Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

полные версии создания Леонардо да Винчи картин "Монна Лиза" , "Джоконда", "Неизвестная донна, написанная по желанию Джулиано 2 Медичи"

Добавить в избранное

- 7 -

ГЛАВА 2 . ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СОЗДАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПОРТРЕТА «ДЖОКОНДА», с комментариями


Раздел 1 Леонардо да Винчи во Флоренции 1505-1506 гг


Наименование портрета


Историк искусства Джованни Ломаццо в своём трактате «Trattato dell arte della Puttura Scultura ed Archittura», 1584 год и Генри Ф. Пулитцер в книге «Where is the Mona Lisa?», 1966 год утверждают, что «Монна Лиза» и «Джоконда» «не были синонимами и речь шла о двух разных картинах». Такого же мнения и профессор Жан-Пьер Избутс из Калифорнийского университета, специалист по творчеству Леонардо да Винчи.

О создании портрета «Монна Лиза» читайте в предыдущей главе нашего Эссе.


А сейчас всё о втором портрете – «Джоконда».

Благородный дворянин Jouannes Franciscus Meltins hie scripsit- Франческо Мельци (1492-1570) появился в Миланской мастерской Леонардо да Винчи в соответствии с договорённостью на вилле Ваприо да Адда в начале 1506 года и больше не расставался с учителем до самой его смерти во Франции 2 мая 1519 года. Леонардо писал портрет донны Лизы Герардини, жены купца Франческо дель Джокондо (1464-1538) практически на глазах ученика

Франческо Мельци, по возвращению в 1534 году от герцога Феррары Альфонса 1 де Эсте в Милан, имел беседу с историком искусства Джорджо Вазари (1511-1574), которому сообщил: «В процессе написания картины в 1506-1513 году в Милане и позднее при нахождении её в 1516-1519 году в замке Ле-Клу, Амбуаз, Франция Леонардо да Винчи называл её «Джоконда» за улыбку и весёлый нрав, а не по фамилии. В след за ним его ученики также называли этот портрет «Джоконда».

Французский король Франциск 1 Валуа (1494-1547) в мае 1519 года принял из рук Мельци «осиротевший» портрет без названия, даты написания, фамилии автора и отвёз к себе в главную резиденцию Фонтенбло. Портрет нашёл своё место в «бане»- так называлось помещение для приёма королём именитых гостей. Улыбающаяся донна резко выделялась на фоне других портретов с постными физиономиями. В окружении короля её стали называть La Joconda - весёлая, легкомысленная женщина.

Работники Лувра после возвращения 4 января 1914 года украденного 21 августа 1911 года портрета, называют его между собой «Донна из Флоренции» или чаще - «Джоконда». Хотя на учёте в Лувре он значится « Pitratto di monna Lisa del Giocondo» инв. № 779.

Посетитель музея и зала с картинами по имени Алекс, в 2012 году выразил своё отношение к портрету в интернете: «Апофеоз - «Джоконда» за толстым стеклом, перед которым ещё канатики на стойках…».

Итальянский живописец Паоло Джованни Ломаццо (1538-1592), современник историка Вазари, в 1584 году отметил: «Леонардо да Винчи написал два портрета: «Монна Лиза» (1503-1506) и «Джоконда» ( 1505-1513 )».

Как сообщают Shell and Sironi, 1991: «Самые ранние документы, связанные с картиной, называемой «Ла Джоконда» или «Ла Джокунда» относится к 1525 году. Совпадение с фамилией натурщиц – случайное».

Люди называют второй портрет «Джоконда» и мы будем так его именовать.

- 8 -

Кандидатуры моделей-натурщиц для написания портрета «Джоконда»


Всем и всегда хотелось знать, кто позировал Леонардо да Винчи при написании портретов «Монна Лиза» и «Джоконда». К сожалению, точных данных кто, когда позировал Леонардо да Винчи при создании им портретов и картин, нет. Его работы не подписаны. Исследователи не нашли в дневниковых записях Леонардо упоминания о намерении написать чей-либо портрет, выборе модели-натурщицы, начале и окончании конкретной живописной работы.

Нас коробит «гадание на кофейной гуще» кандидатуры, с которой писалась «Джоконда». Исследователи и пишущая братия выдвинули множество кандидатур на роль модели-натурщицы портрета «Джоконда», того, что сейчас в Лувре. В большинстве своём, названы только фамилии: Чечилия Галлерани, Констанция де Авалос, Пачифика Брандано, Изабелла Гуаланди, Бьянка Сфорца, Изабелла Арагонская, Дженевра Бенчи, Салаи и др. «Петух прокукарекал, а там, хоть не светай». Число предлагаемых «претенденток» с двух десятков могло быть сведено до минимума, если бы их протеже, не могущие изменить обстоятельства, поменяли бы угол зрения на эти обстоятельства. Мало назвать фамилии модели, руководствуясь только внешней схожестью. Для нас всегда останутся «бредом сивой кобылы» или «высосанными из пальца» кандидатуры моделей для написания портрета Лизы Герардини в образе Катерины в отсутствии сенсорных ( духовных, моральных, сердечных) начал. Должна существовать причинная связь и побудительный мотив, чтобы Леонардо, загруженный созданием огромной (115 кв.м) фрески для Синьории и бытовыми проблемами, энергично взялся писать портрет «Монна Лиза», а затем и «Джоконда». По отношению Леонардо да Винчи к портрету «Джоконда» видно, что Лиза была моделью, за которой скрывался близкий и любимый человек - мать Катерина. Портрет, который художник превратил в личную икону на всю оставшуюся жизнь.

Если это не Лиза Герардини в образе Катерины, то кто? Рассмотрим некоторые из них.

1. С большой натяжкой можно рассматривать предложенную кандидатуру Чечилии Галлерани (1473-1536), фаворитки правителя Герцогства Миланского Лодовико Сфорца (1452-1508), портрет которой был заказан придворному художнику Леонардо да Винчи сразу после ее появления при дворе в качестве фаворитки в 1489 году. Леонардо писал портрет не спеша и ему нравилось общение с красивой и не по годам образованной Чечилией. Между ними пробежала «Божья искра». Обнаружен черновик письма, начинающегося словами: «Несравненная донна Чечилия. Возлюбленная моя богиня. Прочитав твое нежнейшее…» , а также её письмо: «Мой Леонардо…» Иногда Чечилия незаметно проникала в дом Леонардо и оставляла на столе записки, в которых предупреждала о недовольстве герцога по отношению к придворному мастеру. Портрет Чечилии со зверьком, прикрывающим ей беременный живот, был завершен в конце 1490 года. Он получил название «Дама с горностаем», признан мировым шедевром (хранится в Кракове в Национальном музее). По этому поводу придворный поэт Бернардо Белллинчоне (1452-1492) сочинил сохранившийся до наших дней сонет XLV:

Природа, сердишься, завидуешь чему-то?

Да Винчи, что звезду земную написал,

Чечилию, чей взгляд прекрасно так блистал,

Что солнца лик сумел затмить он на минуту.

При всём этом, мы уверены, что 25 лет спустя Леонардо не понадобилось 40-летняя Чечилия в качестве модели для создаваемой картины.

2. Исследователь, руководитель итальянского Национального комитета по культурному наследию Сильвано Винчети обнаружил в библиотеке французского города Нант написанную зеркально записку Леонардо да Винчи, содержащую указание рассмотреть портрет «Джоконды» через увеличительное стекло.

Руководствуясь подсказкой, синьор Винчети с разрешения администрации Лувра, исследовал каждый квадратный миллиметр этой картины и обнаружил на портрете «Джоконда» цифры «149_». Художник не знал точно год рождения сына Чечилии Франческо Мельци и поэтому не написал последнюю цифру в этом портрете. В такой ситуации на портрете с Чечилией Галерани соседствует умный чуткий преданный любимый (не исключено, что его сын) Франческо, присутствие которого, кроме яви, чувственный Леонардо ощущает через эту дату. Со своей стороны Мельци выразил своё отношение к учителю в письме от 01 июля 1519 года к братьям да Винчи: «Он был для меня лучшим из отцов, он каждый день доказывал мне свою страстную горячую любовь…».

Кроме того, синьор Винчети нашёл на зрачках глаз, являющихся зеркалом души и средством передачи информации, микроскопические буквы SV и SL. После чего уверовал, что моделью-натурщиком художнику был его любимый ученик Салаи. Данную версию серьёзные учёные не поддерживают.

3. Мы определённо не разделяем мнение немецкой исследовательницы Майке Фогт-Люэрсен (Maike Vogt-Luerssen) в отношении следующей кандидатуры модели. Она после 17 лет изучения сведений о знаменитой картине да Винчи «Джоконда» пришла к выводу, что на ней изображена Изабелла Неаполитанская – Арагона (1470-1524). Уточняем, что она со 2 февраля 1489 г. являлась женой герцога Миланского Джана Галеаццо Сфорца, а 21 октября 1494 г. стала его вдовой. Сначала дядя умершего в 25 лет племянника – правитель Милана Лодовико Сфорца распорядился перевезти 24-летнюю вдову из дворца в Павии поближе к себе в замок Сфорца в Милане. Лодовико Моро не добился взаимности от молодой и красивой вдовы. Поэтому вскоре он отправил её жить в обветшалый дворец Корте Векьо, где располагалась мастерская Леонардо да Винчи. Здесь королевских кровей Изабелла и бастард Леонардо тесно общались 5 лет (1494-1499). Ходили слухи, что они состояли тайно в морганатическом браке и нажили пятерых детей. Сведений о связи этой пары в официальной хронике не обнаружено. Как считает фрау Фогт, Леонардо в пятилетний срок общения с Изабеллой мог написать её портрет в любом образе, в том числе и образе Катерины.

Но по нашему мнению, великий художник этого не делал. Он знал, что она уже позировала Джованни Антонио Бельтраффио (1466-1516), и тот написал её портрет в образе святой мученицы. Историки подтверждают, что Леонардо приступил к написанию портрета «Мона Лиза» в 1503 году. А Изабелла покинула Милан в 1499 году, т.е. на 4 года раньше курсом на родной Неаполь. Соответственно быть натурщицей для да Винчи физически она не могла. Леонардо же предпочитал писать портреты людей, видя их перед собой. Написать свою монну Лизу, глядя на портрет Изабеллы в образе святой мученицы кисти Джованни Антонио Бельтраффио, щепетильный гений не мог по этическим соображениям.

Итак, в 1499 году Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи расстались, в дальнейшем не встречались и не переписывались. Иными словами, «с глаз долой, и из сердца вон».

Как можно верить утверждению фрау Фогт, что Изабелла Арагонская, будучи в тайном морганатическом браке с 1497 года с Леонардо да Винчи, родила в 1502 году дочь Johanna |(1502-1575). Если доподленно известно, что сама Изабелла с двумя дочерьми от законного мужа герцога миланского Джана Галеацо Сфорца (1469-1494) родила дочерей Bona (1493-1557) и Ippolita Maria (1494-1501) и уехала с ними в Неаполь в конце 1499 года, а Леонардо уехал в Венецию через Мантую в январе 1500 года, и они больше не встречались.

Вывод: Оснований отождествлять Изабеллу Арагонскую с портретом «Джоконда» в образе Катерины, как личной иконы да Винчи, нет.

4. Следующий кандидат в модели – это «пострел, который всюду поспел», Джан Джакомо Капротти да Орено (1480-1524), прозванный за своё озорство «Салаино», «Салаи» - в смысле «чертёнок». Обладая смазливой внешностью и спортивным телосложением, он был моделью для написания многих картин и портретов Мастера. За него ратует любитель сенсаций вышеупомянутый Сильвано Винчети. 2 февраля 2011 года на пресс-конференции в Риме он прямо заявил: «Моделью для написания картины «Джоконда» был ученик художника по прозвищу Салаи». Истинные учёные такое утверждение раскритиковали, и назвали автора псевдо учёным.

5. Как поведал итальянский историк Джузеппе Босси в своей книге, изданной в 1982 году: «В отсутствии Лизы при написании в 1506-1513 гг. портрета «Джоконда» Леонардо мог пригласить к себе в студию в качестве модели проститутку по имени Кремона (Керманезе)».

6. По мнению писательницы Карлы Глории натурщицей была не Лиза Герардини, а Бьянка Джованна Сфорца. Это уже явный перебор! Бьянка - дочь Лодовико Моро и Бернардины де Коррадис родилась в 1482 году, умерла 22 ноября 1496 года. 14-летняя Бьянка определённо не могла быть в 1506 году, 10 лет после её смерти, моделью для Мастера при создании портрета «Джоконда».

7. Французский писатель Моррис Леже напрочь отрицает, что художнику позировала Лиза Герардини, в замужестве дель Джоконда. Он считает, что на портрете изображена любовница Джулиана 2-го Медичи (1479-1516) поэтесса Пачифика Брандано с чертами лица матери самого Леонардо до Винчи. И где это он видел черты лица Катерины, умершей в Милане в 1495 году в возрасте 68 лет? Что касается Пачифики, то она умерла при родах в 1511 году в Урбино, что в 350 км от Милана и где тогда находился великий художник.

8. Констанца де Авалос, герцогиня Франковилья, вдова Федерико дель Бальцо (1460-1541). Достаточно того, что к началу написания портрета «Джоконда» в 1505 году ей было 46 лет, чтобы её «снять с дистанции».

9. Изабелла Гуаланди. Неаполитанская куртизанка, вращающаяся в высшем свете, получившая прозвище «Благородная проститутка». Её хорошо знал по Неаполю секретарь кардинала Луиджи Арагонского дон Андреа де Беатис, но он не признал её ни в одной из показанных ему художником Леонардо своих картин.

10. Американский исследователь Лилиан Шварц придерживается мнения, что это автопортрет Леонардо да Винчи. Ничего удивительного – мать и сын были похожи друг на друга,

Обсуждать фамилии других особ, которых Леонардо да Винчи мог и не знать – значит «сотрясать воздух и тратить время».


- 9 -

По-нашему убеждению, серьёзный интерес для исследователей может представлять только модель-натурщица, отдающая часть себя образу Катерины, которую художник Леонардо любил всю свою жизнь, видел во сне, желал её, пронёс светлой памятью через всю свою жизнь. Такой стартовой моделью являлась Лиза Герардини, жена флорентийского негоцианта Франческо дель Джакондо, и только потому, что имела внешнее сходство с Катериной

.

Рождение и замужество Лизы Герардини

Историки подтвердили, что это не мифическая личность, а реально существовавшая донна Лиза Герардини, первый ребёнок фермера Антонмария ди Нолдо Герардини из аристократической семьи и Лукреции дель Каччио. Со слов историка Джузеппо Паланти Лиза родилась 15 июня 1479 года в доме на пересечении улиц Сгуацца и Маджио во Флоренции. Новости «Вокруг света» 24.04.2007 сообщили: « Во Флоренции нашли место, где стоял дом, в котором 15 июня 1479 года родилась Лиза Герардини». Это опровергает утверждение некоторых авторов, что Лиза роилась в Неаполе. В связи с повреждением дома в результате землетрясения, семья переезжает в арендуемый дом, расположенный рядом с улицей Бонфанти, где проживал нотариус сер Пьеро да Винчи, отец Леонардо. Рядом проживает дважды овдовевший купец Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, будущий муж Лизы.

Какое - то время Лиза жила у Мариотто Ручелаи, который приходился отцом умершей при родах второй жены отца Лизы, Катерины Ручелаи ( тесть отца Лизы).Здесь важно отметить, что род Ручелаи был богатым, влиятельным, а семья Мариотто находилась в хороших отношениях с семейство Медичей. Один из Ручелаи, Бернардо (1449-1514) был зятем правителя Флоренции Лорецо ди Медичи , прозванного Великолепным(1449-1514) и послом Флоренции в Милане.

Это приближает нас к знакомству 15-летней Лизы Герардини и 15-летнего Джулиано II Медичи, являющимся не братом (как пишут некоторые авторы), а младшим сыном правителя. Между подростками пробежала Божья искра. Их любовные отношения длились меньше года. В 1494 году Лоренцо Великолепный теряет власть в Республике и всё семейство Медичи подалось в бега. Местом изгнания Джулиано II было герцогство Урбино возле Адриатического моря в 180 км от Флоренции. Конечно, первая любовь к Лизе оставила след у любви обильного в последствии Джулиано II.

Старому Ручелаи было трудно уследить за шустрой не по годам Лизой и он быстренько, по дальше от греха, выдал её замуж за 30-летнего дважды вдовца Франческо дель Джокондо (1465- 1538), имеющему легальный бизнес – торговля шёлковыми тканями. Один известный грузин сказал : « Только жена Гай Юлия Цезаря Валерия была вне подозрений, но и за ней водились кое какие грешки». Мартин Кемп, почётный профессор истории искусств Оксфордского университета в книге Монна Лиза: люди и животные», написанной в соавторстве с экономистом и искусствоведом Джузеппе Паланти сообщил: « Муж Лизы Герардини Франческо дель Джоконда не был благородным Флорентийским продавцом шёлка, а был ловким дельцом, торговавшим сахаром с Мадейры, кожей из Ирландии, недвижимость и рабами». Со слов Паланти в доме купца служанками были рабыни.

Ручелаи, выдав замуж Лизу, передал ей на воспитание своего внука Бартоломео, оставшегося сиротой после смерти его матери Катерины при родах. Он был Лизе братом. Воспитывать малыша и рожать своих детей от мужа Лизе понравилось. В период с 1496 года по 1507 год Лиза родила мужу пятерых детей: Пьетро, Камилу, Андреа, Джокондо, Мариетту.

Успешная коммерция Франческо дель Джокондо дала ему возможность купить новый дом на улице дела Стуфа, не далеко от дома , где проживал Леонардо да Винчи. Сама судьба сводила этих людей.

29 января 1537 года Франческо дель Джокондо в присутствии нотариуса сера Пьеро да Винчи составил завещание. В нём он отметил с лучшей стороны жену Лизу, включая её верность, вернул ей приданое, драгоценности и пожелал, чтобы она после его смерти провела остаток своих дней в Монастыре Святой Урсулы, где настоятельницей была их дочь Мариэтта. Наверняка купец определил туда дочь, чтобы не тратиться на её приданое. Купец умер на следующий год. Ему было 78 лет. Его похоронили в семейном склепе. А через 4 года 15 июля 1542 года умерла Лиза, но её похоронили не рядом с покойным мужем, а под алтарём церкви монастыря Святой Урсулы. Но почему Франческо дел Джоконда не пожелал, чтобы верная ему жена покоилась рядом с ним и умершими детьми? Может потому, что он женился не на девушке, а на женщине, любовнице отпрыска Медичи? И это где-то задевало его самолюбие. Поэтому он и отправил вдову в монастырь замаливать грехи юности.


- 10 -

Написание портрета «Джоконда» или Катерина- муза Леонардо да Винчи


Историк Джорджо Вазари (1511- 1574) в «Жизнеописаниях…» своеобразно сформулировал фразу: « Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконда портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись 4 года, оставил его недовершённым». Ключ к пониманию сказанного лежит в слове «взялся». Были бы категории «заказчик» и « «исполнитель», синьор Вазари так бы и написал.

А здесь окончание «ся» говорит о том, что это не традиционный случай. Всё дело в том, что в отношениях купца с художником на этот раз инициатива исходила не от заказчика, а от исполнителя - художника Леонардо да Винчи без заключения договора на выполнение работ/услуг. Что же заставило Леонардо «прогнуться» перед купцом, т.е. по собственной инициативе взяться за написание для купца портрета его жены?

Существует предположение, что отец Леонардо, сер Пьеро да Винчи сочувственно отнёсся к сыну, стеснённому в средствах. Не зная, что Леонардо в 1503 году уже контактировал с Франческо дель Джокондо по поводу написания для себя художественного наброска с лица его жены, отец намекнул купцу, с которым водил знакомство, что его новый купленный в 1503 году дом не плохо было бы украсить солидным портретом жены, исправно поставляющей ему наследников. И что таким художником мог бы быть Леонардо да Винчи, уже рядом работ подтвердивший своё, не превзойдённое мастерство. Купец обещал подумать.

А через несколько месяцев купец сделал художнику соответствующее предложение. Леонардо его отклонил. А узнав, откуда «дует ветер», разругался с отцом, добавив, что деньги купца ему не нужны. Возможно, Леонардо был зол на купца, не разрешившего своей жене продолжать позирование при написании портрета «Монна Лиза» в 1503 году.

9 июля 1504 года умер сер Пьеро да Винчи, отец 10 сыновей и 2 дочерей, в

возросте 78 лет. И хотя возраст был почтенный - многие покидали этот мир в 50-60 лет, Леонардо стал винить себя, что своим отказом купцу, повлекшим ссору с отцом, он ускорил кончину предка. Вот тогда-то 3 месяца спустя, чтобы реабилитировать себя перед покойным отцом, Леонардо сам пришёл к купцу и сообщил, что готов взяться за написание портрета его жены. Купец попросил тайм-аут, чтобы подумать. Купец явно был тугодум, поскольку не разразился ответом 3 месяца. Терзаемый изнутри, Леонардо, переломив свою гордыню, напомнил о себе. Ещё через пару месяцев купец согласился, чтобы Леонардо писал портрет Лизы для украшения их дома.

Чтобы заставить себя не тянуть с написанием портрета, Леонардо взял у купца аванс и этим «сжёг мосты». Исследователи не нашли ни договора на размещение заказа, ни расписки в получении аванса, ни упоминания о портрете в дневниковых записях художника.

Лизе уже 26 лет, она трижды родила и снова беременна. Потребовались свежий эскиз и проработка портрета. Не исключено, что Лиза несколько раз позировала Леонардо в его студии. На крайний случай у художника сохранился эскиз для портрета «Монна Лиза», и он мог им воспользоваться. При необходимости Леонардо мог ориентироваться на портрет «Монна Лиза», находившийся у него в незавершенном виде до 1516 года.

Дело за малым, осталось написать портрет, но спокойно творить во Флоренции художнику не даёт наместник французского короля Шарль де Амбуаз маркиз Шамон своими вызовами в Милан (280 км) заниматься архитектурными проектами и живописью для короля Людовика Х11. Кроме этого, Леонардо надо работать над созданием гробницы для прославленного кондотьера и преуспевающего маршала Франции миланца Джана Джакомо Тривульцио (1440-1518), внёсшего 100% предоплату в размере 4000 дукатов. Кроме всего прочего, Леонардо отвлекает судебная тяжба во Флоренции с кровными братьями по поводу дележа наследства по завещанию отца, умершего 9 июля 1504 года.

Таким образом, да Винчи вынужден был работать над портретом

«Джоконда» урывками во Флоренции, в Милане, на вилле Ваприо де Адда (35 км от Милана) в обществе обаятельного 15-летнего Франческо Мельци, в ожидании прибытия из Парижа в Милан короля Людовика ХII.

В 1506 году, будучи вызванным во Флоренцию гонфалоньером справедливости синьором Пьетро Содерини по вопросу выполнения заказа Синьории, Леонардо взял с собой ещё незавершённый портрет «Джоконда» на планшете из тополя размером 76,8 х 53 см (против портрета «Монна Лиза» 84,5 х 64,5 см, написанного на холсте), чтобы показать купцу Франческо дель Джокондо.

30 апреля 1506 года реакция купца на незавершённый портрет была неожиданной для Леонардо да Винчи. Тот возмутился чёрной вдовьей накидкой

на жене (он не собирался умирать), отсутствием обручального кольца и ювелирных украшений. Нет, он такой портрет не приемлет. В его кругу ему никто не позавидует и посчитают по отношению к жене скрягой. В общем, распылившись, купец отказался от портрета, от аванса и от услуг magestro.

Леонардо посчитал свой долг перед отцом выполненным. Он покинул дом купца без сожаления, а даже с радостью. Теперь у него развязаны руки. Отказ купца от портрета давал Леонардо возможность продолжить на своё усмотрение

писать Лизу в образе Катерины.

Художник хотел методом сфумато (плавный переход от света к тени) создать живое человеческое лицо. И так выполнить черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт внутренний мир человека, но не на распашку, а с тайнами и загадками.

Искусствоведы с большой долей уверенности говорят, что Леонардо в итоге изобразил не простую женщину, а Богоматерь; совместил образы живой Лизы и мёртвой Катерины.

1 мая 1509 года из Парижа в Милан прибыл король Франции и завоёванных земель итальянской Ломбардии - Людовик ХII (1462-1515) и сразу пожелал видеть Леонардо да Винчи. Король с восхищением воспринял показанные ему живописные работы и потребовал от Леонардо не заниматься ни чем, кроме живописи. Король благоволит к Леонардо. Возвращает ему конфискованные виноградники, подаренные в 1499 году герцогом Лодовико Сфорца (1452-1508) и

освобождает от налогов на воду. Король «мягко стелет, но жёстко спать» - Леонардо не любит писать картины (их у него всего полтора десятка), считая эту работу второстепенной, рутинной. Только «Джоконду» он продолжает совершенствовать без устали и с охотой. С поставленной перед собой задачей Леонардо да Винчи успешно справился. Об этом он сам сказал: «Мне удалось создать картину действительно божественную».

В доступных нам источниках мы не нашли точной и однозначной привязки портрета «Джоконда» к тому изображению, которое традиционно приписывают донне Лизе дель Джокондо.

После того, как в 2005 году доктор наук Армин Шлегер сообщил об обнаружении в библиотеке Гельденбергского университета (Германия) фолианта, на полях которого его владелец флорентийский чиновник Агостино Веспуччо сделал запись, что он в 1503 году видел, как Леонардо да Винчи прорабатывал темы трёх картин, в том числе рисунок головы Лизы дель Джоконды. Некоторым авторам этого было достаточно, чтобы «протрубить» : «Доказано, на портрете Лиза дель Джоконда в девичестве Герардини». Новости «Вокруг света» сделали запрос и 15.01.2008 получили ответ,суть которого: специалисты библиотеки Гельденбергского университета подтверждают предположение что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо.

Так всё же , кто изображён на портрете, именуемым «Джоконда»? Лиза, Катерина , иная особа или изменённое до не узнавания синтезированное лицо? Последнее слово за академическим сообществом, так считает искусствовед Уилл Галперти. Но академикам сказать нечего. До тех пор, пока археологи не найдут череп Лизы Герардини или его фрагменты, а антропологи не воссоздадут на компьютере изображение ( наподобие изображения египетского фараона Тутанхамона) и эксперты мирового масштаба путём сравнения воссозданного облика с изображением на портрете «Джоконда» не придут к однозначному выводу, что это одно и тоже лицо, нет оснований однозначно приписывать донну Лизу Герардини к хранящемуся в Лувре портрету «Джоконда».

Профессор антропологии Болонского университета Джорджо Группиони заявил: « Мы мечтали найти череп и воссоздать лицо. Однако нас ждала неудача. Ничего не поделаешь». Уточняем. В ходе раскопок под алтарём церкви монастыря Святой Урсулы во Флоренции в 2011-2013 годах археологи не нашли ни одного целого черепа. Все останки, более 100 захоронений, перемешаны неоднократными наводнениями. Воссоздание муляжа лица в наше время невозможно. Но антропологи готовы ждать от учёных технического прорыва, когда изображение можно будет воссоздать по мельчайшим фрагментам. Серьёзные исследователи считают, что в такой ситуации имя Лизы Герардини на портретах «Монна Лиза» и «Джоконда» пока следует считать условным. От себя заметим, если бы дело при благоприятных обстоятельствах дошло до сравнения компьютерного изображения лица с лицом на портрете, то не факт, что было бы подтверждено сходство. Потому, что Леонардо, создавая портрет безразличной ему Лизы, делал уклон на создание лика дорогой ему Катерины. А полученное компьютерным путём изображение лица Лизы однозначно не совпадёт с изображением лица Лиза/Катерина. Профессор политехнического университета Милана Пьетро Марании считает; «… Леонардр да Винчи действительно начал свою работу, как портрет Лизы Джерардини. Однако, за годы ( 1506-1513) он превратился в нечто другое, в идеализированный портрет». То есть, после отказа купца от портрета жены, Леонардо уже для себя несколько изменил портретное лицо Лизы, представив его в большей степени в образе Катерины. Такой исход должен был предвидеть руководитель Итальянского Национального комитета по историческому и культурному наследию Сильвано Винчети, инициировавший дорогостоящие раскопки.

По мнению искусствоведа Эндрю Грехем-Диксон, Лувр будет противиться любым отклонениям от основной версии по портрету «Джоконда», чтобы в глазах туристов не разрушать привычный стереотип. Хуже, когда отдельные исследователи формируют своё мнение (подстраиваются) с учётом устоявшегося мнения администрации Лувра, что это Лиза дель Джоконда в девичестве Галерани.

По нам пусть Лиза – не худший вариант. Нам важнее отзывы о портрете «Джоконда».

- 11 -

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги точать пирожник»


Известно, что Леонардо да Винчи в день приезда в Амбуаз не продал портрет «Джоконда» королю Франциску 1 Валуа, но пообещал. Обещанного, не пришлось ждать три года Со слов Франческо Мельци в момент смерти гения картина в раз потускнела. Согласно указанию учителя, Мельци передал портрет из рук в руки королю. Возможно, он и денег не взял, ибо оставался во Франции на 11 лет на полном пансионе короля, включая хорошую пенсию. Не за просто так король в 1520 году наградил его привилегией джентльмена Палаты ( как наши депутаты).

С неудовлетворением читаем статью Ю. Майбороды от11.12.2020, в которой он написал: «Франциск 1 выкупил «Джоконду» у наследников ученика ближайшего помощника Леонардо да Винчи, Салаи, получившего шедевр по завещанию самого мастера». В завещании да Винчи от 23 апреля 1518 (1519) года нет ни слова о завещании какой либо картины в пользу Салаи. Ни у Салаи, ни у его сестёр никогда не было «Джоконды». Был портрет «Монна Лиза». Если бы король купил этот портрет, то в Лувре прописалась бы «Монна Лиза» , а не «Джоконда».

В интернете в статье «Монна Лиза» от 23.10.2020 не корректно сформулирована фраза: «Лишь не задолго до смерти гения его ученик Франческо Мельци , которому «Мона Лиза» досталась по наследству, продал полотно королю Франции. Ну а потом холст был передан в Лувр». Уточняем . Не задолго до смерти завещателя вступить в наследство нельзя. Можно только после смерти через определённое время ( минимум 6 месяцев). Если портрет продан при жизни автора, тогда причём здесь наследство? Портрет, которым завладел король был написан на деревянном планшете , а не на холсте.

Kulturologia.ru в статье «Наполеон Бонапарт временно переименовал музей» написано: «После смерти художника в 1519 году король выкупил «Джоконду» у своего помощника». Что за помощник – продавец у короля – покупателя? Вроде бы Франческо Мельци не был штатным помощником Французского короля Франциска 1 Валуа. У королей нет помощников, а есть подданные.

Яндекс Дзен в статье «Похищение легендарной Моны Лизы» от 28.01.2019

Написано : « На самом деле картина «Джоконда» была вполне законно приобретена королём Франциском 1 у торговца после смерти Леонардо да Винчи в 1519 году. И кто был этот торговец? Благородный Франческо Мельци, передавший согласно воле учителя с поклоном королю портрет «Джоконда», торговцем априори не был.


- 12 -

Леонардо и «Джоконда» в Риме 1513-1516 гг.

В 1511 году умирает наместник французского короля в Милане Шарль ле Амбуаз маркиз де Шамон – друг и покровитель Леонардо да Винчи. С новым наместником такие отношения не сложились.

В 1512 году французский король Людовик ХП (1462-1515) вынужден вывести свои войска из Ломбардии из-за усиления наступательных действий со стороны коалиции Священного Союза. В оставленный французами Милан вошёл со швейцарским войском Максимилиан Сфорца (1493-1530), 8-ой герцог миланский.

Если в 1500 году Леонардо был вынужден спасться от французов, карающих тех, кто служил герцогу Милана Лодовико Сфорца, то теперь в 1512 году да Винчи стал бояться швейцарцев, которые преследовали тех, кто служил французам. Леонардо, не завершив конный памятник маршалу Франции Тривульцио, покидает Милан, где провёл в общей сложности 25 лет, и переезжает во Флоренцию, где 1 сентября 1512 года после 18 лет изгнания клан Медичи с помощью испанских войск вернул себе власть.

В 1513 году сын бывшего правителя Флоренции Лоренцо Великолепного (1449-1492) Джованни (1475-1521) после смерти Папы Юлия П становится Папой Римским под именем Льва Х. Это первый Папа из рода Медичи. Светскую власть над Флорентийской Республикой он передаёт своему младшему брату Джулиану П (1479-1516), которому жалует титул капитана-генерала Республики. Джулиано П, как государственный деятель, слаб, а в военном деле проявить себя не позволяет здоровье, он болен туберкулёзом. Но на любовном фронте 34-летний Правитель был в «своей тарелке». Джованни (Лев Х) на 4 года старше брата, и в политическом отношении - зрелее. Папа хочет видеть у руля Флоренции человека опытного, и он отзывает брата в Рим. В Ватикане Джулиано П занимает должность гонфалоньера Святой Папской Церкви. Братья знают толк в искусстве. Они покровительствуют художникам и ваятелям, и поэтому Рим при них стал притягивать к себе творческих людей.

Джулиано П приглашает к себе на службу уже прославившегося Леонардо да Винчи. Тот с удовольствием принимает приглашение и согласно его записи: «Я отправился в Рим из Милана 24 сентября 1513 года в обществе Франческо Мельци, Салаи, Лоренцо и Фанфойя верхом на лошадях». Личные вещи и картины: незавершённые «Святой Иоанн Креститель в молодости», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и завершенный портрет «Джоконда» на деревянном планшете, тщательно упакованные, Леонардо отправил в Рим багажом общим весом 200 кг.

Первую картину «Мона Лиза» с колоннами на холсте с недописанным фоном Леонардо в Рим не взял. Он её оставил во Флоренции на ответственное хранения у своего друга Пьеро ди Браччо Мартелли. Со смертью покровителя наместника короля Шарля де Амбуаз Леонардо принял решение в Милан больше не возвращаться. Потерю Шарля (умер в 1511 году) Леонардо воспринял близко к сердцу. Говорят, что да Винчи с 1510 года до мая 1519 года был великим магистром Ордена «Приорат Сиона», а Шарль де Амбуаз был активным членом этого Ордена.

Согласно записям Мастера кавалькада из 5 всадников, покрыв расстояние более 570 км с остановками у друзей, прибыла в Рим в начале ноября 1513 года.

Джулиано П Медичи принял творческую группу Леонардо очень радушно. Действуя во всём от имени своего старшего брата Папы Льва Х, он предоставил группе несколько комнат в комфортабельном дворце Бельведеро. Между Джулиано и Леонардо сложились хорошие взаимоотношения. Художник показал новому покровителю свою законченную в первом полугодии 1513 года картину маслом на деревянном планшете размером 76,8 х 53 см с изображением молодой флорентийки, назвав портрет «Джоконда». Джулиано П сразу признал в ней Лизу Герардини. По прошествии 18 лет портрет напомнил ему о первой любви 15-летних подростков в 1494 году. Он просит продать портрет в память о Лизе, а заодно украсить им свою картинную галерею с портретами любовниц, что в то время было модно.

Уточним, что этот портрет Джулиано П Медичи не заказывал Леонардо да Винчи. Находясь в 1494 году безвыездно в Милане на службе у герцога Лодовико Сфорца, Леонардо не знал о любовной связи флорентийских подростков, находящихся в 300 км от Милана. С 1494 году по 1513 год Леонардо и Джулиано не контактировали. Художник не желал расставаться со своим творением. Но в то же время 61-летний Леонардо в чужом городе нуждался в покровителе и боялся его потерять в случае отказа от продажи. С другой стороны да Винчи на первых порах нужны были деньги, чтобы кормить свою команду в 5 ртов. И Леонардо, скрепя сердцем, уступает картину «Джоконда» Джулиано П.

Итальянский писатель Бруно Нардини (1921-1990) в книге «Жизнь Леонардо» отметил, что Джулиано П купил у Леонардо улыбающуюся «Джоконду» не только, чтобы она грела его сердце, но и была примой в картинной галерее среди его пассий со скучными лицами. Улыбающаяся Мадонна – это просто находка!

- 13 -

Леонардо да Винчи в Ватикане


Гонфалоньер Святой Папской Церкви Джулиано П выкупленным у Леонардо да Винчи портретом «Джоконда» любовался почти 2 года, а перед своей женитьбой, намеченной на январь 1515 года, на 17-летней Фелиберте Савойской вернул портрет, считая, что его создатель лучше всех сохранит шедевр. Об этом сообщает писательница Леония Берег словами самого Леонардо в его «Трактате о живописи», страница 16: «И уже он принял участие в картине, которая представляла божественную вещь и которую купил на «любителя», чтобы иметь представление об этой божественности, чтобы целовать её без подозрения, но, в конце концов, сознание победило вздохи и похоти, и была сила удалить её из дома». «Трактат о живописи» автор писал с 1492 по 1510 гг. Франческо Мельци отредактировал его текст и издал в 1551 году. Оригинал хранится в Апостольской Ватиканской библиотеке, код 1270.

Вывод: у Джулиана П, имеющего на руках выкупленный у автора портрет Лизы, не было необходимости заказывать (как утверждают некоторые авторы статей) этому же художнику второй портрет, теперь уже 35-летней замужней многодетной Лизы делль Джоконда, к тому же не имеющей возможности позировать в Ватикане, находясь в 300 км от семейного очага.

Возвращая «Джоконду», покровитель не потребовал возврата уплаченных им за картину денег. Они пошли в зачёт за написанную «Леду», которую Джулиано подарил королю Франциску 1, кузену своей невесты, перед своей свадьбой.

Джулиано П Медичи, прозванный Великолепным, скончался 16 марта 1516 года в возрасте 37 лет в своём роскошном палаццо во Флоренции от болезни лёгких, а не был убит на поле брани, как написали некоторые авторы.

За время пребывания в Ватикане да Винчи дописал две привезенные незавершённые картины, написал картину «Леда», портрет «Неизвестной донны» по желанию Джулиана П, портрет Пачифики Брандана для сына Ипполита, а также написал картину для секретаря Папской канцелярии.

После возвращения картины «Джоконда» в конце 1514 года, в отсутствии покровителя Джулиано в связи со свадьбой, отъезда ученика Салаи из Ватикана в начале 1516 года в Милан и в силу сложившейся неблагоприятной обстановки, Леонардо да Винчи уже ничего не держало в Ватикане.


- 14 -

Знакомство Леонардо да Винчи с королем Франциском 1, 1515 год


Преемник французского короля Людовика ХП, умершего 1 января 1515 года, 20-летний амбициозный Франциск 1 Валуа (1494-1547), двоюродный брат короля Людовика ХП и Луизы Савойской, не захотел мириться с утратой в 1512 году итальянской Ломбардии. В первый же год своего правления молодой король собрал и возглавил 30-тысячное войско для возврата Милана. После битвы 13-14 сентября 1515 года Милан перешел под юрисдикцию Франции.

В Милане король ознакомился и был впечатлён росписью «Тайная вечеря» или «Последний ужин» в трапезной монастыря при доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Он захотел иметь этот шедевр у себя на родине. Поскольку вывести во Францию разрисованную стену оказалось технически невозможным, король Франциск 1 пожелал иметь при своём дворе автора этого гениального произведения.

В Болоньи (200 км от Милана и 300 км от Рима), куда Папа Лев Х прибыл вместе с Леонардо да Винчи договариваться о мире, король предложил великому художнику работу у себя в резиденции в Амбуазе, в 230 км от столицы Франции на юг. От условий, которые предложил французский король, Леонардо не мог отказаться. Король взяв слово, что Леонардо приедет к нему жить и работать, удалился во Францию. Но обстоятельства требовали возвращения обласканного королём художника в Рим.


Леонардо да Винчи и «Джоконда» в Амбуазе, Франция, 1516-1519


Выполняя данное королю Франции Франциску 1 обещание, Леонардо да Винчи, распродав и раздав ненужные вещи, отправился на постоянное место жительство в соседнюю страну с верным и любимым Франческо Мельци, слугой Баттиста де Велланис, взяв с собой 4 своих картины. Они выехали поздней осенью 1516 года. Путники торопились пересечь Альпы до того момента, как перевалы будут непроходимы из-за снега. Дорога дальняя – почти 950 км от Милана до Амбуаза. Но всё обошлось.

Встреча 22-летнего короля Франции Франциска 1 и 64-летнего Леонардо да Винчи в замке Амбуаз, расположенном примерно в 190 км на юг от Парижа, на берегах реки Луары, была чрезвычайно дружелюбной. Сюда поспешила и сестра короля Маргарита Наварская, которая также благоволила к Леонардо и поддержала идею проживания художника с командой во дворце Ле-Клу. Этот дворец король не дарил великому творцу, а предоставил возможность в нём жить и работать. Дворец находился в менее чем одном километре от замка Амбуаз. Они были связаны подземным ходом. В 1660 году дворец переименован в Кло-Люсе. С 1855 года им владеет семья Сен-Бри. В первый же день хозяин и гость заключили договор об условиях пребывания да Винчи с командой на новом месте. Леонардо получил от короля Франции официальный титул «Первый королевский художник, инженер и архитектор». Король предоставил гению возможность свободно жить, мыслить и творить, и за это еще через казначея Жана Сопена платил пенсию в размере 700 золотых экю в год. В архиве Амбуаза обнаружен расходный кассовый ордер, свидетельствующий о выдаче Леонардо по распоряжению короля пенсии за два года вперед. После высказанной благодарности, Леонардо да Винчи показал королю 4 привезенные из Милана картины: «Джоконда», «Святой Иоанн Креститель в молодости», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и портрет «Флорентийской донны, написанный в 1514 году в Риме с натуры по желанию гонфалоньера Святой Папской Церкви Джулиано П Медичи». О том, что это был портрет Изабеллы де Эсте Гонзаго, читайте в следующей главе.

Король был в восторге и изъявил желание купить одну из них. Несмотря на предложенные королём большие деньги, тогда сделка не состоялась. Но, похоже, художник оставил монарху надежду. Франциск 1 очень уважал Леонардо за его ум, такт и способности. Часто, желая пообщаться, король не вызывал его к себе в замок Амбуаз, а сам в сопровождении 2-3 слуг шел по подземному ходу в Ле-Клу и вёл долгие разговоры с много знающим мэтром.

За три года пребывания у Франциска 1 Леонардо да Винчи, будучи в возрасте, ничего практически не написал. Но по словам аббата Рожера , да Винчи написал портрет короля Франциска 1 и его супруги королевы Клод – это был компенсация за оказанный приём королевской четой. Местонахождение этих картин нам не известно. Но для режиссуры и проведения при дворе многочисленных празднеств многоопытного и изобретательного мастера привлекали постоянно. Кроме того, он подал идею об осушении заболоченной местности. Путешествуя по окрестностям, Леонардо посетил в 35 км от Амбуаза замок-тюрьму Лош. Он не мог не посетить последнее пристанище герцога миланского Лодовико Сфорца, прозванного Моро, своего первого покровителя, которому служил верой и правдой 18 лет. Там состоялась беседа со старым тюремщиком, который поведал о неудавшейся в 1506 году попытке узника Моро совершить побег. В побеге ему никто не помогал, просто, гуляя по внутренней территории замка после 6 лет заключения, Моро соблазнился стоящей без возницы телегой с соломой для узников и незаметно в ней спрятался, и также незаметно уже за пределами замка покинул телегу. Но в тот же день сторожевые собаки по следу настигли его. Людовик ХП, находившийся в королевском замке Блуа, в 73 км от Лош, пришёл в ярость. Он приказал «Содержать в глубине башни Мартеле, в тайне и под неусыпным наблюдением». Там экс-герцог Милана и умер 18 мая 1508 года по юлианскому календарю со слов тюремщика, согласно дневниковым записям Леонардо да Винчи.

- 15 -

Кардинальский визит в Амбуаз, Франция

Английский писатель Чарльз Диккенс в книге «Леонардо да Винчи. Загадки гения» стр. 175 обстоятельно осветил эту тему. Нам остаётся только прокомментировать и немного дополнить.

Кардинал, высшее после Папы Римского духовное лицо католической церкви, Луиджи де Арагона (1474-1519), принявший постриг в 1494 году в 20 лет, он внук короля Неаполя Ферранти 1 (1423-1494), а также кузен Изабеллы Арагонской, вдовы герцога Миланского Джана Галеаццо Сфорца. Известно о желании и попытках кардинала стать Папой Римским. Однако конклав в 1513 году избрал на эту должность синьора Джованни де Медичи, взявшего себе имя Лев Х.

Под предлогом безобидного путешествия по странам Европы, Луиджи Арагонский был намерен решить свои политические задачи. В апреле 1517 года кардинал со свитой в 40 всадников и с капелланом, секретарём Антонио де Беатисом выехал из Рима. В Рим он вернется 16 марта 1518 года, а через год уйдет в мир иной.

После встречи в городе Милбурге с правителем Нидерландов Карлосом У, кавалькада отправилась во Францию. 9 октября 1517 года кардинал был в городе Тур в 25 км от Амбуаз, где король Франциск ждал и готовил ему пышную встречу. В замке допоздна ублажали дорогого гостя. Пили в меру, что позволило королю и кардиналу с небольшой свитой посетить дворец Ле-Клу. Благодаря секретарю кардинала мы знаем точную дату этого визита к лучшему художнику того времени Леонардо да Винчи – 10 октября 1517 года. Согласно оригинальной трактовке секретаря, 65-летний Леонардо показал гостям три картины: «Флорентийская донна, писанная с натуры по желанию Джулиана ди Лоренцо де Медичи», «Святой Иоанн Креститель в молодости», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Все законченные и в высшей степени, превосходные.

Попытка секретаря узнать у художника, кто изображен на первой из трёх представленных на обозрение картин, не увенчалась успехом. Автор не мог из этических соображений раскрыть имя модели, поскольку донна являлась благородной маркизой Изабеллой де Эсте и находилась замужем за маркграфом Мантуи Франческо Гонзаго (1466-1519). Забегая вперёд, скажем, что эти три картины исчезли из Ле-Клу в 1518 году по время феерических празднований знаменательных дат: рождения сына короля, помолвка кузины короля, 3-летие победы в битве при Мариньяно и др. На одном из празднеств в массовке был замечен Салаи в женской одежде, но его выдали мускулистые мужские ноги. Изредка он приезжал из Милана в королевский замок Блуа и привозил на продажу картины, свои или умыкнутых у учителя. Писатели Shell and Sironi, 1992 упоминают документ, согласно которому мессир Салаи получил в королевском замке Блуа боле 6000 лир за «некие расписные доски». Если к трём пропавшим картинам причастен Салаи, то они у него не задержались- он их тут же продал представителю королевского дома. Поэтому шума не поднимали.

Местонахождение двух из трёх картин нам не известною. О судьбе портрета с не определённым в течении 500 лет именем, читайте в следующей главе.

После светской беседы возле трёх показанных картин в мастерской на нижнем этаже дворца Ле-Клу, гости помолились в домашней часовенке, вкусили, что Бог послал через служанку Матурину и в сопровождении хозяина поднялись в просторное помещение этажом выше. Здесь на комоде стоял портрет «Джоконда». Через год, когда Леонардо больше лежал и вставал только с помощью Мельци, портрет перевесили на стену поближе к кровати гения.

Гости восхитились портретом «Джоконда». Всех очаровала улыбка молодой женщины. Секретарь кардинала, ведший дневник, спросил: «Кто это?». Поскольку Лиза Герардини и её муж Франческр дель Джокондо были ещё живы, Леонардо , написавший портрет без их ведома, не мог ответить прямо, а ответил уклончиво: «Донна из Флоренции». Это была личная картина прославленного гения. Леонардо слегка касался изображения сухой мягкой кистью. Он вёл диалог, но не с Лизой, а с той особой, которую он создал в образе Лизы.

Это была его икона, где место Божьей матери заняла земная женщина по имени Катерина. Он вёл диалог и в глазах Лизы читал ответ от той другой.


- 16 -

Леонардо не стало, а память о нём живёт

Как сказал Мельци при встрече с Вазари , Учитель из последних сил поднялся, стоя, как подобает истинному католику, причастился (исповедался) и вскоре скончался. Есть мнение, что модель два в одном оказалась биовампиром. Многолетняя работа по созданию портрета и виртуальное общение с матерью не прошли для здоровья гения бесследно. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года в присутствии Мельци и на глазах портретной Лизы в образе Катерины. Ему было 67 лет. Со слов Мельци: « В мгновение его ухода из жизни, факт тяжёлой утраты изменил взгляд Лизы. Картина как бы померкла, чего не случилось с таким же портретом кисти Франческо Мельци. ( Картину Мельци «Монна Лиза» продал его сын и она оказалась в Испании в Мадридском музее Прадо ),

По вопросу присутствовал или нет король при кончине гения, во Франции и Германии проводились учёные диспуты. К единому мнению знатоки не пришли.

Несколько странно, что в диктате воли Леонардо не изъявил желание быть похороненным на родине в местечке Винчи или во Флоренции. Леонардо да Винчи боялся, что его закопают в могилу в бессознательном состоянии, но живого. Поэтому при жизни распорядился, чтобы его похоронили через 3 месяца после смерти. Сначала он упокоился в церкви Святого Флорентина в Амбуазе. Позднее его останки перезахоранивали из боязни , что фюрер Адольф Гитлер исполнит данное в 1937 году обещание своему другу дуче Бенито Муссолини передать останки гения в Италию.

Во Флоренции в базилике Санта-Кроче похоронены великие люди Тоскани. Там

не хватает Леонардо да Винчи. Но Франция никогда не выдаст останки Италии

Отзывы на портрет «Джоконда»

После того, как 2 мая 1519 года из рук душеприказчика Франциско Мельцы «Джоконда» перешла к королю Франциско 1 Валуа, она 274 года «гостила» во дворцах Фонтенбло, Версаль, Тюильри, а 10 августа 1793 года прописалась временно в Лувре. С 1800 года по 1804 год она находилась в резиденции Наполеона 1 Бонапарта(1769-1821), а потом вернулась в Лувр. Пол века « Джоконда» в салоне Каре в Лувре не выделялась среди подобных ей произведений. По ней скользили глазами посетители, никто не оглядывался , чтобы посмотреть повторно.

Первый, кто придумал ей загадочную улыбку, был французский писатель романист Теофил Готье. Он в 1855 году обнародовал свой панегирик : « Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо…опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». «Лёд тронулся»,- как сказал бы О.Бендер. Прозрел сонм мастеров пера.

Пьер Корле : «Джоконда_личность замкнутая в себе, оставляющая другим возможность созерцать лишь блеск её».

По мнению одних : «Её улыбка завораживает».

Другие вторят: «У неё улыбка столь приятная, что кажется, будто

бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо».

Говорят: « Её улыбка хитровато – ироническая. «Джоконда» улыбается не всем, а только хорошим людям. В дни, когда мало народа или вовсе нет посетителей, её краски тускнеют и картина блекнет».

Нидерландские исследователи в 2015 году задействовали специальную компьютерную программу и выяснили, какие эмоции у лица «Джоконды»: счастья-83%, отвращения-9%, радости- 6%, злости-2% (условно).

Датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил «Джоконде» диагноз: «Врождённый паралич лица. Ассиметрическая улыбка, говорит об отклонениях в психике, вплоть до идиотии».

Есть и такие: « Улыбка «Джоконды» отталкивающая,тревожная, неприятная и даже «бесовская». Модель портрета-биовампир.

Редко, но метко: « Ничего особенного, Баба и баба»

Абрам Эфрос: « Музейный сторож со времени возвращения в Лувр картины «Джоконда» 4 января 1914 года сторожит не портрет супруги Франческо дель Джоконда, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим голым, утёсистым пространством, за его спиной».

И т.п

Две последние части этой 2-ой главы следуют. За ними 3-я глава-сенсационная о портрете с донной, имя которой было тайной 500 лет


Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru Валерия Алтуфьева

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 20.03.2021 в 16:18
Прочитано 23 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!