Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

ГЛАВА 1 полные версии создания Леонардо да Винчи картин "Монна Лиза" , "Джоконда", "Неизвестная донна, написанная по желанию Джулиано 2 Медичи"

Добавить в избранное

ЭССЕ. – 1 -


ПОЛНЫЕ ВЕРСИИ СОЗДАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПОРТРЕТОВ «МОННА ЛИЗА», «ДЖОКОНДА», «НЕИЗВЕСТНАЯ ДОННА, НАПИСАННАЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ДЖУЛИАНО II МЕДИЧИ»,

НОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ С КОММЕНТАРИЯМИ


Если Вы умеете хорошо об этом сообщить,

значит, Вы правильно думаете.

Леонардо да Винчи


Многочисленные разрозненные, усечённые, а в ряде случаев не достоверные публикации, касающиеся портретов «Монна Лиза», «Джоконда», «Неизвестная донна, написанная по желанию Джулиано II Медичи» вызвали у нас желание самим разобраться по существу. В итоге убеждённые, что легенды и мифы не могут быть правдивее истины, мы охотно делимся с читателями результатами своего расследования, пока в 3-х главах, с комментариями.


Глава 1. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СОЗДАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПОРТРЕТА «МОННА ЛИЗА»


РАЗДЕЛ 1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ВО ФЛОРЕНЦИИ 1503-1505 гг


Устройство на новом месте


После 21 года скитаний Леонардо да Винчи (1452-1519) неудержимо тянет на родину. Ему уже за 50. Последняя служба в должности военного инженера у жестокого и тщеславного Чезаре Борджиа (1475-1507), поставившего себе цель создать собственное государство на юге Италии, стала тяготить Леонардо. Была и опасность для жизни Леонардо - непредсказуемый Чезаре носил перстень с ядом и применял его к неугодным лицам. Прослужив полтора года, Леонардо подал прошение об отставке. Отставка была принята без выплаты выходного пособия.

Леонардо появился во Флоренции очень стеснённый в средствах. На первое время он остановился у друга Пьеро ди Браччо Мартелли. Останавливаться у отца нотариуса сер Пьеро да Винчи (1426-1504) Леонардо не пожелал. Он не любил отца, зная его отрицательные стороны - не честный человек, спекулянт, сексуальный хищник и т.п. Кроме того, в доме отца было много детей, родившихся от разных жен, которые дистанцируются от него как бастарда, так как не хотят после смерти отца иметь ещё одного претендента на наследство.

Леонардо очень одинок. До того дня, когда в его мастерскую войдёт благородный 15-летний Франческо Мельци (1492-1569) и как хороший сын скрасит своим обществом жизнь Леонардо до последних дней, было ещё 3 года.

Вопрос с жильём Леонардо решил не стандартно. Он вошёл в контакт с монахами Ордена Служителей Девы Марии, и те порекомендовали ему обратиться к настоятельнице монастыря Святой Аннунциаты, которая сдаёт в монастыре свободные помещения в наём приличным людям. Репутация у Леонардо да Винчи была высокая. Одна только «Тайная вечеря» говорила за него, а были и другие работы с библейскими сюжетами. Здесь ему и его ученикам предоставили сроком на 3 года помещение из 5 комнат бытового назначения и под мастерскую. По словам историка Джорджо Вазари (1511- 1574) настоятельница не брала арендную плату с известного в церковных кругах Леонардо.

Исследователи творчества Леонардо да Винчи Роберто Манескалчи и Мария Карчио подробно описали расположение и назначения комнат, а также фрески, выполненные Леонардо на внутренних стенах. В четырёх из пяти комнат жили и творили ученики. А в пятой комнате Леонардо установил восемь зеркал во весь рост и проводил там различные опыты, вплоть до вскрытия трупов людей, благо госпиталь располагался через дорогу от монастыря.

Пребывание да Винчи во Флоренции отмечено двумя важными событиями. Первое - получение очень кстати от Синьории крупного, а значит, денежного заказа на изготовление фрески. Второе - встреча с молодой женщиной, похожей на его мать Катерину и написание с неё портрета «Монна Лиза» в образе Катерины.

- 2 -

Получение заказа Синьории


Летом 1503 года Леонардо да Винчи получил важный для себя заказ от гонфалоньера справедливости Флорентийской Республики синьора Пьеро ди Томмазо Содерини расписать одну из стен зала большого Совета (Салон пятисот), пристроенного в 1496 году к Палаццо дела Синьория во Флоренции. Это будет доходный для Леонардо заказ. Его не испугали огромные размеры будущего настенного произведения 6,6 м х 17,4 м общей площадью 115 кв. м или в 3 раза больше площади росписи «Тайная вечеря» (38,7 кв. м). Как положено, стороны заключили письменный договор, определяющий конечный срок исполнения заказа - февраль 1505 года. Был выдан аванс 53 золотых флоринов.

Для изготовления картона (трафарета) Леонардо потребовалось просторное помещение. Такое помещение ему предоставили приказом Синьории от 24 октября 1503 года в Папской зале монастыря Санта Мария Новелла. Потрудившись несколько месяцев, Леонардо представил на рассмотрение администрации картон с наброском картины, посвящённой победе 29 апреля 1440 года в битве на равнине Ангиари флорентийских войск против миланских. Замысел и сюжет в 3 частях: начало, середина и конец битвы, вельможи приняли и стали ждать от исполнителя конечного результата.


Неудачный эксперимент


Леонардо не упустил возможность поэкспериментировать с красками и воском и потерпел неудачу. Разогретый воск не держался на стене, а стекал вниз. Какое-то изображение получилось, но оно не удовлетворяло автора. Устранить брак ему не дал вызов в Милан наместника французского короля Шарля де Амбуаз маркиза де Шамон для выполнения срочных архитектурных работ, а также личных заказов короля Людовика ХII. Леонардо мотался от одной столицы к другой (300 км). Работа над росписью велась с перебоями к великому негодованию Пьеро Содерини. К тому же, в это время да Винчи был обременен судебной тяжбой с кровными братьями за наследство умершего в 1504 году отца.

В августе 1512 года при поддержке испанцев Медичи вернулись к власти после 18-летнего изгнания. Городской приорат тут же отправил рачительного правителя Флоренции Содерини в отставку. Больше никто не требовал от Леонардо привести в порядок настенную роспись. В таком плачевном виде она находилась 30 лет.


Другой исполнитель росписи


Новому правителю Флоренции Казимо 1 Медичи (1519-1574) не понравилось качество творения Леонардо, и он поручил художнику Джорджо Вазари создать на тех же площадях новое произведение. Вскоре Вазари изготовил 6 картонов (макетов-эскизов) для своего будущего настенного произведения. Благородный историк Вазари из уважения к Леонардо да Винчи решил сохранить для потомков «Битву при Ангиари». По его указанию столяры сделали тонкую деревянную стену, защитившую творение Леонардо, а поверх её Вазари написал своё произведение – тоже битву.

Исчезнувшая с глаз роспись Леонардо считалась утраченной навсегда. Но она существует, закрытая картиной Вазари. Для потомков Вазари оставил подсказку. На своей картине "Битва при Марчиано" на одном из боевых знамен зелёного цвета Флоренции, Вазари белыми буквами написал «Cerca Trova» (Ищите и найдёте). И спрятанную в ХУI веке роспись Леонардо да Винчи в 2012 году нашёл профессор университета Сан-Диего инженер и диагност по искусству Маурицио Серачини. Он не только нашёл находящееся 500 лет в тайнике уникальное произведение общей площадью 115 кв.м, но и реабилитировал автора в глазах тех, кто кричал:«Аванс взял, работу не выполнил…» Кстати, продав виноград со своего виноградника, подаренного в1499 году герцогом Милана лодовико Сфорца, Леонардо вернул синьории полностью полученный ранее аванс в размере 150 флоринов.

Если Леонардо да Винчи не совсем повезло с «Битвой при Ангиари», то ему в это - же время очень повезло в другом деле.

Катерина (1427-1495), выдав дочерей замуж и похоронив мужа Аккатабригу в 1490 году, осталась одна. Она решила остаток своих дней провести со своим первенцем. Мать и сын не виделись лет 30. Катерина появилась в доме у Леонардо в Милане 16 июля 1493 года, чтобы напомнить Леонардо, что она забеременела им в ночь с 15 на 16 июля 1451 года и родила 15 апреля 1452 года. Катерина умерла в 1495 году. Леонардо похоронил её, как положено. Но место захоронения матери в своих дневниковых записях не обозначил. А её останки ох как понадобились учёным для определения её расовой принадлежности

Прошло 8 лет после смерти Катерины, а её портрет Леонардо так и не написал. Но скоро напишет и не один, а два.

Современник Джорджа Вазари итальянский живописец и историк искусства Паоло Джованни Ломаццо (1538-1592) в своём трактате 1584 года отметил: «Леонардо да Винчи написал два портрета мадонны Лизы дель Джокондо, в девичестве Герардини:

-«Монна Лиза»;

-«Джоконда».

- 3 -

Даём полную версию по первому портрету


РАЗДЕЛ 2. ЗНАКОМСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ С МАДОННОЙ ЛИЗОЙ ДЕЛЬ ДЖОКОНДО. НАПИСАНИЕ С НЕЁ ХУДОЖНИКОМ ДЛЯ СЕБЯ ПОРТРЕТА ПОД НАЗВАНИЕМ «МОННА ЛИЗА».


Незабываемая Катерина


Здесь во Флоренции (1503-1506 годы) на Леонардо с новой силой нахлынул поток сладострастных воспоминаний о Катерине, портрет которой он собирался написать с раннего возраста, но пока ещё не написал. Память возвращает приятные моменты - жаркие поцелуи Катерины. Её ожидания на улице возле дома деда Антонио да Винчи, чтобы увидеть хоть одним глазком своего первенца. Её ласковую улыбку, со временем превратившуюся в усмешку, о природе которой повзрослевший Леонардо догадывается. Некоторые авторы продолжают гнуть линию, что 25-летний флорентийский нотариус сер Пьеро да Винчи взял 2-недельный отпуск, посетил окрестности родного города Винчи, где познакомился и соблазнил 15-летнюю сироту Катерину. Мы с этой трактовкой не согласны. Дед Антонио да Винчи через два месяца после рождения Леонардо 15 апреля 1452 года выдал Катерину замуж за местного парня по имени Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка, прозванного Аккатабрига (задира). Жених был на 2 года младше невесты. Кто поверит, тому, что ей 16 лет, а ему 14? Аккатабрига был взрослым мужчиной. Ему на момент женитьбы было 23 года. Он работал обжигальщиком извести в печах, взятых им в аренду у местного монастыря. Так что, названный искусствоведами Мартином Кемпом и Джузеппо Паланти год рождения Катерины 1436, мы считаем не реальным.

Английский писатель Чарль Николл в книге «Леонардо да Винчи. Загадки гения» сообщил: «В кадастре за 1487 год Катерина и Аккатабрига упоминаются вместе. Согласно этому документу донне Катерине 60 лет. Это единственное письменное подтверждение возраста Катерины, по которому можно вычислить год её рождения». Итак, год рождения Катерины ди Мео Липпи – 1427. Ей 24 года на момент зачатия Леонардо 15 июля 1451 года.

Нотариусу сер Пьеро Фруозимо ди Антонио да Винчи, родившемуся 19 апреля 1427 года - 24 года. Согласно декларации, составленной его отцом синьором Антонио, в 1457 году , ему 30 лет. Катерина и Пьеро - ровесники. Их дома были в 2 км друг от друга. Они дружили с детства – играли в одной песочнице, а к 14-15 годам уже познали друг друга. Нотариус взял двух недельный отпуск специально, целенаправленно притопал в жилище Катерины 15 июля 1451 года, где они не в первый раз раскрыли свои объятия. Сексуальная близость возникла по обоюдному желанию без принуждения и насилия и даже без соблазнения. Рождение ребёнка они не планировали. Катерина понесла из-за допущенной оплошности в пике обоюдной страсти, вследствие чего ребёнок родился с неординарными способностями, большого ума, силы духа, жизнелюбия и благодушия!

Нежность матери стала для Леонардо роковой, определила его судьбу до конца жизни. Леонардо никогда не женился, видя в Катерине свою первую и единственную пламенную любовь. Хотя ему приписывают морганатический брак с вдовой герцога Миланского Джана Галеаццо Сфорца (1469-1494) Изабеллой Неаполитанской (1470-1524) с 1494 по 1499 год во время совместного проживания во дворце Корте Веккьа в Милане, где Изабелла жила по воле герцога Лодовико Сфорца, а у Леонардо там была мастерская. Он не имел детей. Если не принимать во внимание, что Франческо Мельци его сын, рождённый в 1491/1492 году Чечилией Галлерани (1473-1536), с которой Леонардо, судя по черновику его письма к ней: «Возлюбленная моя богиня…» тесно общался с момента её появления в 1489 году в замке Сфорца в качестве фаворитки правителя герцогства Миланского Лодовико Сфорца, прозванным Моро.

Леонардо был очень похож на свою мать и поэтому в молодости не писал своих автопортретов, чтобы не смотрелась Катерина, и не писал её портретов, чтобы не проявлять себя. Леонардо беспокоился о Катерине. Сохранился обрывок письма, в котором Леонардо просит своего корреспондента: «Скажи, как Катерина, что с ней? Скажи…»

Вот такую женщину полюбил Леонардо. По словам австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда: «Мысленные сексуальные фантазии мальчика Леонардо к женщине Катерине вошли и остались в его голове на подсознательном уровне». Он стал видеть её во снах. Психологи считают, что у мальчика развился «эдипов комплекс» - ранняя любовь к Катерине и желание с ней переспать по взрослому, а также ненависть к отцу. Говорят, что история с Катериной содействовала половой переориентации Леонардо. Якобы она об этом знала и улыбалась. А Леонардо знал природу скривленной улыбки Катерины, и многих портретных особ он изобразил с такой улыбкой. В этом случае губы донны Лизы в образе Катерины несут улыбку всем и посмеиваются над автором в частности. А кому-то видится, что она кривится.

Мысль увековечить Катерину в портрете никогда не покидала Леонардо. Чтобы написать Катерину как живую, Леонардо нужна была модель, похожая на Катерину.

- 4 -

Первый портрет под названием «Монна Лиза» в образе Катерины


Есть все основания считать, что Леонардо постоянно искал модель для написания с неё портрета в образе дорогой ему Катерины. И нашёл.

Бог услышал, и сама судьба свела Леонардо да Винчи с молодой женщиной не более 25 лет от роду, очень похожей на Катерину. Мысль написать для себя портрет незнакомки в образе родной Катерины, больше не оставляла Леонардо даже при его занятости «Битвой при Ангиари» по заказу Синьории.

Рядом с монастырём Святой Аннунциаты, где жила и трудилась команда Леонардо, находилась часовня, спонсируемая негоциантом Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо (1465- 1538). Он счастливый муж и преуспевающий делец. Его легальный бизнес - продажа шелковых тканей. Но почётный профессор истории искусств Оксфордского университета Мартин Кэмп дополняет: «Франческо дель Джоконда оказался не благородным флорентийским торговцем шёлком, а «крутым дельцом», торговавшим сахаром с Мадейры, кожей из Ирландии, всевозможным имуществом и рабами и рабынями…». Ему 38 лет. Он дважды вдовец. В 30-летнем возрасте 5 марта 1495 года он женился на 16-летней Лизе Герардини (1479-1542) из аристократической флорентийской семьи, бывшей любовнице Джулиано II Медичи (1479-1516). Сейчас жене купца 24 года. У них двое детей (будет ещё трое).

Жена купца Лиза ходит в часовню молиться по умершему сыночку или замаливать грехи юности. Это тайна исповеди. Именно там входящую или выходящую из часовни Леонардо её увидел и был поражён внешним сходством этой женщины с Катериной. Он пришёл в себя через несколько дней.

За это время Леонардо навёл некоторые справки и наконец, решился заговорить с ней. Маньяком он ей не показался. Леонардо представился полным именем. Донна знала живущего по соседству нотариуса с этой фамилией - отца Леонарда и перестала бояться уличного знакомства, не принятого среди аристократов. Это была именно та модель, которую так долго искал художник. После нескольких заслуженных комплементов, Леонардо выказал желание сделать с её лица эскизный набросок. Лиза не возражала, но требовалось согласие мужа - купца Франческо дель Джокондо и подсказала когда удобно нанести ему визит.

О нахождении Леонардо да Винчи во Флоренции от своих осведомителей узнаёт «Дама эпохи Возрождения» маркиза Гонзаго в девичестве де Эсте (1474-1532), сестра покойной жены узника Лош, экс-герцога Лодовико Сфорца (1452-1508). Она письменно напоминает художнику об обещании 3-летней давности написать её портрет. Просьба не ко времени, и Леонардо под благовидным предлогом отказывает. Изабелла «меняет пластинку» - она просит Леонардо написать для неё картину на библейскую тему с молодым Христом. Сейчас Леонардо действительно сильно занят выполнением заказа Синьории и думает только о Лизе - прототипе его Катерины.

С подачи Лизы Леонардо незамедлительно нанёс её мужу визит вежливости. Купцу Франческо дель Джокондо, наслышанному о звезде в мире искусства, импонировал приход и короткое (не шапочное) знакомство с Леонардо да Винчи, и он любезно принял гостя. Здесь же присутствовала и донна Лиза, которой галантный Леонардо изящно поклонился и выразил комплимент ей, а заодно и её мужу-счастливчику.

В дружеской светской беседе Леонардо, экспромтом обронил, что ему, как профессиональному художнику интересны черты лица жены хозяина. Будучи уверенный, что Лизин муж не разрешит многократные позирования супруги, Леонардо попросил разрешение на 2-3 сеанса у него в студиоло для выполнения на бумаге карандашом безобидного по грудного эскиза (этюда). Лиза не возражала. Муж дал разрешение на условиях, что первый сеанс позирования будет проходить в его недавно купленном новом доме на террасе с колоннами. Относительно дальнейшего использования эскизного наброска разговора между купцом и художником не было. Иными словами, купец ничего не заказывал художнику, а последний знал, что в дальнейшем использует эскиз для написания полноценного портрета для себя, но об этом, ни купцу, ни его жене не обмолвился. Прощаясь, мужчины раскланялись, по-своему довольные знакомством.

Исследователи пытались найти в архивах договор или какой-либо платёжный документ, подтверждающий заказной характер сделки, но не нашли. Их не было в принципе. Инициатором выполнения эскиза для написания женского портрета себе был Леонардо да Винчи. Он не удостоил это событие записью в своём дневнике.

Особо следует подчеркнуть, что Джулиано II Медичи (1479-1516) тоже не был заказчиком портрета Лизы Герардини, с которой в 1494 году находился в любовной связи. Он с 1495 года находился в изгнании в Урбино (180км) и появится во Флоренции только в сентябре 1512 года.

В назначенный день Лиза в качестве модели с удовольствием отсидела 2 часа у себя дома в кресле на балконе с колоннами. Увидев первый приличный достоверный набросок на бумаге лица жены, купец дал разрешение на 2 сеанса в студиоло художника, предварительно уточнив адрес. Местонахождение мастерской в монастыре рядом с известной часовней устраивало купца. Лизе льстила роль натурщицы. «Пожалуйста, любуйтесь, меня не убудет»,- так примерно рассуждала донна Лиза. О том, что Леонардо смотрит на неё, а думает о Катерине и совмещает черты лица матери с чертами лица натурщицы, последняя не догадывалась.

В следующий раз Леонардо встретил Лизу на выходе из часовни и привёл к себе в студию в монастыре. Лиза вошла во всём блеске своего аристократического обличия. Но Леонардо попросил её снять с себя все ювелирные украшения, обручальное кольцо и разобрать искусно уложенные по моде coazone волосы. Леонардо надо было, чтобы Лиза выглядела по-проще, какой в его памяти сохранилась Катерина. Просьбу художника Лиза выполнила со сдержанным недоумением. Некоторые авторы считают, что позирование с участием музыкантов и клоунов историк Джорджо Вазари выдумал. Но в ситуации, когда Леонардо надо было воссоздать некоторое подобие Катерины, а не портрет Лизы с фотографической точностью, то такой расслабляющий антураж, в принципе мог иметь место. Главное, чтобы натурщица выглядела весёлой.

Итак, в октябре 1503 года Леонардо за первый сеанс в доме купца сделал на бумаге пробную зарисовку головы Лизы дель Джокондо, а за второй сеанс в своей мастерской довёл рисунок до наброска портрета по пояс на картоне.

Во время третьего сеанса работы над эскизом в мастерскую зашёл муж Лизы. Он опешил, увидев свою жену с видом простолюдинки в чужой одежде, под вуалью черного цвета – символ беременности, а больше вдовства. Не проявив интереса к начинаниям художника, муж приказал Лизе одеваться и отвёз её домой. Больше Лиза до 1505 года легально художнику не позировала. Нелегально по пути в часовню или обратно может быть и заглядывала по старой дружбе в stuliolo magistro. Мы не знаем.

Знающие люди, а может злые языки, говорят, что в отдельных случаях Леонардо приглашал в качестве натурщицы некую Кремону – девицу лёгкого поведения.

В законченном виде эскиз получил название «Монна Ванна» - часть имени Джованна, взятого из Сборника Данте Алигьери «Новая жизнь». На эскизе изображена молодая женщина (на наш взгляд с телосложением несколько мужеподобным) без одежды по пояс. Леонардо не предлагал Лизе оголять грудь, хотя там есть на что посмотреть. В ходе 2-3 сеансов позирования Леонардо написал лицо модели и её руки. А когда натуру забрал привередливый муж, художник дописал роскошную грудь. По мнению британского историка Мартина Кэмпа такая грудь символизирует и подчёркивает плодовитость женщины, в частности Катерины ди Мео Липпи, родившей 6 детей. Кроме этого женская грудь должна была опровергать мнение, что модель мужчина – любимый ученик Салаи.

Этот эскиз с функциями подготовительного материала для последующего написания картины маслом, можно было использовать при написании 2-3 портретов (что Леонардо и сделал в 1505 году при написании портрета «Джоконда»). Технология изготовления картины маслом с применением эскиза (картона, этюда, трафарета) была такой. Картон крепился на деревянную загрунтованную белилами панель, а затем по контуру изображения тонкой иглой делались проколы. Просыпавшая через отверстия угольная пыль обозначит контуры будущего изображения.

Агостино Веспутчи, помощник Флорентийского государственного деятеля Николо Макиавелли, видел в октябре 1503 года, что его друг Леонардо прорабатывает темы трёх картин, в том числе рисунок головы Лизы дель Джоконда и пометил латынью об этом на полях принадлежащего ему фолианта.

Учёный Роберт Манескалчи сообщил о найденных документах, подтверждающих встречи Лизы и Леонардо в монастыре. И на этом основании учёный сделал вывод, что Леонардо здесь начал писать портрет «Монна Лиза». Присутствие на сеансах модели определило название картины.

Художник Рафаэль Санти свидетельствует, что он видел в 1504 году почти готовый (без заднего фона) портрет Лизы Герардини в доселе не применяемой композиции (не в профиль, а в фас ¾). Рафаэль взял Know- haw себе на вооружение.

Венгерский историк искусства Шарль де Тольпай в 1951 году отметил: «…Леонардо работал над портретом «Монна Лиза» и как исследователь и как мыслитель, и как художник и поэт».

Леонардо взял искру божью души Катерины и перенёс её на портретное изображение жены купца Лизы.

Написанный на холсте портрет «Монна Лиза» не был закончен только в части фона. Французский биограф Леонардо да Винчи месье Серж Брамли отметил: «Фоном для картин Леонардо да Винчи служат личные пейзажи Леонардо». В 8-12 лет Леонардо, живя в Винчи у деда Антонио, часто ходил к Катерине в селение Кампо-Зеппи, расположенное на местности с оранжево-серыми холмами и обрывами, называемыми i Calanchi. Так сложилось, что за 8 лет у Леонардо не нашлось времени съездить в родные места Тоскании с особым ландшафтом и дописать с натуры фон первого портрета «Монна Лиза». Он ждал оказии.

Леонардо да Винчи эту свою картину не подписал, дату не поставил. Картина написана на холсте, хотя традиционно художник такие произведения исполнял на загрунтованных белилами деревянных досках (тополь, грецкий орех , дуб…). В дневниковых записях Леонардо не найдено ни единого упоминания об этой, (как и о второй Луврской «Джоконде») картине. Работая с первым портретом «Монна Лиза», Леонардо находился в творческом поиске.

Но вот что печально. Интернет засорён искажённой информацией: «19 сентября 1478 года Леонардо да Винчи завершил одну из самых главных своих произведений – «Мона Лиза». Где те продвинутые, которые могут с точность до одного дня определить дату завершения написания картины 500-летней давности ? Может кто заглянул за второй наклеенный холст? Нет! Но дело даже не в этом. На указанную дату основной и единственной модели-натурщицы Лизы Герардини не существовало. Люди, побойтесь Бога! Лиза родилась годом позже 15 июля 1479 года, а позировала, когда ей было 24 года в 1503 году.

- 5 -

Судьба портрета «Монна Лиза»


«Монна Лиза» в руках Салаи

Леонардо да Винчи перед бегством в 1500 году из Милана в Венецию через Мантую оставил часть личных вещей на сохранение у отца своего ученика Салаи, башмачника Пьеро ди Джованни, что подтверждают Chell and Sironi, 1992 . На этот раз в 1513 году, собираясь отбыть в Ватикан по приглашению гонфалоньера Святой Папской Церкви Джулиано II Медичи и не имея намерения возвращаться в Милан, Леонардо оставил портрет «Монна Лиза» (на холсте, с колоннами, без фона) на ответственное хранение у своего флорентийского друга Пьеро ди Браччо Мартелли.

С собой в Ватикан Леонардо взял три картины, в том числе законченную «Джоконду». Эти картины он тщательно упаковал и отправил багажом, а сам с четырьмя спутниками верхом на лошадях отправился в Рим 24 сентября 1513 года. Через месяц они предстали перед своим новым покровителем и работодателем - Джулиано II Медичи, братом Папы Римского Льва Х. Устроились хорошо во дворце Бельведеро. Но в вечном городе Риме, наводнённом конкурентами и стукачами, по прошествии двух лет моральная обстановка для Леонардо и его товарищей стала складываться неблагоприятно. Первым захандрил и даже запил Салаи. Ему 36 лет, пришло время вернуться на родину и обзавестись семьёй. Леонардо огорчён предстоящей разлукой, но вынужден согласиться. Он полностью рассчитывается деньгами с Салаи. Кроме этого, Леонардо назвал Салаи адрес друга-хранителя портрета «Монна Лиза» и распорядился взять портрет в подарок «за добрые и приятные услуги» в течение 25 лет с 10-летнего возраста. Возможно, Леонардо написал другу мессиру Пьеро ди Браччо Мартелли соответствующую записку. Переход права собственности на портрет от Леонардо к Салаи не оформлен. В духовном завещании Леонардо от 23 апреля 1518 (1519) года об этом ни слова. Но пишущая братия без основательно хором утверждает, что Леонардо завещал Салаи портрет « Монна Лиза».

В Милане Салаи приступает к строительству собственного дома на ½ площади виноградника, подаренном ему учителем, который в свою очередь получил его в собственность от миланского герцога. Вторая половина виноградника перейдет слуге Батиста де Велланис, согласно завещанию от 23 апреля 1518 г.

Помыкавшись на чужбине, вслед за Салаи осенью 1516 года в Милан возвращаются учитель Леонардо да Винчи, ученик Франческо Мелци и слуга Батиста де Велланис. При встрече Салаи с прибывшим в Милан Леонардо тема нахождения у Салаи портрета «Монна Лиза» не обсуждалась. Один отдал, второй принял и с плеч долой. Художнику достаточно портрета «Джоконда», которым он очень дорожит и не расстаётся ни днём, ни ночью. К тому же, Леонардо в том же составе торопится до снегопада покинуть Милан и выехать в Амбуаз (900 км через Альпы) по приглашению короля Франции Франциска I Валуа (1494-1547), которое Леонардо получил в Болоньи.

Надо полагать, что Салаи, начав строительство дома в 1517 году, через 6 лет его построил. 14 июля 1523 года 43-летний Салаи женится на девице Калдироли Бьянке де Анноно. Неизвестно чем не угодила молодая жена, но Салаи в своём духовном завещании всё своё имущество, включая портрет «Монна Лиза», завещает двум сёстрам. Возможно для того, чтобы у них были средства для приданого, имеющего существенное значение при замужестве. При составлении списка завещаемых предметов, Салаи назвал портрет полным итальянским именем: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo, а нотариус для краткости записал Giocondo. В действительности это был оригинальный портрет «Монна Лиза», выполненный Леонардо да Винчи на холсте размером 84,5см х 64,5 см против его же «Джоконды», написанной позже на деревянном планшете размером 76,8 см х53 см. На основании необъективной записи нотариуса многие стали вещать: «Лиза» это «Джоконда» «подтверждено документально в 1525 году». На самом деле «Джоконда» со 2 мая 1519 года находится в Фонтенбло в «бане» короля Франциска 1 Валуа. «Баней» называлось помещение, где не только занимались любовными играми, но и принимались послы других государств.

Через 6 медовых месяцев 19 января 1524 года Салаи скончался от полученных ран. Называют много причин: драка, дуэль…застрелен из ружья, арбалета. Мы не исключаем заказное убийство. Что заставило Салаи написать завещание в 43 года? Рановато вроде бы. Наше воображение рисует ответ. О том, что у Салаи находится очень дорогой портрет «Монна Лиза» кисти прославленного Леонардо да Винчи знали многие. «Шила в мешке не утаишь». Например, историк Джорджо Вазари видел в доме Салаи портрет «Монна Лиза» с колоннами, с бровями, с ресницами и сочно отозвался об этом портрете в своих «Жизнеописаниях…». Многие, не разобравшись какой именно портрет описывает Вазари, стали язвить по поводу несоответствия описания Вазари Луврской «Джоконде». Конечно, Вазари не безупречный исторический источник. Но в данном случае мы уверены, что славный Джорджо Вазари дал точное описание не Луврского портрета «Джоконда», созданного в 1505-1513 году. Родившемуся в 1511 году Вазари тогда было 2 года. Однозначно Вазари добросовестно и объективно описал увиденный в доме Салаи первый портрет «Монна Лиза», созданный в 1503-1505 году. Таким образом, упрекать его в некорректности - нет основания. Электорат зациклился на одном Луврском портрете, а их у Леонардо да Винчи два.

Салаи выпивал. Его посещали друзья-товарищи. Произошла утечка информации, что Салаи хранит «жар-птицу». Затем заинтересованные лица внесли предложение продать им портрет за небольшие деньги. Салаи отказывается - картина дорога ему как память о Леонардо да Винчи, кроме того он знает истинную цену шедевру. В 1517-1519 годах он продал несколько картин, своих и учителя, в королевский замок Блуа за хорошие деньги и истратил на строительство дома.

Салаи реально чувствует угрозу своей жизни и составляет завещание. Настырные арт-дилеры барыги убирают несговорчивого Салаи и после его смерти переключаются на сестёр.

Через полгода после насильственной смерти Салаи нотариус выдал сёстрам свидетельство о праве на владение унаследованным имуществом, включая по бумагам картину «Джоконда», а по сути – портрет «Монна Лиза». Барыги «не мытьём, так катаньем» дожали сестёр, и они продали им ценную вещь за бесценок.

--6 -

Предположение


У кого после сестёр Салаи портрет «Монна Лиза» находился в Италии 270 лет сказать трудно. Но доподлинно известно, что этот портрет всплыл в 1913 году в Лондоне перед возвратом 4 января 1914 года украденного в Лувре 21 августа 1911 года портрета «Джоконда».

Это сразу обращает на себя внимание и наводит на мысль, а не участвовала ли «Монна Лиза» в изготовлении дубликатов «Джоконды» в преступных корыстных целях? Для мошенников написать копию с оригинала не проблема, а для создания правдоподобного кракелюра (естественные трещины лака на верхнем слое портрета) нужно время.

Можно предположить, что организатору аферы аргентинцу Эдуардо Вольфьерно, назвавшему себя маркизом, стало известно о нахождении у аристократической семьи в графстве Самерсет, Англия, портрета «Монна Лиза» - близнеца «Джоконды». Самозваный маркиз мог взять у владельцев под залог на время картину «Монна Лиза» и организовать изготовление десятка копий. Далее, когда фальшивки будут готовы и их можно будет предлагать теневым коллекционерам, выдавая каждую за похищенную 21 августа 1911 года из Лувра «Джоконду», «маркиз» даст задание итальянцу Винченцо Перуджа с подельником украсть из парижского музея именно «Джоконду», как эталона. Затем следует пиар-кампания, входе которой, тайно сбываются подделки, выдаваемые за украденный из Лувра портрет «Джононда». А покупатели фальшивок после обнародования аферы вынуждены молчать.


«Монна Лиза» за границей


После продажи сестрами Салаи в 1525 году картина «Монна Лиза» 270 лет находилась в Италии, у одного или нескольких владельцев. В 1725 году прошел слух о планируемом в апреле 1796 года Наполеоном Бонапартом похода против Италии. Вторжение агрессора на чужую территорию всегда сопровождается грабежом и захватом ценностей. Опасаясь экспроприации портрета «Монна Лиза» кисти великого Леонардо да Винчи, итальянский владелец продает его путешествующему по Италии англичанину. Так «Монна Лиза» в 1796 году пересекла Ла-Манш и поселилась в доме аристократов в графстве Сомерсет на реке Эйвон в Англии на 117 лет.

В статье BBC News «Страсти по «Моне Лизе» …» от 21.10.2019 написано: «В 1913году страстный любитель живописи Хью Блэйкер в одной из усадеб английского городка Сомерсет увидел портрет «Монна Лиза», а затем приобрел его у владельцев – аристократов, хранивших это произведение около 100 лет». По нашему мнению, арт-дилер мистер Хью не мог зайти, как к себе домой в усадьбу английских аристократов. Считаем, что им кто-то руководил или кто-то навел на этот дом и именно тогда, когда украденная 21 августа 1911 года в парижском Лувре «Джоконда» еще не была найдена.

Другие авторы обходят этот острый момент сообщением, что Хью Блэйкер купил картину на вещевом рынке города Бас за несколько гиней. Третьи выдумывают, что Хью нашел портрет в заброшенном доме в пригороде Лондона. В общем, пишут, «кто во что гаразд».

Во всех случаях Хью Блэйкер имел в Лондоне в районе ISLEWORTH художественную студию, где в окне и выставил покупку для обозрения. С этого момента картина стала называться Айслвортская «Монна Лиза».

Хью Блэйкер и его отчим Джон Эйр проведя небольшие предварительные изыскания, написали и обнародовали монографию, где сказали, Леонардо да Винчи одновременно работал над созданием двух портретов и что имеющийся у них портрет был закончен раньше.

Выставленный в окне студии портрет заинтересовал британского искусствоведа и коллекционера Генри Ф. Пулитцера. Он выкупил у Хью эту картину и повесил ее над камином в своей лондонской квартире, где она провисела 60 лет. В предисловии к своей книге, вышедшей в свет в 1966 году, Генри Пулитцер написал: «Чтобы купить картину пришлось продать дом со всем имуществом». Мистер Хью хорошо «наварил». Пулитцер в живописи разбирался. Он правильно оценил, что эта «Монна Лиза» является оригинальным портретом Лизы Герардини, написанном ранее, чем луврская «Джоконда». Пулитцер истратил много денег, чтобы получить квалифицированное экспертное заключение, подтверждающее, что эта работа принадлежит кисти Леонардо да Винчи. Эксперты ободрали его как липку, но требуемого заключения не дали. Будучи стесненный в средствах, Пулитцер продает в 1964 году 1/4 часть прав на владение картиной своему бизнес-партнеру Леланду Гилберту за 4000 фунтов стерлингов. Со смертью Пулитцера в 1979 году картина физически целиком перешла по упрощенной схеме к его бизнес-партнеру Елизабете Майер, а юридически – только на 3/4 прав на владение картиной. Так выгоднее – один продавец, одна неделимая вещь. Ключ от банковской ячейки, где хранился портрет «Монна Лиза», был у Елизабет 29 лет. После смерти Э. Майер в 2008 году картиной каким-то образом завладел международный консорциум, который предпочел находиться в тени. Но утечка информации была. После смерти законного собственника ¼ прав на владение картиной – Леландо Гилберта – его наследники Эндрю Гилберт с женой Карен подняли документы 1964 года и стали претендовать на эту часть наследства. 25 % оценочной стоимости картины – это десятки миллионов фунтов стерлингов. На халяву!.. Но «человек предполагает, а Бог располагает», в особенности, когда у претендентов на богатство кроме договора, заключенного отцом, и собственного желания разбогатеть – ничего больше не имеется.

В 2010 году в Цурихе создаётся некоммерческая организация под названием «Фонд Монны Лизы» для определения автора Айслвортской «Монна Лиза» и решения иных вопросов, с этим связанных. По словам вице президента Дэвида Фельдмана, Фонду не принадлежит доля в картине. Его задачи: быстро и объективно исследовать факты. После длительного хранения картины в банке, Фонд 27 сентября 2012 года показал её публике на пресс-конференции в Женеве. По мнению Фонда- это ранний портрет Лизы Герардини, выполненный Леонардо да Винчи до написания луврской «Джоконды». Сотрудники Фонда представили результаты последних исследований и убедительные аргументы по теме.

Обстановка не благоприятная – десятилетия среди исследователей-искусствоведов и профильных экспертов в вопросе определения авторства данного портрета и времени написания имеется раскол.

Мартин Кэмп, один из выдающихся специалистов творчества гениального Леонардо да Винчи, почетный профессор истории искусств в Оксфордском университете, не видя картину, считает, что данные, представленные Фондом «Монна Лиза» не убеждают в авторстве Леонардо, а только допускают такую возможность. Сказать прямо о причастности да Винчи к картине – «он, не он» - этот светила не торопится. Он сказал: «Если мне привезут картину, я её посмотрю». Мистер Кемп считает, что существует только один портрет и это луврская «Джоконда».

Немецкий искусствовед Франк Цольнер считает : « Нет оснований утверждать, что это работа Леонардо да Винчи, поскольку написана на холсте, а не на деревянном планшете». А мы- то знаем, что Леонардо было свойственно экспериментировать, кроме того, он писал это произведение лично для себя, чтобы было удобно носить с собой.

Британский учёный Люк Сайсон готов выразить своё отношение к картине, но его не приглашают. Так он сказал.

Искусствовед и коллекционер Джон Р. Эйр считает « лицо и руки написал Леонардо да Винчи, а фон выполнил другой человек». К этому вполне мог приложить руку Салаи.

Историк искусства Джованни Ломаццо в своём трактате «Trattato dell arte della Puttura Scultura ed Archittura», 1584 год и Генри Ф. Пулитцер в книге «Where is the Mona Lisa?», 1966 год утверждают, что «Монна Лиза» и «Джоконда» «не были синонимами и речь шла о двух разных картинах». Мы сторонники такого мнения.

. Профессор Жан-Пьер Исбоутс из Калифорнийского университета, приглашенный в качестве эксперта Фондом «Монна Лиза» в Швейцарию, сказал: «… через пять минут я убедился, что это работа Леонардо».

Некоторые обращают внимание на отлично сохранившийся портрет и не дают ему возраст 500 лет. Они считают, что портрет написан позже, а значит - не Леонардо да Винчи.

Непонятно почему французский искусствовед Паскаль Котт, способный с помощью своего запатентованного уникального фотосканера обследовать слои краски, не заинтересовался, что может быть изображено между наклеенными холстами. А вдруг там имеется какая-нибудь полезная информация!? До сих пор неизвестно, кто и для чего склеил два холста.

Фонду «Монна Лиза» предстоит большая работа, чтобы добиться поддержки тех людей, чьё мнение действительно имеет значение. А это не дешёвое удовольствие. Имеющегося у Фонда капитала пока не достаточно, чтобы оплатить группе мировых экспертов за авторитетное неоспоримое заключение, подтверждающее авторство Леонардо до Винчи портрета Айслвортской «Монна Лиза», предшественника Луврской «Джоконды». В конце концов, международная ассоциация владельцев решит как скоро им это нужно.

Очень важно, что Фонд установил и назвал юридический адрес владельцев вышеупомянутого портрета. Это кампания Mona Lisa Inc, зарегистрирована в оффшорной зоне на коралловом рифе Анквилла в Карибском море.

Зная юридический адрес ответчика и при поддержке кампании Art Recovery International, возглавляемой Кристофером Маринелло, Эндрю Гилберт с супругой Карен подали в Италии судебный иск против консорциума. Есть вероятность, что итальянский суд согласится с законным правом истцов на ¼ цены портрета. Вторым шагом будет подтверждение авторства Леонардо да Винчи. Третьим шагом будет определение рыночной цены картины и выплата консорциумом чете Гилбертов 25%. Пожелаем им удачи.

Портрет Айслвортской «Монна Лиза» консорциум хранит в швейцарском банке в Цюрихе, а не «во Флоренции, представленный на обозрение широкой публике», как сказано в статье BBC News «Страсти по «Моне Лизе» …» от 21.10.2019. Там на него суд мог наложить арест для обеспечения исковых требований.

Профессор Джон Асмус из Калифорнийского университета провел серию научных исследований, получивших экспертную оценку и выяснил, что с вероятностью 99% лицо на обеих картинах (Айслвортская «Монна Лиза» и Луврская «Джоконда») написал один и тот же человек.

По логике, если принять на веру, что «Джоконду» написал Леонардо да Винчи, значит согласиться с тем, что Айслвортскую «Монна Лиза» тоже написал он. Если отрицать авторство Леонардо да Винчи Айслвортской «Монна Лиза», значит не признавать Луврскую «Джоконду». Аксиома!

Консорциум, заведомо зная, что портрет создан Леонардом да Винчи, похоже не торопится срочно получить не дешёвое официальное экспертное заключение, за которым последует выплата чете Гилбертов N-суммы денег. По этой причине намеченный показ Айслвортской «Монна Лиза» на выставке «Лувр в пустыне» в Абу-Даби в запланированное время не состоялся. В тоже время какая-то «Новая Монна Лиза» путешествует по странам Азии. Там другой менталитет.

Полагаем, что с участием сеньора Кристофера Маринелло из кампании Art Recovery International, все пазлы сложатся.

Главное, существование раннего (1503-1505) портрета «Монна Лиза», по нашему мнению, неопровержимо доказано.

На этом конец первой главы. Продолжение следует


Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru Валерия Алтуфьева.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 20.03.2021 в 16:00
Прочитано 945 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!