Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

ГИА. Язык до Киева доведёт? ...

В том году я с женой и шестилетней дочерью решили провести отпуск в деревушке Горы, что уютно расположилась на берегу красивейшего озера Кривое. С хозяином дома Мартинычем и его женой Лександринкой, у которых мы решили снять комнату, об этом договорились заранее.

Раньше мы часто выезжали на природу с весёлой, шумной компанией туристов-физиков. С рождением дочери такой вид отдыха уже не подходил. Но ещё долгое время у меня сохранялось безалаберное отношение к планированию летнего отдыха. Представлялось, что все наши проблемы мы будем решать на месте. По ходу дела. Едем - а там разберёмся. Вот так и случилось, что поездка на озеро Кривое, вылилась в настоящее приключение. Это сейчас о ней можно вспоминать с улыбкой. А тогда мне было не до смеха.

Мы с дочерью выехали одни. Жена задержалась на несколько дней в городе по делам. И должна была присоединиться к нам позже. Поначалу всё казалось просто. Ночным поездом доезжаем до Полоцка. Потом добираемся до автовокзала и садимся на автобус - “Полоцк - Дубровка”. А из Дубровки, уже пешком, идём до деревни Горы. Если что непонятно, так и спросить всегда можно. Как говорят: “Язык до Киева доведёт”. До Киева он может кого-то и доведёт, а вот мы до нужной нам деревни Горы добирались с большими проблемами.

До Полоцка доехали на поезде. Поезда туда ходят хоть и не часто, зато строго по расписанию. И по рельсам. В сторону с них не сворачивают. А вот с автобусами уже было сложнее. На автобусной станции в Полоцке мы сели в автобус, следующий до Дубровки. Ехали минут сорок. Вышли и стали расспрашивать, как добраться до деревни Горы. К нашему удивлению, никто из местных жителей о такой деревне не слыхал. Подумалось, что нас просто разыгрывают. Ну не могло быть такого. Я ведь точно знал, что Горы находятся возле Дубровки. И только потом выяснилось, что это не та Дубровка, которая нам нужна. Нам нужно было сесть в автобус “Полоцк - Сорочино - Дубровка”. Дубровка, в которую мы приехали, находится в Полоцком районе. А нужная нам - в Ушачском. Вот тебе и Киев … Обломался “язык”. Пришлось возвращаться назад в Полоцк. И ждать автобуса, идущего в нашу Дубровку. А туда он ходил всего два раза в день. Первый рейс - утром - он уже совершил. Второй был уже после обеда. Тоже не страшно. К вечеру успеем добраться. Зато получили урок - надо больше спрашивать. Выяснять подробности.

Наконец, сели в автобус. Едем в Дубровку. Ту самую. Нашу. Доехали по шоссе до Сорочино и повернули на гравейку. Это теперь там асфальтовое шоссе проложено. И дорога стала намного прямее. А тогда автобус по этой гравейке долго петлял между деревушками. Старался обслужить, как можно больше местных жителей. Едем мы едем, а Дубровки всё нет … И в голове уже вертится - спрашивать надо, спрашивать! Чтобы опять не ошибиться.

Спрашиваю у пассажиров о Дубровке. Нет, всё правильно. Та самая Дубровка впереди. Ещё километров пятнадцать ехать.

И тут чёрт меня дёрнул упомянуть, что мы едем в деревню Горы. Что на берегу озера. Сосед, сидевший рядом, и говорит, что тогда нам на следующем перекрестке, метров через двести, сходить надо. От него по дороге направо меньше километра до Гор. Начинаю выяснять. Как же так. Нам точно сказали, что ехать нужно до Дубровки. А потом уже из неё в Горы идти. Сосед посмеивается. Если хотите потом назад возвращаться, то можно мол и так. А можно и сейчас сойти. Горы вот они. И озеро рядом. Сразу за деревней. А что до Дубровки ехать надо, так это вы, мол, не допоняли. Вам, наверное, говорили “по дороге на Дубровку”. Чёрт, чуть ещё одну ошибку не сделал. Спрашивать надо! Больше спрашивать! Тут как раз и к перекрёстку подъехали. Сошли с автобуса. Довольные, что идти недалеко. Сумки тяжёлые. Объёмистые. Нести несподручно.

Идти и в самом деле было недолго. Уже минут через десять показались хаты деревни. Только вот ничего знакомого в них я не находил. Возникло нехорошое предчувствие. Неужели опять ошибка? Дошли до первых хат.

- Как называется деревня? - спрашиваю у хозяев.

-“Горы” , - отвечают.

- А где же озеро Кривое?

- Э-э-э …, мил человек, - говорят. - Есть здесь озеро. На другом конце деревни. Только это не Кривое.

Объясняют - чтобы до Кривого добраться, нужно было ехать на автобусе до конечной остановки. До Дубровки. Вроде там тоже есть деревушка Горы. Но она относится уже к другому сельсовету. Автобус сегодня туда уже не пойдёт. Только завтра. А пешком идти далеко. Увидев в руках сумки и стоящую рядом девочку, посочувствовали. Предложили переночевать. И уже утром на автобусе ехать в злосчастную Дубровку. И там уже свои Горы искать. Но я тогда уже был взбешен всей этой историей. Настолько озлился на моих автобусных горе-советчиков, что отверг и это разумное предложение. Решил во что бы ни стало добраться до своих Гор сегодня. Поблагодарил сельчан за приглашение. Приладил сумки за спину и пошли мы с дочерью опять на гравейку.

Больше часа шли по пыльной дороге. Солнце уже склонялось к закату. Но всё ещё было жарким. Решимости продолжать путь у меня не убывало. Только я стал замечать, что дочь устала. Нет, ни слова жалобы от неё я не слышал. Ни малейшего каприза. Другой ребёнок такой бы скандал уже закатил - небу бы стало жарко. А она тоненькими ножками семенит за мной. Старается не отстать. Ну просто золото, а не ребёнок! Такая маленькая, но всё понимает. Как может помогает справиться с ситуацией! Теперь я останавливался всё чаще. Поджидал дочь. И так мне жалко её стало, так совестно, что только свои эмоции во внимание принимал, что я решил в первой же деревне попроситься на ночлег. Вскоре мы её и увидели. Крайняя хата выходила прямо к гравейке. К ней и направились.

Несмело постучали в окошко. На крыльцо вышел старик. Высокий, худой, с седой гривой волос. В резиновых чунях на босые ноги. Выслушав мою просьбу, он заохкал, заахкал. Пригласил зайти в хату. Тут же осведомился не голодные ли мы. Узнав, что ещё не ужинали, принёс на стол молоко. Творог. На столе появилось сало. Хлеб. Свежие огурцы. Потом подсел к нам и начал подробно расспрашивать. Кто мы. Откуда. И какая нужда заставила нас ехать на лето к чужим людям. При этом очень заинтересованно посматривал на дочь. Ласково. Даже с какой-то нежностью. Потом рассказал о себе. Жена его уже с год, как умерла. Теперь он один. Дочь с мужем живут в Витебске. Далековато. Часто не наездишься. Если бы переехали в Полоцк, могли бы каждые выходные приезжать. Но вот радостную весть недавно получил. Дочь с зятем решили отправить внучку на лето к нему. Тут ведь и в самом деле места райские. Озеро совсем рядом. Вода в нём чистая. Рыбы много. И для купания место хорошее. Сразу за огородами пологая песчаная коса. В воду ребёнку входить удобно. И с едой всё нормально. Держит ещё корову. Молока, творога, сметаны полно. Всё свежее. На огороде своё растёт. Как покойная жена завела в доме, так он это и содержит. Всё бы хорошо, только он боится, что заскучает его внучка. Домой попросится. Подружек то у неё здесь нет.

Несколько раз старик порывался ещё что-то сказать. Но всякий раз останавливался. Наконец, собравшись с духом, предложил нам подумать не остановиться ли нам на этот месяц у него. Никаких денег за постой он с нас бы не взял. И за еду тоже. Вон сколько у него всего. На всех хватило бы. И подружка для его внучки была бы. Ей семь лет. Осенью в школу пойдёт. И столько мольбы было в его глазах, что понятно стало, как нелегко прожил он этот год. И как скучает по своей внучке. Хоть благодарен ему был я за гостеприимство и неловко было отказывать, всё же объяснил, что мы не можем поменять наши планы. И жена через пару дней на Кривое приедет. И друзья обещали скоро наведаться. Повздыхал наш старик, постелил нам постель и побрёл в свою каморку.

Утром он нас разбудил. Опять выставил творог. Молоко. Сметану. Хлеб. Позавтракали. Поблагодарил я гостеприимного хозяина. Достал деньги. Хотел рассчитаться с ним и за еду, и за ночлег. Но он только руками замахал. Нет, нет … Никаких денег. У него всё есть. Это было от чистого сердца. Но вот если у нас там, куда мы едем, не сложится, тогда милости просит. Приезжайте к нему. Он нас с радостью примет. По-настоящему добрым человеком был этот сельчанин.

Интересное было время. Вдалеке от больших городов, в глухомани формировались самобытные людские характеры. Большинство деревенских жителей были простыми, открытыми, добросердечными людьми. Всегда готовыми прийти на помощь ближнему. Не раз мы убеждались в этом. С некоторыми из них у нас на долгие годы установились тёплые, дружеские отношения. Я, когда обзавёлся машиной, несколько раз пытался найти того старика. Отблагодарить. Тоже от чистого сердца. Но к тому времени к Дубровке проложили новое шосе. Дорогу спрямили. И я уже не знал, как найти ту деревеньку. А название её не запомнил. Но тот случай людской душевной щедрости до сих пор помню.

Автобус на Дубровку пришёл вовремя. И мы уже без приключений доехали до конечной остановки. Проблемы появились позже. Когда мы стали выяснять, как пройти до деревни Горы. Оказалось, что пешком, по дороге вокруг озера, нужно пройти ещё километров восемь. Глядя на мои сумки и дочь, стоявшую рядом со мной, деревенские только головой качали. Далеко. Но нашлись и более знающие люди. Они и объяснили нам, что местные добираются туда напрямую. Проходят поле, заболоченную низинку, небольшой лес и выходят на мыс Кривого, который называется “Борок”. Наверное, потому, что он и в самом деле порос лесом. Отсюда до противоположного берега, где стоит деревня Горы, всего метров триста. И, чтобы переправиться на него, нужно позвать кого- нибудь из жителей Гор с лодкой. “Погукать”, как они говорят. По крайней мере одна плоскодонка - Николая Литвина - всегда стоит у противоположного берега. Бывает, что стоит и вторая - Федьки Черноуса. Вёсла от лихого человека, как всем известно, спрятаны в растущих на берегу кустах. Впрочем посторонних людей здесь практически не бывает. Разве что летом случайно окажется на берегу заблудившийся турист. Любой житель деревни, услыхав “гукание”, перевезёт нуждающегося в переправе. Сегодня он перевезёт родственника или знакомого соседа. Завтра так же поступит его сосед. Даже если эти люди в ссоре, всё равно они это сделают. Взаимовыручка здесь абсолютная. В конце недели, когда городские жители приезжают в деревню навестить своих родственников, все стараются быть поблизости от дома. Чтобы услышать их “гуканье”. Но вот в будние дни многих днём дома нет. Работают на своём поле. Или в совхозе. Вот тогда звать перевозчиков приходиться долго. Иногда даже целый час. А то и два. Пока тебя не услышат.

Конечно, мы с дочерью пошли на мысок. Больно уж далеко было тащиться вокруг озера. Звать лодку нам, действительно, пришлось долго. В ближайших к озеру хатах дома никого не оказалось. Кроме Мартиныча. Но он был сильно глуховат. И ничего не слышал. Только ближе к полудню с поля вернулась его жена Лександринка. Она нас и перевезла.

На следующее утро я поехал в Дубровку на почту. Чтобы жена не повторила наше приключение, нужно было дать ей телеграмму. Сообщить расписание автобусов и дать точный маршрут их следования.

Ключ от лодки дал наш сосед Коля. Он же принёс с собою и странное, невиданное мною раньше устройство. Оно напоминало большой металический “штопор” диаметром сантиметров тридцать и высотой около метра. Наверху “штопора” - большая дуга-рукоятка. Оказалось, что к этому “штопору” замыкают лодку, когда от неё отлучаются надолго. Втыкают его в землю и ввинчивают на полметра вглубь. Делать это не трудно. Земля на берегу влажная и мягкая. Вырвать такой “штопор” из земли невозможно. Не получится и выкрутить. Это не позволит замкнутая на нём железной цепью лодка. На мысе “Борок” можно, конечно, замыкать лодку и на толстую олешину. Ольха в изобилии растёт там у самого берега. Но это только в том случае, если ты рассчитываешь быстро вернуться. А иначе шустрые деревенские ребята успеют сгонять в деревню за топором. И уведут лодку. Спрятать её на берегу озера с береговой линией длиной в тридцать километров легко. А могут даже и перегнать её на одно из многочисленных озёр, соединяющихся между собой неширокими протоками.

Жену мы с дочерью встречали через два дня. Весёлая и радостная она сошла с автобуса с двумя тяжёлыми сумками. В сумках были продукты. Мы знали, что в местных магазинах кроме консервов, высохших, твёрдых, как камень, пряников и засиженных мухами карамелек ничего не было. Проблемой было даже купить хлеб. Его нужно было “поймать”. Не потому, что его мало привозили в магазин. Для сельчан его бы хватило. Но в соответствии с тогдашней политикой властей он был дёшев. И население приспособились откармливать им свиней. Ещё не прибывший в магазин, он уже был “расписан”. На руки выдавали определённое число буханок. По составу семьи. Сарафанное радио в деревне работало чётко. Местные разбирали хлеб очень быстро. Зевнёшь - и останешься без хлеба. Так что привезти с собой продукты было, очень разумным. Тогда мы ещё не подозревали, что наша “городская еда” придётся по вкусу не только нам. И закончится быстрее, чем мы на это рассчитывали.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 31.05.2021 в 08:40
Прочитано 222 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!