Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

ГИА. Большой Барьерный Риф. №1. Кораллы. Остров Лизард.

Добавить в избранное

ГИА. Большой Барьерный Риф. №1. Кораллы. Остров Лизард.


( Из рассказов "бывалого путешественника".)


У побережья Австралии находится уникальное явление природы - Большой Барьерный риф (ББР). Протянувшийся вдоль северо-восточного берега Австралии на 2.500 километров, он насчитывает 2.900 отдельных коралловых рифов и 900 островов. Это самый большой объект на Земле, образованный живыми организмами. Его площадь больше площади Великобритании. В северной части его ширина два километра. В южной - сто пятьдесят. Там он отстоит от берега австралийского континента на триста километров. На севере - всего на тридцать.

Кораллы могут жить и развиваться только в тёплой, морской воде мелководья при температуре не ниже 18*C. Кроме того, вода должна иметь определённую концентрацию соли. Именно поэтому риф прекратил своё распространение на границе Южного тропика (Тропика Козерога). За ним вода становится прохладной. А на севере он не продвинулся дальше берегов Новой Гвинеи. В тех местах реки выносят в океан большое количество пресной воды, понижая её солёность.

Большой Барьерный риф образован за счёт скелетов твердых видов кораллов. Возраст рифа не превышает четырёхсот тысяч лет. Но его наиболее интенсивный рост произошёл в последние восемь тысяч лет. В этот период уровень Мирового океана постоянно повышался. И молодые кораллы располагались на вершинах старых. Этот процесс продолжается и теперь. На старом фундаменте появляются всё новые колонии коралловых полипов. И некоторые участки рифа оформились только в последние двести лет.

На Большом рифе насчитывают около четырёхсот видов кораллов. Большинство из них относится к твёрдым типам. Это кораллы-мозговики, грибовидные кораллы, “оленьи рога” ... Их известняковые скелеты и определяют структуру рифа. Цвет этих кораллов от тёмно-красного до жёлтого. Много здесь и мягких кораллов. В своих тканях они содержат кристаллические образования - “склериты”, обеспечивающие им эластичность. Более сложно устроены горгонарии. Помимо склеритов у них есть ещё вторичный скелет из твёрдого и гибкого вещества горгонина. Горгонарии обычно ярко окрашены. Много оттенков красного цвета. Есть и жёлтый, коричневый, белый, сиренево-пурпурный. Встречается даже чёрный.

Внутри каркасов кораллов обитают крохотные, размером с рисовое зёрнышко животные со щупальцами - полипы. Существуют они в симбиозе с одноклеточными водорослями - “зооксантеллами”. Именно эти водоросли и придают кораллам яркий цвет. Они же обеспечивают полипы органическими веществами. В том числе и кальцием, который формирует скелет микроорганизмов. “Зооксантеллы” очень чувствительны к температуре воды. Даже повышение её на полградуса нарушает их жизненный цикл. Они начинают выделять ядовитые для полипов вещества. Тогда последние их отторгают. Симбиоз нарушается. Водоросли гибнут. Кораллы без водорослей-“зооксолентов”обесцвечиваются. Белеют. Слабеют. Обрастают другими бурыми водорослями. И в итоге гибнут.

Но не только повышение температуры наносит ущерб хрупкому экологическому равновесию коралловых рифов. Их разрушают и тропические ураганы. И периодически случающееся взрывное размножение морской звезды “терновый венец”, питающейся коралловыми полипами.

Разрушают кораллы и животные, и рыбы. Рифы размываются водой. Разъедаются кислотами. Их поверхностный слой постоянно меняется. Но, к счастью, кораллы, как большинство живых существ, приспосабливаются к меняющимся условиям. Растут. Размножаются. А некоторые из них, при средне- годовом приросте 1.5 - 3 сантиметра, в благоприятных условиях способны за год вырастать до тридцати сантиметров. И площадь этого удивительного природного феномена продолжает увеличиваться.

Описать всё богатство подводного мира Большого Барьерного рифа невозможно. Одних только видов рыб здесь обитает более полутора тысяч. Рыбы- попугаи, рыбы-бабочки, кузовки, мурены … Около пятисот видов рифовых рыб, приспособились жить именно в таких условиях. Среди них и небольшая, десяти сантиметровая хищная рыбка нетопырь. И знаменитые рифовые акулы. Здесь можно встретить и гигантскую камбалу весом в двести килограмм. И самую крупную рыбу - китовую акулу. Длина последней может достигать 20 метров.

Все рифы, даже очень маленькие, заселены ракообразными. Их здесь сотни видов - лангусты, омары, крабы, креветки … Множество разновидностей моллюсков. И гигантов, весом в сотни килограмм. И совсем крошечных. Среди них есть ядовитые, опасные для человека.

Нередки там и морские млекопитающие - киты, дельфины, дюгони. Из семи видов морских черепах здесь обитает шесть. На рифовых островах гнездится около двухсот видов птиц. Признавая уникальность этого места, ЮНЕСКО в 1981 году включила Большой Барьерный риф в список объектов Всемирного наследия. А австралийское правительство объявило о создании здесь Морского национального парка «Great Barrier Reef Marine Park». Теперь это визитная карточка Квинсленда.

Не удивительно, что столь богатый подводный мир Большого Барьерного рифа привлекает сюда множество туристов. Среди них много аквалангистов, любителей поплавать с маской и ластами. Для них установлены специальные правила поведения, направленные на недопущение причинения вреда окружающей среде. Понаблюдать за обитателями подводного мира можно и на борту катеров с прозрачным дном.

Вся акватория Большого Барьерного рифа разделена на зоны доступности. Строже всего охраняются места, предназначенные для научных исследований. Туристов туда не пускают. Им разрешено посещать только специально выбранные для этого острова. Цена поездки зависит от уровня предоставляемого сервиса. Пребывание на островах Лизард и Хеймэн стоит недёшево. А вот на островах Уайтсандейз и Норт-Молл за небольшую плату можно даже разбить палатку. Правда, только в специально отведённом для этого месте.

Самый северный и близкий к экватору австралийский остров Лизард называют жемчужиной Большого Барьерного рифа. Он расположен в 27 километрах от побережья Квинсленда. Небольшой, площадью всего десять квадратных километров гранитный остров, вместе с тремя более мелкими островками образуют знаменитую Голубую Лагуну.

Как утверждают рекламные проспекты, в её водах, у берегов острова растут изумительные по красоте коралловые сады. А сам остров является Национальным парком. На нём запрещена хозяйственная деятельность. Исключение сделано лишь для отеля “Lizard Island Resort” и научно-исследовательской станции, изучающей процессы, происходящие на Большом Барьерном рифе. В этот уединённый уголок нетронутой природы гармонично вписаны сорок комфортабельных вилл-бунгалло отеля. Гостей острова-курорта привлекают снежно-белые песчаные пляжи, тёплый бирюзовый океан, свежий ветер и ласковое солнце. Нравится он и любителям спокойного отдыха. Здесь нет ничего, что бы могло им помешать. Это и излюбленное место для фанатов дайвинга.

Интересна история острова. Первооткрывателем его принято считать знаменитого мореплавателя Джеймса Кука. И действительно, капитан Кук был первым европейцем, ступившим на него. Это произошло в 1770 году. Тогда Кука поразило большое количество обитающих на острове ящериц. Поэтому он и назвал его “Lizard Island” (Остров ящериц). В поисках безопасного прохода между многочисленными рифами к проливу Торреса, капитан поднялся на высшую точку острова. На местных картах она обозначена, как “Cook’s Look”. В вольном переводе это означает “Панорама Кука”.

Но австралийские аборигены знали об этом острове задолго до Кука. Бывали на нём. Ловили в этих местах рыбу. Охотились на черепах. Собирали моллюсков. Они находили, что сам остров и три других островка из этой группы формой похожи на ската. Остров Лизард - его тело, а три других - хвост. Аборигены верили, что это было создано в овеянные древними легендами времена “Dreamtime”. И считали это место священным. Здесь они проводили обряды инициации юношей, после которых молодые люди считались уже мужчинами.

Большой Барьерный риф тоже открыл Джеймс Кук. В тот раз плавание вдоль рифа могло окончится для команды трагически. Примерно в 160 километрах от теперешнего города Кернс корабль прочно сел на риф. Чтобы сняться с него, пришлось пожертвовать многими тоннами ценного груза. За борт сбросили пушки, другие тяжёлые предметы. Только после этого, начавшийся прилив, поднял судно и позволил ему доплыть до устья небольшой реки. Несколько недель его команда латала бреши в корпусе корабля. Выброшенный груз пролежал на морском дне до семидесятых годов двадцатого столетия. Многие предметы за это время разрушились. А сохранившиеся пушки подняла на поверхность американская экспедиция. Их теперь можно увидеть в местном музее..

Джеймс Кук сумел найти проход через Большой Барьерный риф в открытое море. После него многие мечтали пройти коралловые рифы и достичь берегов Австралии. Но не всем это удавалось. Немало кораблей разбилось об острые рифы. Только в 1840 году была составлена подробная карта этого района. И тогда здесь стала развиваться торговля. Поселенцы австралийского континента не преминули воспользоваться открывшимися возможностями. В этом районе в огромных количествах добывали жемчуг, ловили трепанга, считавшегося деликатесом. То и другое отправляли в Европу и Азию. Трепанга, его ещё часто называют морским огурцом, было много и возле острова Лизард.

О том, как нелегко, а иногда и трагически складывались судьбы колонистов новых земель, рассказывает история молодой женщины Мэри Уотсон.

Капитан Роберт Уотсон, занимался добычей трепангов. Он с семьёй поселился на острове Лизард в 1879 году. Его жене, миссис Уотсон, было тогда всего 21 год. Красивая, сильная, храбрая, выносливая, она занималась переработкой уловов “морского огурца”. Однажды, когда мужа не было, на остров прибыли аборигены. Увидев чужаков на их священном острове, они убили одного из слуг Мэри. Грозились убить и всех остальных. Мэри с маленьким сыном и вторым слугой решила бежать. В качестве плавательного средства они использовали большую металлическую ванну, в которой отваривали трепангов. Беглецы надеялись, что благоприятные ветры пригонят их посудину к берегу континента. Не повезло. Все трое умерли от жажды через девять дней на небольшом безводном острове. Их тела нашли через три месяца. О произошедшей трагедии рассказал дневник Мэри.

Это нападение колониальные власти использовали, как повод для карательной экспедиции против аборигенов. История умалчивает сколько тогда погибло коренных жителей континента. Убивали всех попавшихся на пути. Следствие тогда никто не проводил. Задачей было преподать аборигенам устрашающий урок на будущее.

Рейтинг: нет
(голосов: 0)
Опубликовано 11.02.2022 в 12:51
Прочитано 276 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!