовико Сфорца вступил в Общество «Белый Горностай» и получил из рук короля Неаполя Фердинандо 1 (1423 – 1494) Орден «Кавалерский Горностай» с девизом «Предпочитаю смерть бессмертию» спустя 5 лет в 1488 году.

Говорят, что правитель герцогства Миланского Лодовико Сфорца постоянно интересовался у художника ходом выполнения своего заказа. На каком-то этапе портрет заказчику понравился, и он забрал его с собой. По мнению же исполнителя, картина не была завершена. И, тем не менее, magistro выплатили гонорар. Это было его первое официальное вознаграждение на новом месте.

Портрет с лицом 17-летней девушки без зверька убедил бы всех: «на портрете изабражена Чечилия Галлерани», но с оговоркой «в случае рождения модели в 1466 году (или на 1-2 года раньше)».

Если придерживаться даты рождения Чечилии из Википедии (1473 год), то на портрете не она, так как Чечилии в 1482 году было только 9 лет и, соответственно, она не могла быть возлюбленной герцога.

Если герцог Моро собирался подарить заказанный им портрет Чечилии, значит, он его ей подарил. Леонардо не стоило большого труда, престижа ради, выполнить заказ Чечилии дублированием портрета. С получением Чечилией портрета от Моро отпала необходимость у Чечилии самой дарить свой портрет герцогу, если он вообще был написан. В этом случае оба портрета без зверька оказались бы у Чечилии или, хотя бы один из них, тот который подарил Моро. Тогда второй, возможно, мог остаться у художника для написания последующих портретов на его основе.

Подарок герцога был дорог Чечилии, как напоминание о её безмятежной юности. Американская писательница Эссекс Карин в книге «Лебеди Леонардо» написала: «Художник изобразил возлюбленную Лодовико юной и прекрасной, у которой единственной заботой было доставлять удовольствие герцогу».

Какова дальнейшая судьба заказанного и написанного в 1483 году портрета 17-летней девушки без зверька, нам неизвестно. Возможно, на основе его копии Леонардо да Винчи писал портреты мадонны с серым маленьким зверьком и с большим белым горностаем, сохранив практически без изменения изображение лица 17-летней модели.


Не исключено, что картину с изображением предположительно Чечилии Галерини без зверька, написанную да Винчи в 1483 году, граф Бергамино перед бегством своей семьи из Милана в Мантую к маркизе Изабелле Гонзаго в конце 1499 года спрятал в тайнике в своём имении. Не вести же портрет за 170 км в Мантую, когда он уже в апреле 1498 года побывал у маркизы Изабеллы и 15 мая того же года вернулся к хозяйке в Милан.

Остаётся надеяться, что данный портрет когда-нибудь отыщится, как нашли в 2012 году в хранилище швейцарского банка в городе Лугано портрет маркизы Изабеллы Гонзаго, написанный Леонардо да Винчи по эскизу, выполненному во время кратковременного посещения Мантуи в январе 1500 года.


ЧАСТЬ II. ЧЕЧИЛИЯ НЕ СТАРУХА!


В Википедии и художественной литературе в большинстве своём называют год рождения Чечилии Галлерани -1473. А год знакомства правителя герцогства Миланского Лодовико Сфорца с Чечилией называют 1486 или 1487, когда ей было 13 и 14 лет соответственно. Об этом здесь наш комментарий.

Подобно другим авторам, современная писательница Софья Багдасарова в статье «Спокойствие Чечилии Галлерани» написала: «Однажды Лодовико Сфорца, выходя из церкви Санто-Стефано Маджоре ( той самой, где его старший брат герцог Галеаццо Сфорца получил смертельные удары кинжалами в грудь) увидел Чечилию, которая тогда вступила в первую пору своей женской прелести. Она стояла в толпе, среди других нарядно одетых миланских женщин, но выделялась среди них. Аврорного цвета платье, тёмные косы, изящная шея, огромные глаза оленёнка, сомкнутые уста – эта 14-летняя девушка была удивительно красива». Год знакомства автор прямо не называет, но из текста вытекает, что это происходило в 1487 году (1473+14).

Холостой Моро влюбился в красавицу с первого взгляда. Слуги герцога (тогда ещё Бари, а не Милана) быстро установили: девушку зовут Чечилия, ей 14 лет. Её отец - Фацио Галлерани был не из последних при дворе. Он даже был послом во Флоренции и Лукке. Умер 5 декабря 1480 года, когда Чечилии было 7 лет. Мать – Маргерита Бусти - дочь юриста Лоренцо Бусти. В семье 8 детей- 6 сыновей и 2 дочери. Семья не родовитая и не богатая. Это упрощает дело. На этот раз никаких страстных сонетов от придворного пиита флорентийца Бернардо Беллинчоне (1452-1492), сверстника Моро и особо доверенного в его любовных делах, не потребовалось. Всё решили ценные подарки и деньги. Личный секретарь герцога Бартоломео Калько посетил мать и старшего сына Седжерио, допущенного к делам семьи, с ценными подарками от Моро. Те сразу поняли, какую выгоду несёт семье связь герцога с их Чечилией и согласились на всё.

О том, что избранница герцога в 1483 году в 10-летнем возрасте помолвлена с 34 летним Джованни Стефано Висконти - служащего при дворе, и при достижении 12 лет в 1485 году должна была стать его женой, разговора не было. Моро непродолжительное время оказывал Чечилии знаки внимания или как ещё недавно говорили «стал за ней ухаживать». Мать потворствовала связи всесильного герцога с её дочерью, «хоть какая-то польза будет от тебя», - говорила она. В это время бдительная мать обратила внимание, что один из её сыновей питает к сестре особые чувства. Установив в 1487 году инцест между братом и сестрой, мать выпорола проказника и отправила служить оруженосцем к богатому синьору. А Чечилию мать решила отправить в женский монастырь замаливать грехи. Тогда религиозная Чечилия познала, что «не страшен сам грех, как бесстыдство после него».

Но прежде, Чечилию отвели на исповедь к приору-настоятелю церкви Санта Мария делле Грацие фра Винченцо Банделло (1435-1506), давнему другу Моро. (Они по вторникам и четвергам вместе ужинали. Моро после покушения на его жизнь, организованного вдовой убитога герцога Галеаццо Боной Савойской в 1484 году, ходил к приору по подземному ходу, прорытому от замка к церкви). Там же, как бы случайно, в кабинете приора оказался герцог Моро, который разглядел Чечилию с близкого расстояния и имел с ней беседу. Сначала она дичилась. А потом освоилась и отвечала умно. Затем секретарь Моро поговорил с матерью. Герцогам отказывать неудобно, особенно щедрым. Утром мать позвала дочь и сказала, что отныне она будет жить в монастыре или в другом месте, и обязана во всём слушаться герцога. «Да, маменька»,- покорно ответила дочь.

В этой связи, сообщение Брайло Ирины: «В 1489 году Чечилия уходит из дому в монастырь Нуово и там встречает своего герцога», на наш взгляд не корректно изложено. Оно воспринимается так, как будто бы Чечилия по собственной инициативе ушла в женский монастырь и встретила там дожидавшего её влюблённого герцога. Автор должна была знать, что Чечилия стала монашкой не в 1489 году, а в 1487. А в 1489 году,. по прошествии почти двух лет, герцог Моро представил свою жемчужину двору в качестве официальной фаворитки.

Набожный герцог встречаться, а тем более, заниматься прелюбодеянием с Чечилий в женском монастыре не стал. Учителей к затворнице Чечилии в монастырь он не посылал. Женский монастырь - не проходной двор. Чтобы не конфликтовать с духовенством и не давать повода для сплетен о совращении молоденькой монашки в стенах церковной обители, герцог снял для Чечилии отдельный дом вблизи монастыря и поставил охрану. Днём она ходила или её возили в карете с зашторенными окнами в монастырь молиться и заниматься послушанием, а в другое время суток с ней занимались лучшие привлеченные учителя в области философии, этики, эстетики, музыки и языкознания. Пожилая знатная дама учила её светским манерам. Герцог тоже находил время для бесед с ней и не только…

Английская писательница Jilia Mary Cortright написала, что в 1487 году 14-летняя Чечилия, не сформировавшаяся ещё как женщина, родила сына, которого при крещении нарекли Лионом. Кто отец ребёнка - её родной брат или герцог Моро, знает только мать, а у неё не спросишь. Автор упоминает о смерти этого ребёнка в год рождения. Другие авторы говорят, что Лион ещё бегал по залам замка Сфорца, куда Моро в 1489 году ввёл Чечилию в качестве своей фаворитки. В частности, посол в Милане Джакомо Тротти писал герцогу Феррары Эрколе де Эсте в ноябре 1490 года, накануне женитьбы Моро на Беатриче де Эсте: «Моро поселил Чечилию Галлерани в замке, которая сопровождает его, куда бы он не шёл и она с ребёнком, и мила, как цветок, и он часто брал меня с собой, чтобы я видел её». (Справочно: Чечилия родила от Моро бастарда Чезаре 3 мая 1491 года, и, следовательно, он не мог быть этим ребенком).

1487 год памятен ещё двумя событиями. Седжерио Галлерени убил члена семьи Таверно, и ему грозила смертная казнь. Чечилия слёзно на коленях молит герцога сохранить жизнь брату. В наше время сработало бы «телефонное право». Моро же сумел примерить враждующие стороны, выплатив солидную компенсацию потерпевшей семье, и дело было закрыто. А Чечилия стала герцогу благодарна и обязана.

Рождение Чечилией в 1487 году сына Лионе совпало с аннулированием обещания брака Чечилии Галлерани и Джакомо Стефано Висконти (помолвки), якобы оформленного договором от 15 декабря 1483 года. Этому практичная мать невесты была только рада - не надо тратиться на приданое дочери из семейного бюджета.

Современных авторов, сплошь и рядом, устраивает переписывание друг у друга фразы: « Брак расторгнут по неизвестной причине». Нам стало интересно, что помешало обвенчаться молодым в 1485 году, как было предусмотрено брачным договором, то есть ещё до знакомства Лодовико с Чечилией? Или почему в 1485 году по сроку несостоявшейся женитьбы помолвка не была расторгнута сразу? Ведь жениху исполнилось 36 лет, и ему надо было, не мешкая, освобождаться от обязательств и исктаь себе другую невесту. Для него «отклад не пошёл в лад». Через два года бездействия с появлением на пути молодых к семейному счастью всесильного правителя герцогства Миланского, жених счёл для себя позорным, но безопасным «сойти с дистанции». Что касается предприимчивой матери невесты, то она, видя богатенького «папика»,для своей дочери, могла ввести ему в уши, что помолвка аннулирована ради него (с расчётом на вознаграждение). И Моро повёлся – любовь то слепа.

Некоторые авторы повествуют, что Лодовико Сфорца поручил Леонардо да Винче писать портрет Чечилии Галлерани в годы её монашества (1487 – 1489).

Писательница Мадлен де Робен в статье «Дама с горностаем. Леонардо да Винчи» написала: «В ожидании неизбежного брака с Беатриче де Эсте (венчание состоялось 17 января 1491 года) Лодовико делает Чечилию своей любовницей. Ей было всего 15 лет, когда она уже, живя в доме, который организовал ей Лодовико Сфорца, стала позировать Леонардо». Тогда в 1488 году Чечилия была ещё замкнутой, без «Божьей искры», необходимой для написания качественного портрета. Чтобы разговорить и этим оживить модель, художник стал задавать ей вопросы, касающиеся её детства, юности, наклонностей, имея цель «залезть ей в душу», чтобы портрет от этого только выиграл. К сожалению, портрет мадонны Чечилии, возможно с маленьким серым зверьком, не был завершён. Вероятные причины не завершения работы:

- не достаточная общительность модели;

- отсутствие возможности пригласить музыкантов для создания лирической атмосферы;

- замкнутое пространство в жилом небольшом доме;

- работа вечерами при искусственном освещении;

- беременность и рождение Чечилией первенца Лионе;

- привычка художника не завершать написание своих картин;

- др.

К осени 1489 года Чечилия уже была молодой, красивой, высокообразованной женщиной, которая свободно писала и говорила на латыни, знала греческий и французские языки, прекрасно пела и играла на арфе, знала современную моду, владела изысканными манерами. Она могла поддержать разговор с любым интеллектуалом и не опозориться в высшем обществе.

. В этом же году холостой правитель герцогства Миланского Лодовико забирает свою возлюбленную из монастыря и поселяет в замке Сфорца. Ей выделели две отдельные комнаты с прислугой. Здесь герцог представляет двору свою 16-летнюю жемчужену в качестве официальной фаворитки. При дворе Чечилию приняли хорошо. Она везде чувствовала себя комфортно. Всюду, где только могла, она следовала за своим патроном. Даже брала его на людях за руку, что было в то время не принято.

Брайло Ирина в статье «Чечилия Галлерани «Дама с горностаем» написала: «Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца и в 1489 году, он начал писать её портрет». А раньше другие авторы говорили об их первой встрече на музыкальном конкурсе в 1482 году и о последующих встречах для написания портрета в доме вблизи монастыря в 1488 году!

Эссекс Карин в книге «Лебеди Леонардо» написала: «Правитель герцогства Миланского так любил эту женщину, что уговорил Леонардо да Винчи дописать портрет мадонны Чечилии» Не ясно только о завершении какого портрета идёт речь - о портрете 1482 года или о портрете 1488 года.

Magestro модель нравится. Находясь в состоянии полувлюблённости, художник пишет картину не спеша, нередко под функциональную музыку и душевные разговоры. Леонардо поясняет Чечилии: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. Живопись спорит и соревнуется с природой». Их дружеские отношения переросли в большее. Среди 13000 записей, оставшихся после смерти гения, обнаружен черновик письма, предположительно адресованного Чечилии, начинающийся словами: «Возлюбленная моя богиня. Прочитав твоё нежнейшее…». И её письмо, начинающееся словами: «Мой Леонардо…». Иногда Чечилия незаметно проникала в дом Леонардо и оставляла на столе записку, в которой предупреждала о не довольстве герцога по отношению к её другу.

Во время написания портрета Чечилия забеременила от Моро. Когда это на модели стало заметно, художник посадил ей на колени белого горностая. Есть много объяснений, почему выбран этот зверёк:

- он символ чистоты и скромности;

- греческая версия слово «горностай» созвучно с фамилией Галлерани;

- зверёк напоминает о пожаловании герцогу Лодовико Сфорца в 1488 году королём Неополитанския Ферранте 1 ордена «Ковалерский горностай» с девизом «Предпочитаю смерть бессмертию».

Писательница Алина Алексеева-Маркези, проживающая в Италии, считает: «Финишная версия портрета «Дама с горностаем» закончена написанием в 1490 году, когда Чечилии было 17 лет»

Ранее предполагалось, что картину «Дама с горностаем» написали другие художники или ученики Леонардо да Винчи. Лишь в 2007 году французский инженер Паскаль Котт, изучивший портрет с помощью специального фотосканера, обнаружил на нём отпечатки пальцев левой руки Леонардо да Винчи и этим доказал принадлежность magestro к шедевру.

Американский учёный специалист по сохранению предметов искусств Дэвид Булла, увидев картину, был ошеломлён мастерством художника. Он заметил: «Работа выполнена с сладострастью и нежным, и изысканным очарованием, которым отличается особое совершенство его ( Леонардо да Винчи) искусства».

Финогенов Владимир (и не он один) в статье «Горностай в поисках дамы» пришёл к выводу, что в картине «Дама с горностаем» лицо написано с одной модели, возможно с Чечилии, а правая рука написана с неизвестной натурщицы-простолюдинки, о чём свидетельствует большая рука, не соразмерная с лицом на портрете. Учел ли автор для такого вывода перспективу при написании портрета – не ясно?

Придворный поэт Бернардо Беллинчоне один из первых заметил, что мадонна на портрете как будто бы прислушивается. О том, что Леонардо да Винчи написал какой-то портрет Чечилии подтверждает его сонет ХLV, опубликованный через год после смерти поэта 12 сентября 1492 года:

- Природа, сердишься, завидуешь чему-то?

- Да Винчи, что звезду земную написал,

Чечилию, чей взгляд прекрасно так блистал,

Что Солнца лик сумел затмить он на минуту.

- За это славь иль Моро. Или всё же

Талант и руку Леонардо восхвали.

Он сохранил её на веки для потомков.

Этот сонет Беллинчоне говорит о существовании мадонны Чечилии и о каком-то портрете, на котором она изображена рукой Леонардо. То, что на известной картине «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи 1490 года изображена именно Чечилия Галлерани неопровержимых доказательств до настоящего времени нет.

Маркиза Изабелла де Эсте-Гонзаго, 1474 г.р., страстный коллекционер произведений искусств, прибывшая из Мантуи 16 января 1491 года в Павию (170 км) в составе группы поддержки по случаю венчания 16-летней сестры Беатриче и 39-летнего Лодовико Сфорца, очень понравилась деверю. По прибытии 21 января 1491 года в Милан Лодовико лично водил Изабеллу по замку, включая показ сокровищницы, чтобы своим богатством произвести впечатление. Из этого Изабелла поняла, что она мужу сестры очень понравилась. Но оставила Моро на потом…

Возле Изабеллы также крутился 33-летний красавец генерал Галеаццо Сансеверино (1458-1525) – муж 9-летней Бьянки Джованни Сфорца (1482-1496), дочери Моро. От него Изабелла узнала о проживании в замке беременной от Моро фаворитки Чечилии Галлерани и о нахождении в аппартаментах Чечилии её портрета кисти Леонардо да Винчи. 17-летней Изабелле не составило большого труда уговарить Сансеверино отрыть в отсутствии Чечилии входную дверь в её покои и показать портрет. Дождавшись, когда Чечилия вышла погулять во внутреннем дворике замка, подельники тайно проникли в личные покои Чечилии, где увидели стоящий на позолоченном мольберте портрет мадонны с горностаем в очень хорошем исполнении, размером 54,8 х 40,3 см. Перед изумлённой Изабеллой «на картине предстала молодая девушка в непорочной красоте своих семнадцати лет, в позе, исполненной сдержанности и целомудрия»,- лучше писательницы Софи Шово не скажешь.

Однозначно подтвердить или опровергнуть схожесть портретного изображения с оригиналом в тот момент было трудно - Чечилия гуляла в некотором отдалении. Из окна Изабелла украдкой могла рассмотреть, что у Чечилии « лицо и шея опухли - годы, беременность или давящий вес, были тому виной, она не знала. Мешки под глазами и недостатки кожи лица, уже не столь совершенной, как на портрете кисти magistro.» Но всё это для Изабеллы было второстепенным. На первом месте у неё был безукоризненный финальный портрет «Дамы с горностаем» кисти уже ставшего известным Леонардо да Винчи и огромное желание обладать этим шедевром.

Данный портрет изначально находился в кабинете герцога Лодовико. Но после его женитьбы 17 января 1491 года, чтобы портрет не обнаружила молодая жена Беатриче, его перенесли в покои Чечилии, куда щепетильная и гордая герцогиня не входила. Известно, что Беатриче отказалась позировать Леонардо да Винчи, только потому, что он писал портреты любовниц её мужа. А однажды отказалась надеть платье, подобное тому, в котором она видела Чечилию. Эта картина хоть и находилась в личных покоях Чечилии, но оставалась собственностью Лодовико Сфорца. Возможно, он полагал, что его пассии Чечилии достаточно её портрета без зверька, написанного Леонардо да Винчи в 1483 году.

В феврале 1491 года Изабелла вернулась к себе в Мантую с заездом к родителям в Феррару. Она подключила влиятельного отца герцога Эрколе де Эсте к покупке увиденной картины. Эта династия правила герцогством Феррара более 500 лет. А Сфорца правили Миланом только 40 лет. И, тем не менее, де Эсте получили от зятя Лодовико ответ: « Картина не продаётся». Моро сразу понял, что за всем этим стоит сестра его жены Изабелла Гонзаго и запомнил. Но сейчас не время для сердечных подвигов на стороне – на нём государственные дела, молодая жена-подросток и возлюбленная на сносях.

3 мая 1491 года Чечилия родила бастарда Чезаре Сфорца Висконти, а съезжать из замка не торопилась. После многолетнего общения с Лодовико, Чечилия не хотела сразу сдавать позиции жене правителя Беатриче, как минимум, до конца текущего года. Со своей стороны Лодовико, хоть и заверял, что Чечилия покинет замок сразу после родов, не торопил её с отъездом. Моро страхуется. Если его законная жена окажется бесплодной или внезапно умрёт бездетной, то есть готовый преемник. Ну и что, что бастард? И «на каркал». Крамольные мысли материлизуются рано или поздно. Пока же герцогиня Беатриче 25 января 1493 года благополучно разрешилась первенцем, которого нарекли в честь дедушки и тестя именем Эрколе, изменённого в 1496 году на Максимилиан в честь Императора Максимилиана Габсбурга, который 22 мая 1495 года официально признал Лодовико Сфорца герцогом Миланским.

Сразу же после процедуры крещения первенца четы Сфорца, в конце января 1493 года , а не в 1492 году, как пишут многие авторы, состоялось венчание Чечилии с 43-летним не богатым, но порядочным графом Бергамини Людовико ди Бромбилло (1450-1514). Кроме солидного приданого, Моро подарил молодожёнам Палаццо дель Верне в Милане, некогда принадлежавший кондотьеру Карманьоло. Беатриче успокоилась, но новые потрясения свели её в могилу в ночь на 3 января 1497 года в 22-летнем возрасте.

С годами желание маркизы Изабеллы Гонзаго заполучить увиденный в январе 1491 года портрет многократно усилилось. Она была уверена, что находившийся в покоях Чечилии портрет, является собственностью фаворитки. Поэтому Изабелла стала налаживать дружеские отношения с Чечилией. Между ними завязалась оживлённая переписка. Спустя 8 лет («когда клиент созрел») Изабелла письмом от 26 апреля 1498 года запросила у подруги этот, как само собой разумеющийся, портрет для сравнения с произведением венецианского художника Джованни Беллине. По этому Изабелла не уточняла, какой портрет она имеет в виду, но написала, что заодно она будет иметь удовольствие лицезреть и саму модель. Чечилия своим ответным письмом от 29 апреля 1498 года прямо ставит в известность Изабеллу о наличии у неё картины с её изображением 15-летней давности, то есть, написанной Леонардо да Винчи в 1483 году, «когда Чечилия была очень молода и теперь при сравнении её лица с портретным никто не подтвердит сходство». Изабелла на это не обратила внимания и настояла прислать портрет.

Многоопытный муж Чечилии граф Бергамини советует жене не посылать портрет. Он убеждён, «то, что дашь руками, придётся за ним ходить ногами». Но графиня Чечилия не может отказать подруге маркизе и портрет, завёрнутый в ткань и упакованный в кожаный чехол, приторочен к седлу и гонец поскакал в Мантую.

Имеются некоторые сомнения, что Изабелла в короткий срок провела процедуру сравнения авторского мастерства, ради которого истребован портрет. Или это был только повод заполучить вожделенное творение, которое Изабелла видела в покоях Чечилии в конце января 1491 года? А прибывший портрет без зверька, не дописанный в 1483 год упо мнению самого автора Леонардо да Винчи, Изабелле был не нужен. Интересно, получи Изабелла финишный портрет «Дамы с горностаем» 1490 года написания, вернула бы она его Чечилии или упрятала бы в своём хранилище?

Шакко в статье «Спокойствие Чечилии Галлерани (продолжение)» написала, что маркиза Изабелла не возвращала более двух месяцев полученный в конце апреля 1498 года портрет, так как была занята подготовкой к свадьбе своего брата Альфонсо де Эсте с Лукрецией Борджио. И чтобы спасти обливающуюся слезами Чечилию, за портретом в июле 1498 года мчит верхом на лошади её 48-летний муж граф Бергамино. Автор могла придумать иное оправдание невозврату портрета хозяйке. Например, сослаться на трудности розыска портрета в хаосе проводимого ремонта помещений. А оправдание хлопотами по подготовке в 1498 году свадьбы брата Альфонсо (живущего в Ферраре в 90 км от Мантуи) с Лукрецией, которая состоялась через четыре года в 1502 году, вызывает усмешку.

А для чего автору надо было посылать мужа Чечилии за 170 км в Мантую за портретом, если Изабелла за безнадобностью вернула портрет хозяйке уже через две недели в первой половине мая 1498 года с благодарностью? На это вежливая Чечилия ответила Изабелле письмом от 15 мая 1498 года: « Вам не нужно, Ваша светлость, использовать слова благодарности, поскольку все мои вещи, как и я сама, рады этому».

Неудача с первого захода не огорчила Изабеллу и не выбила её из колеи. У неё был план «Б».

Эссекс Карин в книге «Лебеди Леонардо» написала, что на состоявшееся 25 января 1493 года крещение первенца четы Сфорца, наречённого Эрколе, из Мантуи в Милан прибыла маркиза Изабелла. Она хотела посмотреть на племянника (у неё самой были нежеланные дочери), а заодно и пообщаться с герцогом Лодовико. «Какое же было удивление Изабеллы, когда, спустившись к обеду, она увидела за одним с ней столом похорошевшую 30-летнюю Чечилию с 2-летним сыном Чезаре от Моро, с которым забавлялась её младшая сестра герцогиня Беатриче. Прошло 10 лет, как Чечилия в 1483 году позировала Леонардо да Винчи» У этого автора в январе 1493 года Беатриче-18 лет, Изабелле-19 лет, Лодовико-42 года, Чечилии- 30 лет, что определяет год её рождения 1463 (1493-30). А это в сравнении с датой, приведенной в Википедии (1473 год), делает Чечилию старше на 10 лет.

Нет ничего удивительного в том, что портрет «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи 1490 года написания в конечном итоге оказался у маркизы Изабеллы в Мантуи. Его видела сама Чечилия в замке Гонзаго, где она с семьёй в конце 1499 года нашла убежище от французов, напавших на Ломбардию. Чечилия, увидев у Изабеллы портрет, поблагодарила маркизу: « Ваша светлость, я так рада, что мой портрет хранится у Вас - не сомневаюсь,что король Людовик Х11 присвоил бы его себе».

Эссекс Карин считает: «Маркиза Изабелла, рассматривая картину «Дама с горностаем», подумала о страданиях Чечилии, когда 17 января 1491 года Беатриче похитила сердце Моро, с которым Чечилия делила кров целых 10 лет». Эти 10 лет относят знакомство Моро и Чечилии к 1481 году. А ряд авторов написали об их первой встрече в 1486-1487 годах.

Кроме этого, своё творение там же в начале 1500 года видел Леонардо да Винчи во время кратковременного визита к Изабелле в Мантую по пути в Венецию.

Картину «Дама с горностаем» маркиза Изабелла могла по плану «Б» получить в 1499 году от самого Лодовико Сфорца, который стал «не ровно дышать» к Изабелле с первого дня её прибытия в Павию 16 января 1491 года на церемонию бракосочетания её младшей сестры Беатриче де Эсте с Лодовико. У Изабеллы в течение 8 лет было полное взаимопонимание с мужем своей сестры, особенно после безвременной смерти последней 3 января 1497 года. В связи с надвигающейся угрозой вторжения в Ломбардию войск французского короля Людовика Х11 в июле 1499 года и намерением герцога Моро убыть из Милана в Инсбрук к германскому императору Максимилиану 1 Габсбургу за военной помощью передача Лодовико Сфорца данной картины на сохранение в руки маркизе Изабеллы весьма вероятна!


ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ


Наши герои покинули этот мир каждый в своё время.

Герцогиня Беатриче Сфорца, урождённая де Эсте, безвременно умерла в ночь на 3-го января 1497 г. в возрасте 22 лет. В Павийской Чертозе есть гробница, но её бренных останков под мраморной скульптурой там нет. Это кенотаф.

Герцог Миланский Лодовико Сфорца, прозванный Моро, после 8-летнего нахождения во французском плену умер в замке-тюрьме Лош 17 мая 1508 г. по Юлианскому календарю в возрасте 56 лет. Возможно, он похоронен в церкви Сент-Урс в городке Лош.

Графиня Чечилия Бергамини, урождённая Галлерани, умерла в 1536 году и, вероятно, погребена в часовни семьи Карминати в церкви Сан-Заведро.

Маркиза Изабеллы Гонзаго, урождённая де Эсте, умерла в Мантуе в 1539 г. в возрасте 65 лет.

Мир их праху!


Интуиция подсказывает, что в течение 10 последующих лет прекрасных взаимоотношений между Чечилией и Леонардо, картина «Дама с горностаем», написанная magistro в 1490 году, была не последним портретом Чечилии.

В Х!Х-ом веке в прессе упоминалось, что «есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичини в Сан-Колочеро (Pallavicini, Saint-Calocero), написанный Леонардо да Винчи на взлёте её славы».

Исследователь Лаура Паньотта считает, что на одном из женских портретов, написанных в 1518 – 1527 годах художником Бартоломео Винетто, изображена Чечилия в возрасте 45-47 лет.

Пока же Чечилия Галлерани остаётся предполагаемой моделью портрета «Дама с горностаем» размером 54,8 х 40,3 см кисти Леонардо да Винчи маслеными красками на деревянной основе, а не на холсте как пишут некоторые авторы.

В чьих руках упомянутая картина находилась после маркизы Изабеллы Гонзаго, отследить трудно. Но известно, что картину Леонардо да Винчи «Дама с горнастаем» купил в Италии в 1800 году польский князь Адам Ежи Чарторыйский в подарок своей матери Изабелле. В настоящее время картина находится в Национальном Музее в Кракове, Польша. Была застрахована на сумму 350 000 долларов. Картина в верхнем левом углу с лицевой стороны имеет надпись «La Bele Feroniere, Leonard da Winci». Она сделана кем-то не на родине создателя шедевра. Итальянец в слово «Leonard» добавил бы букву «о», а слово «Vinci» не начал бы с буквы «W». По традиции художники ставят свою подпись в правом нижнем углу на лицевой стороне своего творения.

Таким образом, существующая надпись сделана ошибочно и не имеет никакого отношения к портрету «Дама с горностаем», модель предположительно Чечилия Галлерани. Она подходит к портрету «Прекрасная Ферроньера», модель предположительно Лукреция Кривелли.

Веками люди видят в портрете «Дама с горностаем» не умирающую шедевральную женскую юность. И это здорово! А что до того, когда, кем и сколько было написано портретов Чечилии Галлерани и в каком году она родилась (1463, 1464, 1465, 1466 или 1473), то это тоже очень интересно, и мы надеемся, что своё слово когда-нибудь скажут историки-профессионалы. Наши возможности позволяют только прокомментировать написанное в сравнении, чтобы напомнить читателям пословицу «Не всё золото то, что блестит». По нашему убеждению, в исторической литературе не должно быть место вымыслам, домыслам и неопределённостям. А если нет документального подтверждения дат, то выдумывать их каждому не позволительно. Иными словами, если в истории есть настоящие, не вымышленные герои, то должно быть достоверное повествование о них.


Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 13.10.2020 в 19:44
Прочитано 107 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!