Зарегистрируйтесь и войдите на сайт:
Литературный клуб «Я - Писатель» - это сайт, созданный как для начинающих писателей и поэтов, так и для опытных любителей, готовых поделиться своим творчеством со всем миром. Публикуйте произведения, участвуйте в обсуждении работ, делитесь опытом, читайте интересные произведения!

Думы о врачевании и хирургической клинике

Добавить в избранное

В.А.Бушмелев

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Медицина есть энциклопедия жизни...

Кто же, как не врач, видит рождение,

жизнь и смерть, здоровье и болезнь,

боль, страдания, радости, все величие

и всю ничтожность человеческой души,

и все это в новых формах и проявлениях!

В. Л. Боголюбов

Неслучайно в качестве эпиграфа к предисловию мной приведены слова выдающегося ученого, казанского хирурга профессора Виктора Леонидовича Боголюбова, который по справедливости считался одним из наиболее эрудированных хирургов своего времени.

Вера в могущество науки, в ее прогресс вдохновляла В.Л. Боголюбова в его научных исследованиях. Он говорил: «Жизнь и работа врача представляет собой одну из наиболее широких и углубленных форм человеческой деятельности. И это потому, что предмет его деятельности есть самое замечательное на земле — человек. Его рождение, жизнь и смерть, его организм и психическая жизнь, его прошлое и настоящее, взаимоотношения к природе и людям - все это входит различными путями, разнообразно переплетается и отражается в жизни и деятельности врача. Вот почему врачебная профессия требует широкого образования и широкого кругозора… . Ни в одной деятельности человек не несет такой исключительной ответственности, как в деятельности врачебной, где высоко ответственные задачи врача требуют от него не только научных знаний, но и высоких интеллектуальных качеств. И ни в одной деятельности человек не несет такой личной ответственности за несовершенства своей профессии, как в медицине». «Высшей основой деятельности врача, говорил Виктор Леонидович, — является любовь к людям». Он требовал от врача - «лечи больного так, как хочешь, чтобы лечили тебя самого».

Мы живем в век узкоспециализированной медицины. В настоящее время существует более полутора тысяч врачебных специальностей. Перед выпускником медицинского вуза всегда встает дилемма выбора специализированной врачебной профессии. И набор их достаточно велик, начиная от семейного врача широкого профиля до диетолога, нутрициолога, косметолога и т.д.

Хотя специализация является прогрессивным явлением, она имеет положительную и отрицательную стороны. Узкий специалист изучает те заболевания, которые относятся к группе болезней его специальности, более глубоко овладевает клиническими приемами и методами их распознавания и лечения. Однако болезнь не может существовать изолированно, вне связи с организмом человека. Арсенал болезней может быть еще более широк, чем врачебные специальности. Поэтому будущий врач любой специальности, если он желает быть грамотным врачом, должен в совершенстве овладеть основными приемами врачевания, о которых пойдет речь ниже.

В конце 70-х и начале 80-х годах прошлого столетия при медицинских вузах функционировали так называемые «рабфаки», предназначенные для подготовки абитуриентов к поступлению на медицинские факультеты. В программу рабфака входил цикл лекций, объединенный единой тематикой «Введение в профессию». Лекции читали, как правило, ведущие клинические специалисты - терапевты, хирурги, педиатры, акушеры-гинекологи и др. В лекциях освещались значимость и трудности той или иной медицинской специальности.

После прослушивания их, у абитуриента появлялся живой интерес к той или иной специальности, а иные претенденты теряли желание стать врачом. К сожалению, учебные программы сейчас составлены таким образом, что с особенностью той или иной медицинской профессией студент - медик начинает знакомиться, когда впервые приходит на клиническую кафедру после общеобразовательного обучения уже на 3-4 курсе. И бывает обидно, когда молодой человек осознает, что медицина не его призвание и им потеряно 3 года творческой жизни.

Более 50 лет моя трудовая деятельность связана с преподавательской работой в медицинской академии. Все эти годы, общаясь с будущими и начинающими врачами, я убедился, как много значит для них слово и личный пример Учителя, его профессиональное мастерство, клиническая эрудиция, широта интересов и общая культура. Эти качества Учителя оказывают огромное влияние на формирование будущего врача, его профессиональные и нравственные принципы.

Врачебный долг и христианское священнослужение имеют один общий принцип - передачу знаний, умений и нравственных начал от Учителя - ученикам, который делает врача звеном единой цепи врачебных поколений. В зависимости от того, чему научился он от своих предшественников, в значительной степени определяется то, какой след оставит после себя каждый,. От этого принципа будет зависеть и то, что он сможет сделать и суметь создать нового, чтоб передать свои знания и умения, идущим за ним последователям.

Каждый из врачей должен знать и помнить своих учителей, ибо для познающего науку врачевания очень важно: чему учат, как учат, и кто учит.

Например, меня всегда удивлял факт, что студенты столичных медвузов обладают более твердыми и уверенными теоретическими знаниями, чем учащиеся нашей периферийной академии. Они умело пользуются медицинской терминологией и легко ориентируются в определении предмета, о котором идет речь. Позднее я понял, что это обусловлено тем, что их учат «светила науки» и, в первую очередь тому, как отделить главное понятие от второстепенного, чтобы четко и ясно осветить любой вопрос.

«Преподаватель высшей школы должен дать студенту определенный запас прочно установленных теоретических сведений, научить его умению приложить эти сведения к больному человеку и при этом всегда логически, клинически и диалектически мыслить. Конечная цель обучения - подготовить медицинского работника, который по окончании медицинской школы обладал бы таким развитием, чтобы свое медицинское образование мог считать базой для своей практической работы и отправной точкой для дальнейшего совершенствования», - определение этих задач принадлежит выдающемуся российскому терапевту, основателю научной школы врачевания, заслуженному деятелю науки России Максиму Петровичу Кончаловскому.

Мне посчастливилось учиться у замечательных учителей, которые смогли привить любовь к профессии и вложили в меня достойные знания, которые постигал, а затем применил в своей работе. Считаю, что для врача, так же как для любого человека, настоящих Учителей с заглавной буквы, может быть несколько, при условии, что истинного учителя определяет нравственная чистота, деловитость, бескорыстие и здравые помыслы.

Самым главным Учителем, Наставницей и жизненным примером для меня была родная тетя, сестра моей матери, Иовлева Екатерина Петровна, врач акушер-гинеколог, которая помогла избрать профессиональный путь. Красивая и умная женщина, добрейшей души человек, по характеру альтруист, была настоящим воспитателем молодежи. До конца ее жизни я всегда с благодарностью принимал ее добрые советы и практические рекомендации.

Во время учебы в институте любимым преподавателем была Анна Ивановна Чукавина. Многие врачи у нас помнят ее, как профессора заведующей кафедрой инфекционных болезней, но она до мозга костей была доктором с отличными знаниями пропедевтики внутренних болезней. Чудеснейшая женщина, великолепный педагог, в то время работала ассистентом на терапевтической кафедре знаменитого профессора Александра Яковлевича Губергрица и преподавала нам, студентам 3-го курса пропедевтику внутренних болезней. Занятия Анны Ивановны, по освоению практических навыков непосредственного обследования больного памятны мне до сих пор. Благодаря ей я уяснил, что без усвоения азов пропедевтики не может состояться ни один врач, какой бы узкой специальности он не был.

Следующим наставником и примером практического врача – хирурга считаю Владимира Федоровича Фирекеля, с которым посчастливилось работать, будучи районным хирургом. Владимир Федорович был учеником легендарного хирурга Александра Васильевича Вишневского, слыл хорошим диагностом хирургических болезней и, хотя, не обладал широким диапазоном хирургических вмешательств, имел великолепную хирургическую технику. Оперировал он исключительно под местной анестезией, бескровно и анатомично. Кровотечений во время проводимой им операции не было, как будто вмешательство проходило в без сосудистой зоне. Его хирургической работой можно было любоваться и проследить весь ход оперативного вмешательства гораздо нагляднее, чем по любому учебному пособию или хирургическому атласу. Владимир Федорович был строгим и требовательным человеком. Требовательным он был, прежде всего, к самому себе, и своим примером учил точно и верно выполнять основные постулаты общей хирургии. Помню, как во время операции он немногословно, но очень доступно рассказывал и показывал, как следует выполнять те или иные важные оперативно-технические приемы. Благодаря прекрасной хирургической технике и чистоте ее выполнения, после его вмешательств не было послеоперационных осложнений. При переломах костей он применял только ручную репозицию или крайне редко скелетное вытяжение. Всегда это делал под местным обезболиванием, накладывал аккуратные гипсовые повязки, и переломы зарастали без смещения отломков. У Владимира Федоровича была исключительно светлая голова и золотые руки хирурга.

С полным правом считаю своими Учителями и Наставниками прекрасных специалистов, мастеров своего дела: профессора - педиатра Александру Ивановну Перевощикову, профессоров - хирургов Семена Ивановича Ворончихина и Александра Ивановича Зверева. От них я учился не только профессионализму, но человечности, нравственности и душевному отношению к пациентам. Кроме того, они дали мне направление в науку, привили ответственный и честный подход к ней.

Считаю своим долгом с благодарностью отметить уроки и советы прекрасного человека, одного из основоположников советской детской хирургии Станислава Яковлевича Долецкого. Виртуозный хирург, литератор с философским складом ума, он был для меня ярким маяком в нашей специальности. Только одна его книга «Мысли в пути», автобиографическое эссе о медицине, настоящем и будущем детской хирургии, отношении к профессии и воспитанию детей, о том, как лучше лечить детей, по значимости стоит дороже, чем какой-либо многотомный философский труд. Станиславу Яковлевичу всегда были присущи большая любовь к детям, огромная душевная молодость и отеческое отношение к коллегам, в том числе к тем, которые трудятся в глубокой периферии.

Благодарю судьбу за то, что в свое время меня окружали эти удивительно хорошие люди. Они помогли мне стать тем, кем я стал. Бесконечно остаюсь им благодарным до конца дней своей жизни. Ни одна моя лекция или занятия со студентами и курсантами факультета повышения квалификации не проходят без упоминания уроков этих Учителей. Постоянно ориентируюсь на крылатое выражение известного австрийского профессора, знатока истории медицины Гуго Глязера: «Ссылка на слова учителя — не ошибочный консерватизм, а основа знаний врача».

К сожалению, в настоящее время у подрастающего поколения резко изменилось отношение к своим учителям. Обострился нигилизм и негативизм. По этому поводу один современный сатирик выразился так: «Если раньше учителя умирали на трепетных руках своих учеников, то сейчас они умирают вследствие рук своих учеников». Мне кажется, в большинстве своем учителя умирают не столько от грубого воздействия рук учеников, а, скорее всего развязанного в отношении их разнузданного шельмования.

В те времена, когда я был еще начинающим преподавателем, но уже имел научную степень кандидата медицинских наук, услышал от доцента Юрия Александровича Башкова, с которым непосредственно работал на кафедре госпитальной хирургии, горько высказанную фразу: «Докторов-то в наше время развелось много, но вот жаль, - лекарей мало». Это изречение вначале меня привело в некоторое недоумение, а затем заставило серьезно поразмыслить. Стало быть, чтоб стать хорошим врачом, необходимо неустанно трудиться по повышению профессионального уровня. Недаром один из виднейших отечественных клиницистов Николай Яковлевич Чистович высказал тезис: «Чтобы быть хорошим врачом, необходима непрерывная, неутомимая работа, и только сам врач, делающий все от него зависящее, чтоб быть на высоте современного уровня медицины, может считать себя добросовестно выполняющим свой долг».

Я отыскал в энциклопедии значение слов «доктор», «врач» и «лекарь». Слово «доктор» в первом значении означает то же самое, что слово «врач». Врач - это специалист с высшим медицинским образованием. Он может быть терапевтом и хирургом, педиатром и невропатологом, санитарным врачом, и др. А вот слово «лекарь» относится к тому лицу, кто непосредственно лечит, независимо от того, доктор, врач или помощник врача – фельдшер, а может быть и доморощенный лекарь. Только после десятка лет врачебного стажа я понял, что имел в виду Юрий Александрович. Лекарь – это тот врачеватель, который воистину лечит и излечивает, а не тот врач, который хотя и имеет диплом, пусть даже доктора медицинских наук или аттестат профессора, но только ограничивается устной болтовней, как следует лечить.

Представленные вашему вниманию строки касаются не только воспоминаний об учителях и выдающихся медиках, а в большей степени - сложившегося состояния современного здравоохранения, о котором в настоящее время складывается весьма нелестное отношение общества, вплоть до обсуждений в «желтой прессе» и на «грязных форумах» в Интернете. В связи с этим пришел к выводу, что следует правдиво изложить свои размышления о работе лечебных учреждениях, где мне довелось трудится и оказывать какое-то влияние на развитие той медицинской дисциплины, в которой работаю.

Конечно, как любой человек, наверное, я обладаю какой-то степенью честолюбия и вероятно хочу, чтоб мое имя оставило в жизни добрый след. Писал, как умею, стараясь придерживаться русла правды и реальности. Очень надеюсь, что некоторые мои отеческие советы для кого-нибудь окажутся полезными и помогут найти достойное место в жизни. Как получилось, о том судить читателю.

ЗАМЕТКИ О ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ

Говорят, литература – это человековедение.

Но мне кажется, что и человеколюбие.Так и наша медицина.

Литература лечит болезни общества.

Медицина лечит конкретного человека, отдельных людей.

Но без отдельных людей нет общества.

И медицина становится медициной именно тогда,

когда она через отдельных ее членов оздоровляет все общество.

Расул Гамзатов


Однажды мне попала в руки книга «Искусство врачевания», написанная дагестанским врачом - профессором И. А. Шамовым. Не столько сама книга, а предисловие к ней больше всего заинтересовало меня. Предисловие к книге было написано замечательным поэтом Расулом Гамзатовым. В этом предисловии, в словах, обращенных к читателю, поразила фраза, где поэт медицину называет человеколюбием.

Стоит ли говорить, что слово «человеколюбие» означает любовь к людям, гуманность. И действительно, патриарху медицины Гиппократу приписывают слова, что «медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». «Светя другим, сгораю» - слова известного голландского врача Николааса Ван Тульпа стали девизом всех медиков, а горящая свеча – их символом. В то же время, великий гуманист, писатель Антон Павлович Чехов, по профессии врач, писал, что «профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Дальше он предупреждал: «Не всякий способен на это. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Поистине врачом может быть только человек проникнутый альтруизмом, ибо альтруизм – это есть готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Известный хирург, профессор Семен Иванович Ворончихин в своей книге «Полвека за операционным столом» написал замечательные слова: «Человек рождается для того, чтобы сеять на земле добро».

Извините меня за банальность, но каждый врач должен любить людей и обладать высокоразвитым чувством милосердия. Давайте зададимся вопросом, а может ли быть корыстный, жадный, завистливый и проникнутый эгоизмом, себялюбивый человек быть врачевателем? Я думаю, что нет, так как эгоизм и медицинская деятельность несовместимы. Посмотрите в словарях, и вы увидите, что слово «эгоизм» происходит от латинского слова «egō» - «я», и означает себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других людей, общественным интересам, пренебрежение ими. По В.И.Далю «эгоист - это себялюб, самотник, себятник, кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет. Самотник говорит: «Было бы мне хорошо, а там - хоть волк траву ешь!».

Еще хуже, если человек страдает эготизмом, при котором кроме обостренного самолюбия наблюдается преувеличенное мнение о своей личности, незабвенная самовлюбленность, честолюбие, тщеславие, спесь и хвастовство. Его амбициозность со временем прогрессивно возрастает. Самолюб ставит себя выше всех. Такой индивидуум не способен на гуманное отношение к окружающим, даже к своим близким и родственникам. Он не способен делать добрые дела и очень часто выдает желаемое за действительность. Себялюб если и чем-либо жертвует, то только в свою пользу. Склад его характера таков, что на него нельзя положиться. Такой человек заражен «звездной болезнью», от которой трудно найти лекарство. Следует учесть, что звездная болезнь страшнее алкоголизма. Алкоголик время от времени трезвеет и может дать себе оценку, а самонадеянный человек никогда. Преувеличенно высокое мнение о самом себе заводит его настолько далеко, что могут быть полностью забыты и растеряны все нравственные устои и элементарные правила общечеловеческой морали. Человек, ослепленный блеском славы, не способен услышать глас разума, у него страдает самооценка - один из важнейших регуляторов поведения личности. Он чрезмерно уверенный в своих действиях, и преувеличенно высокого мнения о себе. Он мнит себя непогрешимым, у него полностью отсутствует чувство сопереживания, которое так необходимо врачу.

Если он выдвигается в начальство и начинает решать судьбы людей, то обязательно заражается волюнтаризмом. Слово «волюнтаризм» переводится с латинского языка, как «воля» и определяет направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Такой деятель в своих решениях и действиях не считается с объективными условиями жизни, и его решения произвольно диктуются для осуществляющих их лиц, вплоть до идиотизма. Его политика построена на узкокорыстных интересах. В сегодняшней жизни таких лиц хоть отбавляй. Один современный философ сказал: «Надолго ли богомольному прислужнику стеклянный лоб? От идиотизма и хамства страдает больше разумных людей, чем от международного терроризма».

Обратите внимание, что человек, не уважающий старших, непременно теряет свое нравственное лицо. Заветы любой мировой религии гласят, что проявление неуважения к старшим считаются большим грехом. Нарушение таких религиозных заветов: «Не обижай старших и не возлюби лишь себя» приравнивается к одному из самых распространенных пороков человечества – хамству. В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова слово «хам» означается, как грубый, наглый человек. Близки по значению к этому слову синонимы - «грубиян» и «нахал». Слово «грубиян» определяет человека, который груб и дерзок в обращении с окружающими, а «нахал» более высокую степень грубости - беззастенчивый, грубо бесцеремонный и дерзкий человек. Ныне слова «хам, грубиян и нахал» понимаются под одним и тем же значением, хотя имеют различное происхождение.

Например, слово «хам» имеет определенно мифологическое происхождение. Оно связано с легендой о Всемирном потопе — страшной катастрофе, широко распространённой в мифологических представлениях народов мира. Катастрофа, описанная в ряде религиозных текстов, представляла собой широкомасштабное наводнение, приведшее к гибели почти всего живого, населяющего землю.

Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить, таким образом, всё человечество, оставив живыми лишь благочестивого проповедника Ноя и его семью. Ной был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении, и повелел построить Ковчег — своеобразное судно, способное пережить готовящийся потоп. Бог дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания. К началу работ по постройке ковчега у Ноя было три сына - Сим, Хам и Иафет, которые активно помогали Ною в строительстве ковчега. Когда работа была завершена, Ною было повелено зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой «всякой твари по паре», то есть по паре от каждого вида животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и почти всё живое на земле погибло.

После окончания потопа все спасшиеся на ковчеге и Ной с сыновьями покинули его. От сыновей Ноя в последующем и населилась вся земля. А, сам Ной стал виноградарем. Однажды он выпил вина, опьянел и глубоко заснул. Его сын Хам совершил непотребное с отцом своим, пока он лежал обнаженным в шатре. Он грубо насмеялся над наготой отца. Ной проснулся и, узнав, что сделал над ним сын его, пришел в ярость. Он проклял Хама и сказал, что он будет раб рабов у братьев своих. В то же время Ной благословил своих сыновей Сима и Иафета, которые молча прикрыли его наготу. Проклятие Хаму, равно как и благословение, данное Симу и Иафету, распространились и на их потомков.

Вот так в религии появилось понятие, что обижать своих родителей и вообще старших, стало считаться большим грехом, а собственное имя «Хам» получило нарицательное значение и всех грубиянов и нахалов стали называть «хамами», а их действо «хамством».

Следует добавить, что проявление амбициозности – то же самое, что хамство. Слово «амбиция» в Советском Энциклопедическом словаре означает – честолюбие, тщеславие, обостренное самолюбие, самомнение, спесь, мания величия. В тоже время в Толковом словаре русского языка имеется двоякое толкование этого слова: 1) обостренное самолюбие, а также спесивость, чванство; 2) претензии, ничем не обоснованные притязания на что-нибудь.

Еще сюда можно добавить слово «апломб», что означает – излишняя самоуверенность в поведении и рассуждении, а также мания величия. С этими ярко выраженными проявлениями человек становится способным на любую подлость и гадость и, таким образом, невероятно страшно опасным для окружающих, даже своих близких. И это ради самого себя и своей амбициозности! Основной лозунг амбициозного человека: «Кто не согласен со мной, тот против меня».

Люди преклонного возраста болезненно переносят любое хамство и амбициозность, проявленные в отношении них. Пожилые люди с возрастом становятся весьма обидчивыми и им трудно перебороть любую обиду. А обида, нанесенная близкими людьми, особенно теми к которым они относились по-отечески, оказывается самой горькой. Обида получается настолько глубокой и болезненной, что в конечном итоге может убить пожилого человека. В одном из стихотворений прекрасного поэта-песенника Николая Николаевича Добронравова есть такие слова: «Люди умирают не в больницах. Люди умирают от обид».

В современном обществе, когда повсеместно царит произвол, граничащий с всеобщим разгильдяйством, теряется духовность и милосердие. К глубокому сожалению эти явления проникли и в медицину, где все чаще распространяется косность и равнодушие к больному человеку, потеряна тяга к совершенствованию и познанию нового. Поражает цинизм, бесстыдство, отсутствие профессионализма и полная потеря ответственности за свои действия.

Австрийский клиницист Герман Нотногель в свое время высказал мысль, что «хорошим врачом может быть только хороший человек».

Кроме того, врач должен быть добрым человеком. Что это такое добрый человек - очень просто и точ­но сказал польский врач и педагог Януш Корчак: «Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает во­ображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувству­ет». Именно искренняя доброта и человеколюбие были отличительной чертой доктора Корчака. Во время фашистской оккупации Польши в 1942 году он вместо предложенной ему свободы, предпочел остаться с детьми в обреченном еврейском приюте и выбрать мучительную смерть в газовой камере, чем предать своих пациентов.

Основоположник терапии и военной гигиены в России М.Я. Мудров определил, что «посредственный врач более вреден, нежели полезен». А, один из организаторов детской хирургии в нашей стране академик АМН Станислав Яковлевич Долецкий считал, что недоброму человеку с детьми работать ни в коем случае нельзя.

В последние годы все общество четко подразделилось на три категории: созидателей, потребителей и разрушителей. Созидатели – это трудолюбивые работники в разных сферах производственной, научной и общественной деятельности. Они работают на благо всего народа, не считаясь со своими интересами, не требуя для себя особых благ. Эти трудоголики, внедряя свои идеи в жизнь, способствуют продвижению общества вперед. Но, при этом в настоящей жизни, к сожалению, срабатывает обратный человеческий фактор. Если созидатель делает что-либо полезное, работает с заинтересованностью в результатах своего труда и с полной отдачей сил, испытывая от этого моральное удовлетворение, он за свой труд, как правило, не получает достойного вознаграждения.

Немалую массу общества составляют потребители, которые трудятся, не напрягаясь, не принося обществу ничего нового и полезного, но требуют для себя особого внимания. При сегодняшней жизни и системе распределения, по их понятиям, лучше ничего не делать, потому что меньше шансов совершить что-либо наказуемое.

Разрушители чаще всего встречаются среди нуворишей. Они несут обществу беды, невзгоды и тяжкое зло. Разрушители не имеют уважения к историческому прошлому, не чтят старшее поколение, пренебрегают христианскими заветами и государственными законами. Из их числа многие способны умело и по большому числу воровать, превращаясь в «царей жизни». Имея деньги и власть, они диктуют свою волю обществу. У них развивается мания величия и обостренное чувство вседозволенности. А мания величия, что иномарка без тормозов. Хотя известно, что перед тем как рвануть с места, следует проверять тормоза, ибо одна из восточных мудростей гласит: «Человек, не знающий прошлого, не признающий настоящего и не терпящий советов старших, не может иметь будущего». Недаром выдающийся литовский актер Донатас Банионис сокрушался: «Когда уходят титаны, почему-то на их место приходят карлики и варвары».

А что Вы хотите? Подумайте сами. В нашей многострадальной стране, которая беспрестанно участвует в войнах, сопровождаемых огромным количеством жертв, где высока преступность, а жестокость членов общества друг к другу является темой, надсадно обсуждаемой во всех СМИ, и не сходит с экранов телевизора, люди самой гуманной профессии также становятся более жестокими и циничными.

Современную медицину подразделяют на теоретическую и практическую, или, точнее, клиническую. В клиниках, больницах, амбулаториях и поликлиниках лечат больных: взрослых и детей. Всех врачей, работающих в них, можно условно подразделить на четыре категории.

Наивысшую ступеньку занимают лекари. Лекари – это неустанные трудяги любой врачебной специальности. Они с полным чувством врачебного долга владеют методами обследования, лечения больных и профилактикой заболеваний. Характерным примером этой категории врачей считаю реаниматологов. Большинство из них умеют делать все: последовательно обследовать больного, диагностировать болезни, назначать лечение и выполнять его и, если возникает необходимость, производить необъемное хирургическое вмешательство, и, как правило, с успехом выводят больного из тяжелого состояния.

За лекарями следует вторая категория врачей, которых я называю диспетчерами. Они составляют немалую группу медиков, работающих чаще всего в лоне поликлинической службы. Диспетчер не любит больных, не умеет с ними говорить, и шаляй-валяй владеет методами обследования. Первая мысль диспетчера при виде больного, как бы поскорее от него избавиться и отправить на какое-либо исследование или консультацию. Не думайте, что я излишне утрирую этот вопрос. Ничего подобного. Ныне появилось достаточно много докторов, имеющих ученую степень, которые, даже не удосужившись осмотра больного, а только бегло пробежав глазами данные его анализов, могут сделать заключение: «Не наш!», и спровадить пациента к другому специалисту.

Третья медицинская категория – это технари, которые, в связи с бурным научно-техническим прогрессом в медицине, как на дрожжах размножаются во всех лечебных учреждениях. Технари обычно сидят в затемненных кабинетах, уткнувшись в экраны своих диагностических приборов, стараясь не приближаться к пациенту. Большинству из них безразлично, кто перед ним: человек или бревно, взрослый или ребенок, больной или здоровый. Он не желает с пациентом беседовать, не интересуется его страданиями, а судит о болезни по показателям таких же бездушных приборов и аппаратов, как он сам.

На четвертой ступеньке располагается самая опасная для населения категория врачей – чиновники от медицины, независимо от того занимают они руководящие посты в медицинской отрасли или им досталась лечебная работа. Чиновник от медицины всегда четко знает, что не положено пациенту, а как следует оказать помощь больному, он представляет слабо. Зато у него два пуда чванства и высокомерия, он с умным лицом может давать ничего не стоящие советы, хотя сам не владеет методами оказания помощи. Не дай бог попасть на прием к такому чинуше! Как говориться в пословице: «Какому эскулапу попадешь в лапы».

Особенно опасна последняя категория «эскулапов» среди хирургов. Слово «хирургия» происходит от греческих слов «cheir - рука» и «ergon - работа», что означает искусство делать ручную помощь больным. Хирургия – это врачевание болезней, которые требуют оперативных, зачастую кровавых методов лечения, о чем будет отдельная глава.

Рейтинг: 10
(голосов: 1)
Опубликовано 22.01.2013 в 20:12
Прочитано 3058 раз(а)

Нам вас не хватает :(

Зарегистрируйтесь и вы сможете общаться и оставлять комментарии на сайте!