Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

ГИА. САВОСЬ. №2. “МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!”

Добавить в избранное

Так бы и остались в дальнем уголке моей памяти эти воспоминания о далёком детстве. И, скорее всего, я не оживил бы их. Если бы не произошла одна встреча. Почти мистическая …

Прошло много лет. Приближались печально знаменитые 90-е годы. Страна менялась на глазах. Стремительно несясь к катастрофе, ещё совсем недавно немыслимой. Не наступили её ощутимые признаки. Но в обществе уже чувствовалось напряжение. Приходило понимание неизбежности перемен. Стремительно менялся и менталитет людей. Люди отходили от лозунгового мышления. Наиболее активные начинали мыслить экономическими категориями. Новые реалии входили в жизнь людей. И они учились принимать их.

К тому времени я уже был кандидатом наук. Жена - успешным адвокатом. По меркам того времени мы были хорошо материально обеспечены. Денег на жизнь вполне хватало. Не помню случая, когда бы мы их у кого-то одалживали. Но я испытывал тревогу и неудовлетворённость, понимая, что должен более активно встраивать себя в зарождающуюся новую систему экономических отношений в стране. Уже началось создание различных кооперативов. Многие стали зарабатывать большие деньги. Но я не хотел уходить из науки. Иное дело - совмещать науку и небольшой бизнес, приносящий ощутимый доход. Да желательно ещё, чтобы бизнес был не очень обременителен. Чтобы он был даже приятен. Что-нибудь на уровне хобби. И чтобы он был легальный. Без всякого криминала. И такой бизнес я нашёл.

С детства я любил возиться со всякой живностью. Дома у меня всегда были собаки, кошки. Подбирал я их и на улицах. И у соседей ненужных им забирал. Какие-то будки для них мастерил. Года два у меня жила подобранная на улице собака с перебитой лапой. Потом появились голуби. Хотелось иметь птиц красивых, элитных, дорогих пород. У родителей денег на них я не брал. Завёл кроликов. Снабжал семью деликатесным мясом. А шкурки сдавал по очереди двум конкурирующим между собой заготовителям. На вырученные деньги покупал голубей и корм для них. Вот так, ещё в детстве, я прошёл первоначальные азы предпринимательства.

Потом эти бизнес-уроки пригодились мне, когда я организовывал строительные студенческие отряды, работавшие на Камчатке. Но тяга к живности осталась. И она удивительным образом возродилась, когда я уже был в достаточно зрелом возрасте.

Однажды, посетив в Москве своего дядю, я привёз его подарок - аквариумных рыбок. Оказалось, что дядя, как и я, любил живность. И аквариумных рыбок тоже. И самых простых из них - живородящих - разводил для удовольствия. Вернее они сами размножались. А он не мог их выбрасывать. Вообще-то рыбок я привёз для своей дочери. Но когда она ими натешилась, ухаживать за ними начал я. И мне это понравилось. Я стал покупать на базаре другие виды рыбок. Обнаружил, что если всё правильно организовать, то на этом можно неплохо зарабатывать. Гораздо больше, чем мне платили на работе. Рыбок становилось всё больше. И всё больше требовалось для них аквариумов. Естественно, на этой почве возник конфликт интересов с женой. Она не хотела превращать нашу квартиру в питомник по разведению аквариумных рыбок.

К этому времени я уже попробовал их выращивать и сдавать перекупщикам на базаре. Получил первые, ещё небольшие деньги. Но уже был уверен, что смогу заработать гораздо больше.

Хорошо, что жена у меня не только упрямая, но и мудрая женщина. Не ставила она вопрос ребром - или я или рыбки. Поняв, что я увлёкся рыбками серьёзно и рассматриваю выращивание их, как бизнес, она смогла найти вариант покупки однокомнатной квартиры специально для разведения в ней аквариумных рыбок. А приобрести такую квартиру в тех условиях было очень непросто. По жилищным нормативам мы не нуждались в расширении жилплощади. Тем более мы не могли претендовать на ещё одну отдельную квартиру. Но жена была адвокатом опытным. И осуществила почти невозможное. Сумела решить эту проблему.

Вторая квартира была в нашем доме. В нашем подъезде. Этажом выше. Со временем я развернул там серьёзный аквариумный бизнес. Временами в аквариумах одновременно плавало до десяти тысяч рыбок. Встала проблема с их реализацией. Мои агенты на базаре не справлялись с их продажей. Тем более, что они продавали и своих рыбок. А на реализацию у меня брали только то, чего у них не было. Да и платили они мне в два раза меньше рыночной цены. Но вот стоять на базаре самому я всё ещё не осмеливался. В те годы кандидату наук из академического института продавать товар на базаре?! Это было всё равно, что стать там с позорной доской на груди. Но товар требовал реализации. И я решился. Помогла мне принять эта решение фотография, помещённая на последней странице “Литературной газеты”. На ней был снят известный тогда на всю страну юморист Александр Иванов, продававший на базаре щенков

Для камуфляжа я купил массивные чёрные очки, кепку с большим козырьком и куртку с высоким воротником. Шею обмотал шарфом. И вышел на базар.

Нечасто я испытывал стресс, подобный тому , который пришлось мне пережить в первые дни моей работы на базаре продавцом аквариумных рыбок. Но и результат был для меня ошеломляющим. За одно воскресенье - моя месячная зарплата в институте!!! Аргумент, перевесивший все мои сомнения. Наконец я стал зарабатывать приличные деньги. А потом ещё и оптовые покупатели появились. Из других городов Белорусии и Прибалтики. Со временем и ассортимент рыбок у меня расширился.

Квалификация моя, как рыбозаводчика экзотических, тропических рыбок, постоянно повышалась. Мне теперь даже трудно определить, где больше творчества потребовалось - при работе над кандидатской диссертацией или при изучении способов разведения различных видов рыбок. Мои конкуренты не спешили делиться своими секретами. Но разведение новых видов мною постепенно осваивалось. Красивых и дорогих рыбок среди них было много. 
 Однажды, прямо на базар, мне принесли и подарили книжку об аквариумных рыбках, выпущенную в Минске. Обложку этой книги украшала фотография ... моего аквариума на базаре. Я с трудом вспомнил момент фотографирования. Но было приятно! А потом я привык ко вниманию посетителей базара к моему аквариуму. Реагировал на это спокойно. Тем более, что мне удавалось скрывать от массового покупателя своё настоящее лицо. На задаваемые иногда вопросы, почему всё время ношу чёрные очки, отвечал, что это рекомендация глазного врача. Ответ спрашивающих устраивал. Любопытствующих становилось всё меньше. И всё-таки меня беспокоило излишнее внимание некоторых из них. Я старался их избегать.

Однажды я увидел невысокого роста белобрысого мужчину внимательно рассматривающего меня из-за стойки прилавка. Было что-то неуловимо знакомое в его внешности. Я никак не мог понять, что же именно. Пристально взглянул на него. Белобрысый отвернулся. Кто-то отвлёк меня на минутку и, когда я снова посмотрел на место, где он стоял, его уже там не было.

Потом я видел его ещё не раз. И всегда замечал его внимательный, как бы изучающий взгляд. И ни одного вопроса. На рыбок он даже не смотрел. Каждый раз заметив, что я увидел его, поворачивался и молча уходил. У меня уже была твёрдая уверенность, что я где-то встречался с ним раньше. Много лет назад. Знакомым казался непокорный блондинистый вихор. И этот спокойный, оценивающий, немного исподлобья взгляд ... Это ..., это ... Внезапно меня осенило! Вот так наверное мог бы теперь выглядеть мой товарищ из далёкого детства ... Как же его звали ... Кажется Савось. Такое странное имя - Савось! Точно! Я вспомнил! Его звали Савось! Если спроецировать этого упрямого белобрысого на того, почти уже забытого, пронырливого мальчугана ... Да, пожалуй это могла бы быть одна и та же личность! Я уже был почти уверен, что это он!

Как-то раз, отвечая на вопрос покупателя, я снова увидел белобрысого. Он смотрел на меня всё тем же внимательным, испытывающим взглядом. Опустив покупателя, я обратился к белобрысому.

- Вас что-нибудь интересует?

- Не очень, - усмехнулся белобрысый. - Не очень ... Тут всё написано, - указал он на ценники, лежащие под аквариумом.

Резко повернулся и быстрым шагом пошёл вдоль прилавков.

- Савось! - негромко позвал я.

Белобрысый словно споткнулся. Остановился. Я вышел из-за прилавка. Подошёл к нему. Слегка дотронулся до его плеча.

- Савось, это ты? - повторил я.

Белобрысый повернулся ко мне. Широко улыбнулся. Но в его улыбке не было ничего дружеского. Впрочем, как и враждебного. Так, нейтральная улыбка малознакомого человека.

- Маска, а я тебя знаю! Ты же из …- белобрысый назвал городок, где я провёл своё детство, так и не ответив на мой вопрос.

- Ты …?! Чем ты сейчас занимаешься? - спросил я первое, что пришло на ум.

Теперь я уже не сомневался, что передо мной стоит тот самый, такой близкий и одновременно такой далёкий товарищ моего детства. Савось!

- Я работаю в милиции! - с некоторым вызовом ответил "Савось".

Савось - сотрудник милиции?Это не укладывалось у меня в голове. В это невозможно было поверить!

- А ... А почему ты пошёл в милицию? - наконец выдавил я из себя.

- Чтобы быть хозяином своей земли! - с неожиданной твёрдостью ответил он.

- Но ты ... , - вопрос застыл у меня на губах.

Отвечать было некому. Белобрысый уже растворился в толпе ...

Больше я его не встречал. Никогда!

Пролетели ещё пару десятков лет. Удивительные, казавшиеся невероятными прежде события, произошли и в моей жизни. “Twists of fate” называю я так это теперь. Резкие повороты судьбы, приобретённый опыт поубавили мой апломб. Сделали менее склонным к слишком категоричным и скорым суждениям.

Теперь я уже готов поверить, что маленький шкодник, бывший моим товарищем по детским играм, мог превратиться в борца за порядок в обществе. И твёрдой уверенности, что тогда на базаре я действительно встретил Савося, у меня теперь нет. Хотя думаю, что только Савось, с его удивительной сообразительностью, способностью видеть и мгновенно реагировать на ситуацию, мог распознать меня в том наряде. А его странное поведение, при нашей последней встрече, я объясняю его нежеланием быть назойливым и разоблачить меня при моём очевидном нежелании быть узнанным. И это его качество - не сдавать своих, пусть и почти полузабытых за давностью лет, и не доставить им неприятности - было соблюдением своеобразного детского кодекса чести, которым он всегда отличался. Уверен, что и в своей новой роли - стража порядка - он проявил свои неординарные личные качества и достиг заслуженных высот в своей карьере. "Стау добрым чалавекам", как пророчествовал дед Степан. А мне приятно думать, что через много лет я всё-таки встретил своего товарища по детству. Пусть и при не совсем обычных обстоятельствах.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 20.07.2021 в 14:35
Прочитано 254 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!