Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

ГЛАВА 3 полные версии создания Леонардо да Винчи картин "Монна Лиза" , "Джоконда", "Неизвестная донна, написанная по желанию Джулиано 2 Медичи"

Добавить в избранное

- 21 -

ГЛАВА 3 ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СОЗДАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ КАРТИНЫ «НЕИЗВЕСТНАЯ ДОННА, НАПИСАННАЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ДЖУЛИАНА II МЕДИЧИ»

В этой главе мы установим и назовём имя донны, пребывавшей 500 лет инкогнито на одном из портретов кисти Леонардо да Винчи.

Повторно процитируем исходный неопровержимый документ- дневниковую запись дона Антонио де Беатиса, секретаря кардинала Луиджи де Арагона: « 10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одном из отдалённых частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более 70 лет- самого лучшего художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с флорентийской донной, писанной с натуры по желанию Джулиано II ди Лоренсо ди Медичи (для краткости назовём её донна Х) , другую – Святой Иоанн Креститель в молодости и третью – Святая Анна с Марией и младенцем Христом, все совершенные…»

Некоторые авторы путают Джулиана II Медичи (1479-1516) – сына Лоренсо Великолепного (1449-1492) с Джулиано Медичи (1453-1478) братом Лоренсо Великолепного и вводят читателей в заблуждение при определении заказчика интересующего нас портрета и лица, на нём изображенного.

Для примера:

- украинский писатель Ким Схалацкий в статье « Лиза? Изабелла!» написал, что брат Лоренцо Великолепного- Джулиано был заколот кинжалом заговорщиком Бандино 17 марта 1516 года. В действительности в этот день у себя в Палаццо во Флоренции умер больной туберкулёзом сын правителя Лоренсо- Джулиан II Медичи. А брата правителя закололи кинжалами заговорщики Франческо Пацци и Бернардо Бандини в Соборе Санта Мария дель Фьери во Флоренции 26 апреля 1478 года. Первого толпа порвала на месте. Второй убежал, но его нашли в Константинополе и 23 декабря 1479 года доставили во Флоренцию, где 29 декабря публично повесили по обычаю за ноги. На казни присутствовал Леонардо да Винчи

- Альтаир в статье «Мона Лиза дель Джоконда», а также Беседка в статье «Император загадок» и др. написали: « Мессир Леонардо да Винчи показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской донны, написанной по просьбе брата Лоренсо Великолепного Джулиано Медичи. Напомним, последний был убит во время заговора Пацци 36 лет тому назад.

Итак, ни брат, ни сват, а младший сын правителя Флоренции Лоренсо де Медичи, прозванный, как и его отец, Великолепным, был лицом упомянутым секретарём кардинала в своих заметках.

Теперь для портрета, написанного по желанию Джулиано II Медичи, примерим на донну Х рекомендованные некоторыми писателями модели:

1. Изабелла Гуаланди.

Ким Схалацкий в статье «Лиза? Изабелла!», ссылаясь на доктора наук Франка Цельнера, написал: « Не исключено, что Флорентийская дама, которую Антонио де Беатис увидел в мастерской Леонардо в Клу 10 октября 1517 года была La Belle Ferroniere (стр.228)». Если под прекрасной фероньерой подразумевается Лукреция Кривелли, возлюбленная герцога Лодовико Сфорца,

то она с 1500 года безвыезно доживала свой век в провинции Мантуя в 470 км от Ватикана, где находился Джулиано II. Далее, друже Ким, после некоторых колебаний согласившись с авторством Леонардо да Винчи, делает заявление «La Bella ferroniere должна носить имя Изабелла Гуаланди». Как это? Донна Х- прекрасная ферроньера , предположительно Лукреция Кривелли, но имя ей Изабелла Гуаланди. По такому принципу гадалки цыганки «отгадывают» имена. Мы с этим не согласны, зная историю создания портрета «Прекрасная ферроньера». Этот портрет с натуры написал придворный художник да Винчи по заказу герцога Миланского Лодовико Сфорца (1452-1508) в 1496/1497 году для своей любовницы Лукреции Кривелли (1480-1519). Но она его не сберегла. Портрет был захвачен французами в 1500 году и доставлен в королевский замок Людовика ХII в Блуа. Там этот портрет видел кардинал Луиджи Арагонский 11 октября 1517 года. В настоящее время этот портрет находится в Лувре. Зачем Леонардо писать вторично постаревшую Лукрецию, с которой он не дружил.

Но у Кима есть единомышленник. Карло Педретти, директор Калифорнийского Центра исследований творчества Леонардо да Винчи, считает , что Джулиано II Медичи поручил да Винчи написать с натуры портрет куртизанки Изабеллы Гуаланди, которую был влюблён. Мы считаем эту версию не состоятельной. И вот почему. Во первых, Изабелла Гуаланди не флорентийка, а шлюха из Неаполя, вращающаяся в высшем свете, получившая прозвище « Благородная проститутка». Во вторых, и это главное, её хорошо знал по Неаполю секретарь кардинала Луиджи Арагонского дон Антонио де Беатис, который не признал Изабеллу Гуаланди ни в одном ( в том числе «Джоконда») из показанных 10 октября 1517 года в Ле-Клу портретов. Секретарь также не признал её среди женских портретов (в том числе «Прекрасная ферроньера» ),

показанных 11 октября в королевском замке Блуа в 35 км от Амбуаз. Поэтому мы без сожаления эту особу «снимаем с дистанции».

2. Пачифика Брандано (1494-1511).

Следующая кандидатура, предложенная рядом авторов публикаций для идентификации «Портрета с натуры одной Флорентийской дамы, которая последовала в Рим за Великолепным (Джулиано II Медичи), братом его преосвященства (Папа Лев Х ) – это вдова Джованни Антонио Брандано, придворная дама герцогства Урбино Пачифика Брандано.

Имеется развёрнутое описание: « Пачифика не была красавицей, но состоялась светской львицей. Она была умной, коварной, дерзкой обольстительницей. От неё сходили с ума и накладывали на себя руки. Она имела странную полуулыбку – полугримасу, которая не сходила с её лица. Многие считали, что она ведьма, сам порок и грех. Предположительно Пачифика обладала силой притягивать к себе мужчин и , к сожалению, забирать у них энергию и в конечном итоге, жизнь».

Вот с такой особой Джулиано II Медичи крутил роман, находясь в Урбино в изгнании с 1494 по 1512 год. Результат – рождение в 1511 году сына, крещённого Ипполитом, и смерть матери при родах. Пачифика умерла за 2 года до того, как Джованни Медичи (1475-1521) стал Папой Львом Х. Далее, в 1514 году гонфалоньер Святой Папской церкви Джулиано II просит Леонардо да Винчи написать портрет Пачифики для узаконенного в правах бастарда Ипполита, который не перестаёт конючить по матери. Отец даёт художнику словесное описание Пачифики и не требует обеспечить идентичность в этом ретроспективном портрете.

Надо полагать, что Леонардо да Винчи создал идеализированный лик Пачифики, но уже после смерти заказчика 17 марта 1516 года. И передал портрет сироте Ипполиту, которому исполнилось 5 лет ( столько же, сколько было Леонардо, когда его отлучили от матери Катерины). Мы не можем представить себе как выглядела Пачифика и никогда не узнаем. Но по всему видно,что умершая при родах в 1511 году, Пачифика не могла быть «донной Х» в 1514 году. Ипполито в 20 лет перед смертью Папы Льва Х – его дяди, стал кардиналом. К сожалению, он рано умер в 1535 году в возрасте 24 года.

3. Констанца де Авалос.

Следующая предложенная рядом авторов статей кандидатура на «донну Х» - Констанца де Авалос (1460-1541) герцогиня Франковилья, вдова Федериго дель Бальцо, за которого она вышла замуж 17-летней в 1477 году, а через 6 лет в 1483 году овдовела, когда Джулиано II , родившемуся в 1479 году было 4 года. На дату прибытия Леонардо с командой в Ватикан в октябре 1513 года ей было 53 года (1513—1460), а Джулиано II – 34 года (1513—1479). Разница в 19 лет не в пользу Джулиано. Если гипотетически Джулиано заказал Леонардо портрет Констанции, то она его не дождалась. Она убралась восвояси, как только узнала о предстоящем династическом браке Джулиана II Медичи и 17-летней Фелиберты Савойской, кузине короля Франции Франциско I Валуа. Некоторые авторы написали, что донна Констанция была любовницей Джулиано II и после его женитьбы. Чушь собачья. 55-летняя Констанция не нужна молодожёну больному туберкулёзом Джулиано II. Через год он не был убит на поле брани, как написал один автор, а скончался в своём Палаццо во Флоренции 17 марта 1516 года в возрасте 37 лет. Согласитесь, мамочка Констанция де Авалос на шестом десятке тоже не «донна Х».

Не станем далее разбирать предложенные подобные кандидатуры.


- 22 -

Изабелла де Эсте-Гонзаго. Наша версия- «в десятку»

Маркиза Мантуанская Изабелла де Эсте (1474-1539) с 1490 года-Гонзаго через своих осведомителей постоянно отслеживала местонахождение гения Леонардо Да Винчи. Мысль заполучить свой портрет по эскизу, выполненному 13 лет тому назад у неё в замке, или любую другую картину этого прославленного мастера не покидала её. Узнав о возврате кланом Медичи 1 сентября 1512 года власти над Флоренцией и надеясь встретить там Леонардо, она направляется туда (180 км), якобы познакомиться с местной культурой и достопримечательностями. Муж Изабеллы маркграф Франческо Гонзаго (1466-1519) не препятствовал жене. В 1512 году он вернулся домой из военных походов заражённый сифилисом и сидел в своём замке, корчившись от «французской болезни».

Статус Изабеллы и придворный этикет обязывал по прибытии в 1513 году во Флоренцию представиться правителю капитану-генералу Флорентийской Республики Джулиану II Медичи. Ему 34 года, ей 39 лет. Она была видная и высоко эрудированная женщина, получившая прозвище « Дама Возрождения». У них завязался роман, помешавший её встречи с маститым художником, к которому она приехала. Вскоре Папа Лев Х потребовал прибытия Джулиано в Ватикан. Изабелла- это та женщина, о которой позже скажут: « Донна из Флоренции последовала за Джулиано Великолепным в Рим (220 км), где по его желанию Леонардо да Винчи написал её портрет в 1514/1515 году».

В Ватикане любовные встречи Джулиано II и маркизы Изабеллы проходили тайно в отдельных апартаментах дворца Бельведеро. Для посторонних и любопытных Изабелла ходит сюда позировать художнику , с которым знакома со дня венчания сестры Беатриче с Лодовико Сфорца 17 января 1491 года. От Леонардо требуется до конца сеанса Джулиано с Изабеллой сидеть за мольбертом в позе портретиста за работой. Но в отсутствие перед глазами натурщицы в лице Изабеллы, Леонардо не начинает писать её портрет. У Леонардо появляется возможность написать по просьбе начальника папской канцелярии Бальдассаре Турини из Пеши небольшую картину,изображающую Богоматерь с младенцем на руках. Историк Джорджо Вазари это подтверждает. Изабелле очень хочется пополнить свой « кабинет редкостей»в Тротто работой Леонардо да Винчи и она , думая что художник не ослушался гонфалоньера Джулиано, просит magistro дать ей то произведение, которое он написал за время, когда она занималась любовью. Художник ответил ,что написанная им картина ушла к датарию Папы ЛьваХ. Изабелла разочарована, но тут уж или портрет или « морковка ».

Стремясь «дожать» Леонардо, Изабелла апеллирует к Джулиано, мол прикажи. И патрон поручает написать портрет Изабеллы с натуры и не распространять сведения о ней. Но Леонардо уже обременён поручением Джулиано написать картину «Леду» со сроком исполнения 31 декабря 1514 года.. В первых числах января 1515 года Джулиано поедет во Францию жениться на 17-летней Фелиберте Савойской, кузине короля Франциска 1 Валуа. Джулиано собирается подарить эту картину королю, теперь как своему родственнику по линии жены. Леонардо с поклоном отвечает, что две достойные его имени картины он до конца года написать не сможет. И спрашивает : «Кого писать, Леду или Изабеллу?». «Своя рубашка ближе к телу» и повелитель отвечает: «Пиши Леду». А Изабелла, «потянув пустой номер» отбыла в Мантую (470км) праздновать Рождество Христово и Новый год в кругу своей семьи.

4 января 1515 года Джулиано отправился к невесте в Савойю с подарками. Говорят, что его сопровождал Леонардо ( Рим – Савойя 320км, Рим –Париж 1000 км). Нагая «Леда» королю понравилась настолько, что он дал Джулиано титул герцога Немурского и стал примерять своего нового родственника на Неаполитанский трон. «Леда» побывала в Фонтенбло, в Версале, в Тюильри, а потом пропала. Последний раз она упоминается в истории в 1694 году.

В 1515 году в спокойной обстановке Леонардо , разыскав свой экземпляр эскизного наброска головы Изабеллы де Эсте, сделанный на пергаменте карандашом в январе 1500 года в Мантуи, написал с него в 1515 году в Ватикане полноценный портрет маслом на холсте размеро 61 х 46,5 см. Здесь она с пальмовой веткой в руке. Интересно, набросок «Монна Лиза», сделанный им в 1503 году первоначально тоже был с веткой в руках.

Контакт Леонардо да Винчи и Изабеллы де Эсте-Гонзаго в 1514 году не «притянут за уши». Он действительно имел место. Подтверждён профессором Карло Педретти, руководителем Центра Леонардо Калифорнийского университета .

По нашему твёрдому убеждению именно этот портрет в числе трёх других портретов Леонардо да Винчи показал 10 октября 1517 года в ле-Клу кардиналу Луаджи Арагонскому и его секретарю дону Антонио де Беатис. На вопрос секретаря: «Кто на портрете?» Леонардо зная, что чета Гонзаго жива и чтобы не скомпрометировать маркизу Изабеллу, ответил уклончиво: « Донна, написанная с натуры по желанию Джулиано II Медичи».

Во время проведения весенних 1518 года срежессированных Леонардо да Винчи празнеств в Амбуазе в честь короля Франциска 1(1494-1547), находящегося три года у власти, и по случаю рождения в семье первенца Франциско III (1518-1536) из художественной мастерской во дворце Ле – Клу под шумок исчезли три картины, показанные кардиналу Луиджи де Арагона 10 октября 1517 года. На одном из празднеств в массовке видели Салаи, который, по идеи, должен был находиться в Милане (950 км). Он был в женском платье, но его выдали мужские мускулистые ноги. Есть предчувствие, что Салаи причастен к пропаже портретов. Действовал он с ведома Леонардо да Винчи и Франческо Мельцы или без-мы не знаем. Шум никто не поднимал, учитывая, что кража или продажа этих произведений искусства могла быть в интересах короля-благодетеля.

То, что у Салаи «рыльце в пушку» говорит тот факт, что после

убытия Леонардо осенью 1516 года в Амбуаз, Салаи несколько раз ездил во Францию продавать свои ( а возможно и те, что он ранее « увёл» у учителя) картины. Писатели Shell and Sironi, 1992 упоминают документ, согласно которому мессир Салаи получил в королевском замке Блуа более 6000 лир за «некие расписанные доски», предоставленные королю Франциско 1 Валуа.

Поговаривали, что Салаи после смерти Леонардо да Винчи неоднократно бывал в Амбуазе, где в окружении короля добывал политическую информацию и сливал её за плату в Париже Джованни Баттисте, агенту герцога миланского Максимилиано Сфорца (1493-1530).


- 23 -

Портрет Изабеллы де Эсте обнаружен в Швейцарии в 2013 году


Портрет маркизы де Эсте-Гонзаго «всплыл» случайно через 500лет в 2013 году в Швейцарском городе Лугано . И это отрадно. Две другие картины исчезнувшие из Ле-Клу в 1518 году «Святой Иоанн Креститель в молодости» и «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» пребывают у тайных коллекционеров. И это печально.

Мы не знаем, где и у кого портрет с изображением маркизы де Эсте- Гозаго хранился 495 лет с 1518 года. В 2013 году в медио появились сообщения об обнаружении в одном из банков случайно очень большой (около 400штук) коллекции картин. Пока устанавливали принадлежность, владельцы успели перепрятать картины в другой банк. Затем 70-летняя Эмилия Чеккини письменно просит адвоката, практикующего в итальянском городе Пезаро, продать картину «Дама с пальмовой веткой» за 96 миллионов евро. Но портрет ему не передаёт. Для атрибуции приглашается из Америки ведущий специалист по творчеству Леонардо да Винчи профессор Карло Педретти, руководитель Центра Леонардо в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе, который после продолжительного исследования выразил своё отношение к портрету: «Леонардо да Винчи мог написать этот портрет на холсте маслом, когда он и Изабелла де Эсте-Гонзаго в 1514 году встречались в Риме»

Письмо Эмили Чеккини, адресованное адвокату, 27 августа 2014 года попало в руки полиции Пезаро, после чего начались активные поиски нового места хранения портрета (ов). 10 февраля 2015 года совместными действиями итальянской финансовой гвардии и швейцарской прокуратурой картина была обнаружена в одном из банков швейцарского города Лугано и конфискована. Но итальянцам она не передана, а оставлена в Швейцарии, как вещественное доказательства по возбуждённому уголовному делу.

Итальянский суд за несанкционированный вывоз « бесценного произведения великого мастера» осудил 70-летнюю Эмилию Чеккини к 14 месяцам исправительных работ. К тому времени профессор Карло Педретти, проведя радиоуглеродный анализ этой конфискованной картины, подтвердил, что картина на холсте размером 61х 46,5 см выполнена в начале ХУ1 века. Идентичность изображения на эскизе, выполненном в начале 1500 года в Мантуи и данного портрета, выполненного в 1514-1515 году в Ватикане, подтверждает авторство Леонардо да Винчи».

Итальянцы требуют от Швейцарских властей вернуть картину на родину, как незаконно вывезенную без специального разрешения.

Верховный суд Швейцарии не признал незаконным ввоз приписываемого Леонардо да Винчи портрета Изабеллы де Эсте на том основании, что рассматриваемый объект итальянцы своевременно не включили в соответствующий инвентарный список предметов не подлежащих вывозу за границу и по этому основанию 29 мая 2019 года постановил не возвращать портрет в Италию . Против владельцев картин проводятся следственные действия.

С эскизом на пергаменте всё ясно – он находится в парижском Лувре. А вот, где и у кого исчезнувший в 1518 году из Ле-Клу портрет находился

495 лет не ясно. Если портрет всё это время переходил из одних в другие частные руки , это одно. А если в наше время портрет хранился в каком ни будь итальянском музее и похищен оттуда - это обязывает работников музея инициировать розыск предмета компетентными органами и в целях предотвращения вывоза достояния Республики за границу объявить конкретный портрет похищенным и включить в список предметов, не подлежащих вывозу без специального разрешения. Италия в судебном споре со Швейцарией в пройгрыше. А Эмилия Чеккини, находясь под следствием, не сдаётся. Её адвокаты ищут документы, подтверждающие продажу или дарение художником или его душеприказчиком этого портрета в частные руки. Кроме этого, адвокаты ищут доказательства тому, что портрет вывезен в Швейцарию до вступления в силу закона о запрете вывоза из Италии произведений искусства без разрешения властей. Пожелаем им удачи.

Но похоже швейцарцы за 8 лет успели полюбить «Изабеллу». И действительно , почему бы им не пойти по пути Луврской «Джоконды» в вопросе раскручивания и экспонирования в одном из своих музеев «Изабеллы» для извлечения прибыли за счёт туристов. «Изабелла « ни чуть не хуже «Джоконды». Но пока уступает ей в пиаре.


Резюме

Наличием в Лувре эскизного рисунка головы Изабеллы де Эсте –Гонзаго, выполненном Леонардо да Винчи в 1500 году и наличием в Швейцарии холста с изображением той же донны, выполненным тем же мастером в 1515 году доказано, что донна Х на портрете, показанном кардиналу Луиджи де Арагона 10 октября 1517 года, есть Изабелла де Эсте –Гонзаго.

К портрету «Изабелла де Эсте-Гонзаго» портреты «Монна Лиза» и «Джоконда» не имеют никакого отношения.


Своей работой мы подтвердили тезис: « истина правдивее, чем легенды и мифы».


У кого другое обоснованное мнение по содержанию Эссе, пусть бросит в наш огород камень.

Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru Валерия Алтуфьева


.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 20.03.2021 в 17:49
Прочитано 1255 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!