Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Чью спальню согревало присутствие 2Джоконды"?

Добавить в избранное

ЧЬЮ СПАЛЬНЮ СОГРЕВАЛО ПРИСУТСТВИЕ «ДЖОКОНДЫ»?


Историк искусства Джованни Ломаццо (1538-1592) в своём трактате «Trattato dell arte della Puttura Scultura ed Archittura», 1584 год и писатель-искусствовед Генри Ф. Пулитцер в книге «Where is the Mona Lisa?», 1966 год утверждают: «Мона Лиза» и «Джоконда» не были синонимами и речь шла о двух разных картинах». «Леонардо да Винчи написал два портрета мадонны Лизы дель Джокондо, в девичестве Герардини:

-«Мона Лиза»;

-«Джоконда». Мы сторонники такого мнения.


О первом портрете вкратце


Леонардо да Винчи (1452-1519) очень хотел написать портрет своей матери Катерины ( 1427-1495), но всё «руки не доходили». Разочаровавшись в кровавом тиране и завоевателе Чезаре Борджио ( 1475-1507) с «лицом Христа и глазами сатаны», у которого Леонардо работал 8 месяцев военным инженером, он в марте 1503 года вернулся в родную Флоренцию.

Роберто Манескалчи и Мария Карчео в статье « Найдена мастерская Леонардо да Винчи» от 26.01.2005 (обновлено 07.12.2017) поведали: «Первое время во Флоренции Леонардо да Винчи арендовал в монастырском комплексе Сантиссима - Аннунциата несколько комнат для себя и своих учеников». Рядом находилась часовня, спонсируемая местным купцом Франческо дель Джоконда. Её посещала молодая жена купца – Лиза Герардини (1479-1542). Возможно, замаливала грехи своей юности. Она до замужества в 15-летнем возрасте год была возлюбленной сверстника Джулиано II из правящей династии Медичи (1479-1516).

Однажды Леонардо увидел выходящую из монастырской часовни молодую женщину около 24 лет от роду, поразительно похожую на Катерину в том же возрасте и проследил за ней. Это была Лиза Герардини. Леонардо навестил на дому купца Франческо дель Джокондо и сообщил , что как художника, его заинтересовало лицо супруги и он попросил разрешения сделать для себя карандашный набросок. Купец, польщённый приходом известного magestro, разрешил жене позировать, но только на террасе своего нового дома. Так на листе бумаги размером 84,5 х 64,5 см родился набросок молодой женщины, сидящей в кресле на террасе с колонами. За счёт колон размер картины увеличился на 7,7 см по ширине против картины «Джоконда» (76,8 х 53 см). У себя в студии Леонардо доработал эскиз, превратив его в трафарет для написания портрета на холсте, хотя традиционно предпочитал выполнять такие работы на деревянных планшетах. Имя модели – Лиза, определило название портрета - «Мона Лиза».

Агостино Веспутчи, помощник Флорентийского государственного деятеля Николо Макиавелли, видел в октябре 1503 года, что его друг Леонардо прорабатывает темы трёх картин, в том числе рисунок головы Лизы дель Джоконда и пометил латынью об этом на полях принадлежащего ему фолианта.

В процессе написания, портрет видел художник Рафаэль Санти (1483-1520), который просто «заболел» им и стремился подрожать новому стилю учителя.

Портрет остался незаконченный только в части фона. Леонардо не нашёл время съездить к себе на родину, чтобы дописать фон с натуры.

Перед своим отъездом в 1516 году в Амбуаз по приглашению короля Франции Франциска 1 Валуа (1494-1547), Леонардо да Винчи подарил «Мону Лизу» своему любимому ученику Джану Джакомо Капротти да Орена по прозвищу Салаи (1480-1524). С духовным завещанием Леонардо от 23 апреля 1518(1519) года это ни как не связано.

19 января 1524 года Салаи умер от полученных в уличной драке травм. Его сёстры, получившие картину по наследству, продали её. 200 лет картина была в чьих–то частных руках в Италии. Затем объявилась в Англии. В статье BBC News «Страсти по «Моне Лизе» …» от 21.10.2019 написано: «В 1913году страстный любитель живописи Хью Блэйкер в одной из усадеб английского городка Сомерсет увидел портрет «Мона Лиза», а затем приобрел его у владельцев – аристократов, хранивших это произведение около 100 лет». Хью Блэйкер имел в Лондоне в районе ISLEWORTH художественную студию, где в окне и выставил покупку для обозрения. С этого момента картина стала именоваться Айслвортская «Мона Лиза». Известен и теперешний её владелец. Это кампания Mona Lisa Inc, зарегистрирована в оффшорной зоне на коралловом рифе Анквилла в Карибском море. Владельцы стараются не показывать шедевр кому ни попадя. По этой причине намеченный показ Айслвортской «Мона Лиза» на выставке «Лувр в пустыне» в Абу-Даби в запланированное время не состоялся. В тоже время какая-то «Новая Мона Лиза» путешествует по странам Азии. Там другой менталитет.

Таким образом, картина «Мона Лиза» на холсте (1503-1505) кисти итальянского художника Леонардо да Винчи, существует.


Перейдём непосредственно к предмету нашего исследования - картине «Джоконда».


Итальянский историк, автор многотомного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511-1574) не был лично знаком с Леонардо да Винчи. Гений навсегда покинул Италию в конце 1516 года, когда будущему светиле было 5 лет. Вазари не имел возможности видеть картину «Джоконда» во Франции. Она после смерти автора Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года, находилась в королевской резиденции Фонтенбло, куда Вазари был не вхож. И тем не менее, Вазари со всеми подробностями даёт описание шедевра. Всё встаёт на свои места, если принять версию, что Вазари описывает не «Джоконду» без бровей, а «Мону Лизу» с бровями, которую он мог видеть в доме Салаи в Милане в 1524-1525 году до её продажи сёстрами Салаи.

Что касается «Джоконды», то Вазари не утверждает, что этот портрет заказал купец. Скорее всего второй портрет, как и первый , был написан по инициативе художника. С разницей, что вторая картина первоначально предназначалась купцу. Так воспринимаются слова Вазари в его «Жизнеописаниях…»: « Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконда портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись 4 года, оставил его недовершённым». Ключ к пониманию сказанного лежит в слове «взялся». Были бы категории «заказчик» и « «исполнитель», синьор Вазари так бы и написал.

А здесь окончание «ся» говорит о том, что это не традиционный случай. Всё дело в том, что в отношениях купца с художником на этот раз инициатива исходила не от заказчика, а от исполнителя - художника Леонардо да Винчи без заключения договора на выполнение работ/услуг. Что же заставило Леонардо «прогнуться» перед купцом, т.е. по собственной инициативе взяться за написание для купца портрета его жены?

Существует предположение, что отец Леонардо, сер Пьеро да Винчи (1426-1504) сочувственно отнёсся к сыну, стеснённому в средствах. Не зная того, что Леонардо в 1503 году уже контактировал с Франческо дель Джокондо по поводу написания для себя художественного наброска с лица его жены, отец намекнул купцу, с которым водил знакомство, что его новый купленный в 1503 году дом не плохо было бы украсить солидным портретом жены, исправно поставляющей ему наследников. И что таким художником мог бы быть Леонардо да Винчи, уже рядом работ подтвердивший своё, не превзойдённое мастерство. Купец обещал подумать.

А через несколько месяцев купец сделал художнику соответствующее предложение. Леонардо его отклонил. А узнав, откуда «дует ветер», разругался с отцом, добавив, что деньги купца ему не нужны. Возможно, Леонардо был зол на купца, не разрешившего своей жене продолжать позирование при написании портрета «Мона Лиза» в 1503 году.

9 июля 1504 года умер сер Пьеро да Винчи, отец 10 сыновей и 2 дочерей, в

возросте 78 лет. И хотя возраст был почтенный - многие покидали этот мир в 50-60 лет, Леонардо стал винить себя, что своим отказом купцу, повлекшим ссору с отцом, он ускорил кончину предка. Вот тогда-то 3 месяца спустя, чтобы реабилитировать себя перед покойным отцом, Леонардо сам пришёл к купцу и сообщил, что готов взяться за написание портрета его жены. Купец попросил тайм-аут, чтобы подумать. Купец явно был тугодум, поскольку не разразился ответом 3 месяца. Терзаемый изнутри, Леонардо, переломив свою гордыню, напомнил о себе. Ещё через пару месяцев купец согласился, чтобы Леонардо писал портрет Лизы для украшения их дома.

Чтобы заставить себя не тянуть с написанием портрета, Леонардо взял у купца аванс и этим «сжёг мосты». Исследователи не нашли ни договора на размещение заказа, ни расписки в получении аванса, ни упоминания о портрете в дневниковых записях художника.

Лизе уже 26 лет, она трижды родила и снова беременна. Потребовались свежий эскиз и проработка портрета. Не исключено, что Лиза несколько раз позировала Леонардо в его студии. Но на крайний случай у художника сохранился эскиз для портрета «Мона Лиза», и он мог им воспользоваться. При необходимости Леонардо мог ориентироваться на портрет «Мона Лиза», находившийся у него в незавершенном виде с 1503 до 1516 год.

Дело за малым, осталось написать портрет, но спокойно творить во Флоренции художнику не даёт наместник французского короля Шарль де Амбуаз маркиз Шамон своими вызовами в Милан (280 км) заниматься архитекторскими проектами и живописью для короля Людовика Х11 (1462-1515). Кроме этого, Леонардо надо работать над созданием гробницы для прославленного кондотьера и преуспевающего маршала Франции миланца Джана Джакомо Тривульцио (1440-1518), внёсшего 100% предоплату в размере 4000 дукатов. Кроме всего прочего, Леонардо отвлекает судебная тяжба во Флоренции с кровными братьями по поводу дележа наследства по завещанию отца, умершего 9 июля 1504 года.

Таким образом, да Винчи вынужден был работать над портретом

«Джоконда» урывками во Флоренции, в Милане, на вилле Ваприо де Адда (35 км от Милана) в обществе обаятельного 15-летнего Франческо Мельци (1492- 1574) в ожидании прибытия из Парижа в Милан короля Людовика ХII.

В 1506 году, будучи вызванным во Флоренцию гонфалоньером справедливости синьором Пьетро Содерини по вопросу выполнения заказа Синьории, Леонардо взял с собой ещё незавершённый портрет «Джоконда» на планшете из тополя размером 76,8 х 53 см (против портрета «Монна Лиза» 84,5 х 64,5 см, написанного на холсте), чтобы показать купцу Франческо дель Джокондо.

30 апреля 1506 года реакция купца на незавершённый портрет была неожиданной для Леонардо да Винчи. Тот возмутился чёрной вдовьей накидкой

на жене (он не собирался умирать), отсутствием обручального кольца и ювелирных украшений. Нет, он такой портрет не приемлет. В его кругу ему не позавидуют и посчитают скрягой по отношению к жене. В общем, распылившись, купец отказался от портрета, от аванса и от услуг magestro.

Леонардо посчитал свой долг перед отцом выполненным. Он покинул дом купца без сожаления, а даже с радостью. Теперь у него развязаны руки. Отказ купца от портрета давал Леонардо возможность продолжить на своё усмотрение

писать Лизу в образе Катерины столько времени, сколько потребуется.

Художник хотел методом сфумато (плавный переход от света к тени) создать живое человеческое лицо. И так выполнить черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт внутренний мир человека, но не на распашку, а с тайнами и загадками.

Искусствоведы с большой долей уверенности говорят, что Леонардо в итоге изобразил не простую женщину, а Богоматерь; совместил образы живой Лизы и мёртвой Катерины.

1 мая 1509 года из Парижа в Милан прибыл король Франции и завоёванных земель итальянской Ломбардии - Людовик ХII и сразу пожелал видеть Леонардо да Винчи. Король с восхищением воспринял показанные ему живописные работы и потребовал от Леонардо не заниматься ни чем, кроме живописи. Король благоволит к Леонардо. Возвращает ему конфискованные виноградники, подаренные в 1499 году герцогом Лодовико Сфорца (1452-1508) и

освобождает от налогов на воду. Король «мягко стелет, но жёстко спать» - Леонардо не любит писать картины (их у него всего полтора десятка), считая эту работу второстепенной, рутинной. Только «Джоконду» он продолжает совершенствовать без устали и с охотой. С поставленной перед собой задачей Леонардо да Винчи успешно справился. Об этом он сам сказал: «Мне удалось создать картину действительно божественную».

В доступных нам источниках мы не нашли точной и однозначной привязки портрета «Джоконда» к тому изображению, которое традиционно приписывают донне Лизе дель Джоконда. Исследователю Сильвано Винчети не удалось в ходе раскопок в 2011 году найти череп Лизы Герардини и воссоздать черты лица для сравнения с портретным изображением.

Можно констатировать:

-итальянское слово gioconda, по-русски означает весёлая. Сам художник (как и его ученики) так картину называл, заложив в портрете молодой женщины весёлый образ своей матери Катерины. Совпадение названия портрета с фамилией модели случайное;

-Леонардо да Винчи начал писать картину «Джоконда» в 1505, используя метод сфумато. Картина написана на планшете из тополиных досок. «Джоконда» не написана на холсте, который по бредовой версии некоторых авторов вор Винченцо Перуджо обернул вокруг своего торса и вынес из Лувра 21 августа 1911 года;

- наш современник французский учёный Паскаль Котт, получив разрешение администрации Лувра, нашёл на лице «Джоконды» следы древесного угля в наколках по контуру и пришёл к выводу, что Леонардо да Винчи пользовался тем же трафаретом, что и при написании картины «Мона Лиза» в 1503 году;

- художник полностью закончил писать картину «Джоконда» в 1513 году;

-«Джоконда» ( как и «Мона Лиза») никогда не украшала собой жилище флорентийского купца Франческо дель Джокондо.


Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru

( Продолжение следует)


Первый выход картины «Джоконда» в свет.

Первое продолжение статьи «Чью спальню согревало присутствие «Джоконды»


1сентября 1512 года после 18-летнего изгнания Медичи вернули себе власть во Флоренции. Джулиано II ди Лоренцо де Медичи (1479-1516) скромный по натуре, преуспел в общении со слабым полом, а как капитан-генерал Флорентийской Республики он не удовлетворял старшего брата Джованни, ставшего в мае 1513 года Папой Римским Львом Х (1475-1521). Папа желал видеть у руля Флоренции другого энергичного делового человека. По этой причине Джулиано был переведен в Рим на должность гонфалоньера Святой Папской Церкви .А если попроще - он стал главнокомандующим войсками Папы Римского. Жил он во дворе Бельведеро в одном из Апостальских дворцов.

Во все времена род Медичи покровительствовал художникам, скульпторам, музыкантам и прочим одарённым людям. В силу этого, братья в 1513 году пригласили уже прославленного Леонардо да Винчи к себе в Рим. Согласно дневниковым записям Леонардо , он с четырьмя учениками отправился верхом на лошадях из Милана в Рим ( 550 км) 24 сентября 1513 года. Личные вещи и несколько картин, в том числе законченная «Джоконда», были отправлены багажом. Картину «Мона Лиза» Леонардо оставил на ответственное хранение во Флоренции у своего друга Пьеро ди Браччо Мартелли.

Кавалькада из 5 всадников прибыла в Рим в начале ноября 1513 года.

Джулиано II Медичи принял творческую группу Леонардо очень радушно. Действуя во всём от имени своего старшего брата Папы Льва Х, он предоставил группе несколько комнат в комфортабельном дворце Бельведеро. Между Джулиано и Леонардо сложились хорошие взаимоотношения. Художник показал новому покровителю свою законченную в первом полугодии 1513 года картину маслом на деревянном планшете размером 76,8 х 53 см с изображением молодой флорентийки, назвав портрет «Джоконда».

Профессор политехнического университета Милана Пьетро Марани считает; «… Леонардр да Винчи действительно начал свою работу, как портрет Лизы Джерардини. Однако, за годы ( 1506-1513) он превратился в нечто другое, в идеализированный портрет». То есть, после отказа купца от портрета жены, Леонардо уже для себя несколько изменил портретное лицо Лизы, представив его в большей степени в образе своей матери Катерины. И тем не менее, портрет напомнил Джулиану о первой любви 15-летних подростков в 1494 году. Он просит продать портрет в память о Лизе Герардини, а заодно украсить им свою картинную галерею с портретами любовниц, что в то время было модно.

Уточним, что этот портрет Джулиано II Медичи не заказывал Леонардо да Винчи. Художник написал картину для себя. Находясь в 1494 году безвыездно в Милане на службе у герцога Лодовико Сфорца, Леонардо не знал о любовной связи флорентийских подростков, находящихся в 300 км от Милана. Что касается Урбино, то согласно пометки Леонардо в записной книжке: « Голубятня в Урбино 30 июля 1502 года» он там накоротке встретился с Джулиано II и приобрёл в его лице покровителя, но не имел возможности писать портрет Лизы, ставшей в 1495 году женой флорентийского купца Франческо дель Джокондо и родившему ему к 1502 году троих детей.

Художник не желал расставаться со своим творением. Но в то же время 61-летний Леонардо в чужом городе нуждался в покровителе и боялся его потерять в случае отказа от продажи. С другой стороны да Винчи на первых порах нужны были деньги, чтобы кормить свою команду в 5 ртов. И Леонардо, скрепя сердцем, уступает картину «Джоконда» Джулиано II.

Итальянский писатель Бруно Нардини (1921-1990) в книге «Жизнь Леонардо» отметил, что Джулиано II купил у Леонардо улыбающуюся «Джоконду» не только, чтобы она грела его сердце, но и была примой в картинной галерее среди его пассий со скучными лицами. Улыбающаяся Мадонна – это просто находка!

Гонфалоньер Святой Папской Церкви Джулиано II любовался выкупленным у Леонардо да Винчи портретом «Джоконда» почти 2 года, а перед своей женитьбой, намеченной на январь 1515 года, на 17-летней Фелиберте Савойской вернул портрет, считая, что его создатель лучше всех сохранит шедевр. Об этом сообщает писательница Леония Берег словами самого Леонардо в его «Трактате о живописи», страница 16: «И уже он принял участие в картине, которая представляла божественную вещь и которую купил на «любителя», чтобы иметь представление об этой божественности, чтобы целовать её без подозрения, но, в конце концов, сознание победило вздохи и похоти, и была сила удалить её из дома». «Трактат о живописи» автор писал с 1492 по 1510 гг. Франческо Мельци отредактировал его текст и издал в 1551 году. Оригинал хранится в Апостольской Ватиканской библиотеке, код 1270..

Возвращая «Джоконду», покровитель не потребовал возврата уплаченных им за картину денег. Они пошли в зачёт за написание картины«Леда», которую Джулиано подарил королю Франциску 1, кузену своей невесты, перед своей свадьбой.

Джулиано II Медичи, прозванный, как и его отец, Великолепным, скончался 16 марта 1516 года в возрасте 37 лет в своём роскошном палаццо на виа Ларге во Флоренции от болезни лёгких, а не был убит на поле брани, как написали некоторые авторы.

.После возвращения картины «Джоконда» в конце 1514 года, в отсутствии покровителя Джулиано в связи со свадьбой, а также отъезда ученика Салаи из Ватикана в начале 1516 года в Милан и в силу сложившейся для Леонардо неблагоприятной обстановки в Ватикане, его ничего здесь не держало. Во Франции его ждал король Франциск 1 Валуа.

Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru

(Продолжение следует )


Картина «Джоконда» во дворце Ле-Клу в спальне Леонардо да Винчи

(Второе продолжение статьи «Чью спальню согревало присутствие «Джоконды» )

Осенью 1516 года преемник французского короля Людовика ХП, умершего 1 января 1515 года, 20-летний, амбициозный Франциск 1 Валуа (1494-1547), , не захотел мириться с утратой в 1512 году итальянской Ломбардии. После битвы 13-14 сентября 1515 года под Мариньяно, Милан вновь перешел под юрисдикцию Франции.

В Милане король ознакомился и был впечатлён росписью «Тайная вечеря» или «Последний ужин» в трапезной монастыря при доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Он захотел иметь этот шедевр у себя на родине. Поскольку вывести во Францию разрисованную стену оказалось технически невозможным, король Франциск 1 пожелал иметь при своём дворе автора этого гениального произведения.

В Болоньи (200 км от Милана и 300 км от Рима), куда Папа Лев Х прибыл вместе с Леонардо да Винчи договариваться о мире, король предложил великому художнику работу у себя в резиденции Амбуаз на юге Франции . От условий, которые предложил французский король, Леонардо не мог отказаться. . Король взяв слово, что Леонардо в следующем году приедет к нему жить и работать, удалился восвояси.

.Встреча Леонардо да Винчи в замке Амбуаз, расположенном примерно в 190 км на юг от Парижа, на берегу реки Луары, была чрезвычайно дружелюбной. Сюда поспешила и сестра короля Маргарита Наварская, которая также благоволила к Леонардо и поддержала идею проживания художника с командой во дворце Ле-Клу. Этот дворец король не дарил великому творцу, а предоставил возможность в нём жить, мыслить и творить. Дворец находился в менее чем одном километре от замка Амбуаз. Они были связаны подземным ходом. Король постоянно пользовался им при посещении высоко эрудированного Леонардо. В 1660 году дворец переименован в Кло-Люсе. С 1855 года им владеет семья Сен-Бри.

В первый же день хозяин и гость заключили договор об условиях пребывания да Винчи с командой на новом месте. Леонардо получил от короля Франции официальный титул «Первый королевский художник, инженер и архитектор» с пенсией в размере 700 золотых экю в год из рук казначея Жана Сапего. В архиве Амбуаза обнаружен расходный кассовый ордер, свидетельствующий о выдаче Леонардо по распоряжению короля пенсии за два года вперед. После высказанной благодарности, Леонардо да Винчи в Ле-Клу показал королю 4 привезенные из Милана картины: «Джоконда», «Святой Иоанн Креститель в молодости», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и портрет «Флорентийской донны, написанный в 1514 году в Риме с натуры по желанию гонфалоньера Святой Папской Церкви Джулиано II Медичи. Это был портрет «эмансипэ» маркизы Изабеллы де Эсте-Гонзаго написанный Леонардо по эскизу 1499/1500 года в Мантуи.

Королю очень понравилась картина «Джоконда» и он изъявил желание её купить за большие деньги. На этот раз Леонардо своё детище не уступил, но художник оставил монарху надежду обладать этим произведением позже.


.


С неудовлетворением читаем статью Ю. Майбороды от 11.12.2020, в которой он написал: «Франциск 1 выкупил «Джоконду» у наследников ученика ближайшего помощника Леонардо да Винчи, Салаи, получившего шедевр по завещанию самого мастера». В духовном завещании да Винчи от 23 апреля 1518 (1519) года нет ни слова о завещании какой либо картины в пользу Салаи. Ни у Салаи, ни у его сестёр никогда не было «Джоконды». У них был портрет «Мона Лиза». Если бы король купил этот портрет, то в Лувре прописалась бы «Мона Лиза» , а не «Джоконда».

В интернете в статье «Мона Лиза» от 23.10.2020 не корректно сформулирована фраза: «Лишь не задолго до смерти гения его ученик Франческо Мельци , которому «Мона Лиза» досталась по наследству, продал полотно королю Франции. Ну а потом холст был передан в Лувр». Уточняем . Не задолго до смерти завещателя вступить в наследство нельзя. Можно только после смерти через определённое время ( минимум 6 месяцев). Если портрет продан при жизни автора, тагда причём здесь наследство? И ещё, портрет, которым завладел король был написан на деревянном планшете , а не на холсте.

Kulturologia.ru в статье «Наполеон Бонапарт временно переименовал музей» написано: «После смерти художника в 1519 году король выкупил «Джоконду» у своего помощника». Кто помощник – продавец у короля – покупателя? Вроде бы Франческо Мельци на момент смерти Леонардо не был штатным помощником Французского короля Франциска 1 Валуа. К тому же, у королей нет помощников, а есть подданные.

В статье «Похищение легендарной Моны Лизы» от 28.01.2019Яндекс Дзен

написано : « На самом деле картина «Джоконда» была вполне законно приобретена королём Франциском 1 у торговца после смерти Леонардо да Винчи в 1519 году. И кто был этот торговец? Благородный Франческо Мельци, передавший согласно воле учителя с поклоном королю портрет «Джоконда», торговцем априори не был.

Во дворце Ле-Клу Леонардо поместил портрет на стене своей спальни. Он разговаривал с «Джокондой» как с живой, слегка касаясьизображения сухой кисточкой. Ведь картина была завершена весной 1513 года и в дописывании не нуждалась.

Леонардо умер возможно от инсульта, вставая с постели по зову служанки Матюриной идти есть суп, днём 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. Авторитетная московская писательница Леония Берег в 2016 году поведала: « Леонардо умер на глазах у «Джоконды». Это подтверждает, что король не был собственником картины при жизни её создателя.

Со слов Франческо Мельци в момент смерти гения картина враз потускнела.

Согласно указанию учителя, Мельци передал портрет из рук в руки королю. Возможно, он и денег не взял, ибо оставался во Франции на 11 лет на полном пансионе короля, включая хорошую пенсию. Не за просто так король в 1520 году наградил его привилегией джентльмена Палаты ( как наши депутаты).

Похоже переход картины к королю надлежащим образом не задокументирован, что даёт повод итальянским фанатам от случая к случаю скандировать в адрес Франции: «Верните нашу Лизу».

Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru

(Продолжение следует)

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 28.08.2021 в 17:41
Прочитано 213 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!